Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:03, реферат
В настоящее время туроператору при выборе способа перемещения туристов предоставлен широкий спектр видов транспорта и типов технических средств.
Однако кажущаяся простота задачи выбора транспорта не относит процедуру выбора, требуется тщательный учёт многих факторов.
Тема 1. Транспортное обслуживание туристов
1.1. Использование транспортных средств при туристических путешествиях
1.2. Состояние транспортной системы обслуживания туристов
1.3. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
Тема 2.
2.1. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров воздушным транспортом
2.2. Договор о воздушной перевозке пассажиров
2.3. Авиационные тарифы. Виды и типы тарифов
2.4. Технология обслуживания авиапассажиров
2.5.Регистрация пассажиров на воздушный рейс
2.6.Таможенный досмотр
2.7. Санитарно-эпидемиологический контроль
2.8.Паспортно-визовый контроль
2.9. Специальный контроль безопасности полетов
2.10. Посадка пассажиров на борт воздушного судна
2.11.Обслуживание пассажиров в аэропорту назначения
2.12. Особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров
2.13. Правила перевозки багажа
2.14. Особенности перевозки отдельных групп предметов и вещей
2.15. Чартерные авиарейсы
2.16. Сервис для авиапассажиров
Тема 3. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом
3.1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом
3.2. Классификация подвижного состава
3.3. Перевозочные документы
3.4. Тарифы. Льготы. Сборы
3.5. Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте
3.6. Перевозка ручной клади багажа и грузобагажа
3.7. Сервис для пассажиров
3.8. Особенности обслуживания организованных групп туристов на железнодорожном транспорте.
Тема 4. Обслуживание туристов автомобильным транспортом
4.1.Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом
4.2.Классификация подвижного состава и требования к туристическим автобусам
4.3.Организация перевозок пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам
4.4.Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами во внутреннем сообщении
4.5.Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах
4.6. Документы, необходимые при реализации международных перевозок
Тема 5. Обслуживание туристов водным транспортом
5.1. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров водным транспортом
5.2. Обслуживание туристов на морских, круизных судах
5.3. Обслуживание туристов на речных, круизных судах.
Тема 6. Доходы, прибыль, рентабельность и налоги на транспорте
6.1. Экономические показатели и их особенности на различных видах транспорта
6.2. Расчет себестоимости и перевозок пассажиров, багажа и почты по железной дороге
Тема 7 .
7.1. Договорные отношения с туристами
7.2. Договорные отношения с автоперевозчиком
7.3. Договорные отношения с железной дорогой
Тема 8. Тарифы транспортных услуг
8.1. Тарифы на авиационные перевозки пассажиров
8.2.Тарифы на железнодорожные перевозки
8.3.Тарифы на услуги водного транспорта
Тема 9. Международно-правовое регулирование отношений в области туризма
В американских салонах «Adviral Club» имеется душ, что позволяет сильно спешащим бизнесменам, не заезжая в отель, сразу отправиться по делам или на работу. «British Airways» предлагает душ и массаж в рекреационном центре отеля «Forte Crast». В Ванкувере в салонах «Air Canada» пассажиров ждет офисный центр с компьютерами и выходом в Интернет. В южно-корейском международном аэропорту пассажирам разрешается бесплатно пользоваться интернет-сайтами, отправлять электронную почту. Этот список можно продолжать и дальше.
Компания «Iberia» в помощь путешественникам создала специальную службу, сотрудники которой помогают пассажирам ориентироваться в аэропорту и готовы исполнить их небольшие поручения (для отличия эти служащие носят яркие красные куртки). Если кто-то забыл важный документ, обслуживающий консьерж разыщет его и доставит; возникла необходимость купить цветы — с такой просьбой также можно обратиться к представителю этой службы. Если рейс задерживается — клиента предупредят заранее, пока он не успел выехать из дома.
Уже говорилось о том, что авиакомпании очень внимательно относятся к авиапассажирам с детьми. Например, в лондонском аэропорту Хитроу авиакомпания «British Airways» открыла собственные ясли, где опытные няни присматривают за ребенком, если родителям необходимо отлучиться по делам. В аэропорту Сиднея для детей работает специальный зал с развивающими играми, книгами, кубиками «Лего» и клоунами.
Чтобы заполнить досуг пассажиров во время ожидания рейса, авиапредприятия могут предложить им и необычные услуги развлекательного характера. Например, в международном аэропорту Абу-Даби (ОАЭ) для транзитных пассажиров в 500 м от аэропорта открыт гольф-клуб, где можно скоротать свободное время перед вылетом. В мюнхенском аэропорту появился первый аэропортовый ресторан с собственной пивоварней, где можно дегустировать свежеприготовленный напиток с 10 ч утра до 1 ч ночи; сиднейский аэропорт предоставляет помещение для любителей караоке. Крупнейшая в Европе и Азии сеть аэропортовых баров Select Service Partner стала развлекать туристов, ожидающих рейс, совсем нетрадиционным способом. К клиенту, находящемуся в кафе аэропортов Глазго или Манчестера, может неожиданно «подлететь» повар в белоснежном колпаке, щелкнуть пальцами, после пиво в стакане клиента становится безалкогольным или котлета на глазах превращается в пирожное — это британские работники кухни реализуют навыки, полученные в результате прохождения специальных курсов магов и иллюзионистов.
Питание на борту воздушного судна
Подробнее следует остановиться на одном из важнейших факторов сервиса на борту воздушного судна — организации питания. Существует мнение специалистов, что 70% впечатления, составленного пассажиром об авиакомпании, зависит от того, чем кормили и как кормили во время полета. С одной стороны, это обусловлено естественными потребностями человека в еде при длительных перелетах. С другой стороны, питание можно рассматривать как одно из немногих занятий, доступных пассажирам во время пребывания в замкнутом пространстве на борту воздушного судна. Поэтому имидж перевозчика во многом зависит от того, как реализуется для пассажиров это занятие.
Большинство крупных российских перевозчиков считают, что экономить на питании не стоит, так как это вопрос престижа. В связи с этим авиакомпания «Трансаэро» на рейсе «Москва — Санкт-Петербург», который длится всего 40 мин, умудряется накормить пассажиров бизнес-класса. Сделать это не так легко, если учесть, что 20 мин уходят на взлет и 15 мин — на посадку.
Часто питание становится инструментом конкурентной борьбы между соперниками. Так, например, в Самаре существуют две авиакомпании — «Волга» и «Самара». Когда «Волга» стала предлагать на коротких рейсах снек-боксы с продуктами, пассажиры стали более охотно пользоваться услугами именно этой компании.
При организации питания на борту воздушного судна учитываются длительность полета, время суток, класс обслуживания пассажиров и др. Как правило, на коротких и ночных рейсах пассажирам предлагается компактный ланч-бокс, содержащий бутерброды, сэндвичи с различными напитками, соки, орешки, минеральную воду. Этот набор продуктов необязательно есть в самолете — при желании его можно забрать с собой.
На длительных рейсах предусмотрено горячее питание, которое подается каждые 4 ч, при этом состав блюд меняется. Рацион горячего питания зависит от класса обслуживания, но всегда включает не менее трех-четырех блюд, а также чай, кофе, соки. Ниже рассмотрено содержание рациона горячего питания для пассажиров эконом-класса у разных перевозчиков.
Рацион горячего питания для пассажиров эконом-класса
«Аэрофлот»
Закуска: рыбная или мясная, овощной салат. Горячее на выбор: телятина или курица, или рыба с гарниром булка. Десерт на выбор: фрукты, или компот, или пирожное. Напитки: чай, кофе.
«East Line»
Закуска: салат из крабовых палочек. Горячее на выбор: цыпленок в пивном кляре или говядина в кисло-сладком соусе Сырок, булочка с маслом Десерт: пирожное, шоколад, фрукты Напитки: чай, кофе.
«AJT»
Закуска: салат оливье или кукуруза с фасолью. Горячее на выбор: гуляш с макаронами, или курица с рисом Булки, масло Десерт: пирожное Напитки: чай,кофе
«British Airways»
Закуска: шотландский копченый лосось Горячее на выбор: бифштекс с соусом и картофелем в мундире, или морепродукты, или картофельные клецки с артишоками и соусом. Сыры «Пармезан» и «Бри» с итальянским хлебом.
Десерт: пирожное, виноград Напитки: чай, кофе.
« Delta Airlines»
Закуска: салат из зелени Горячее на выбор: говядина в горшочке в грибном соусе с картошкой или жареный цыпленок с жареной картошкой. Булочка с маслом. Десерт: пирожное. Напитки: чай, кофе.
Питание пассажиров первого и бизнес-класса отличается более богатым выбором блюд, а также наличием деликатесов. Например, «Аэрофлот» и другие отечественные компании предлагают клиентам элитных классов черную и красную икру, грибной паштет, салат из крабов; «Swissair» — гусиную печень, отборную семгу, креветки и т. п.
Кроме того, имеются отличия в порядке подачи блюд. В первом классе обслуживание носит характер ресторанного: сначала подается закуска, потом горячее и затем десерт. В других классах обед подается сразу в специальном контейнере.
Отличается и сервировка стола. В салонах первого класса используются фарфор, хрусталь, мельхиоровые столовые приборы. В эконом- и бизнес-классе применяется, как правило, одноразовая или многоразовая пластмассовая посуда.
Что касается напитков, то строгих правил в их количестве и наборе нет — каждая авиакомпания решает этот вопрос в зависимости от средств и национальных особенностей.
Иностранные авиакомпании придерживаются более низких норм «горячительных напитков» - 100-150 г, при этом наиболее щедрыми считаются «British Airways», «Finnair», «Lufthansa», а вот «Air France» не особенно балует своих клиентов — любителей спиртного.
Для пассажиров, предъявляющих особые требования к питанию, связанные с национальными особенностями, приверженностью к определенной пище или состоянием здоровья, большинство авиакомпаний в настоящее время предлагают широкий выбор специальных блюд. При этом специальное питание можно классифицирована несколько групп: медицинское, вегетарианское, религиозное, детское и др. Медицинское питание предполагает диабетические блюда; блюда с пониженным содержанием протеина, холестерина, лактозы, с низким содержанием соли, с высоким содержанием клетчатки, без клейковины и т.д. Религиозное питание может быть мусульманское, кошерное, индусское; вегетарианское — западное, азиатское, строго вегетарианское; детское бывает младенческое и для детей от 2 до 12 лет. За каждым видом питания закреплен код, который утверждается Международной Ассоциацией воздушного транспорта (IATA). При бронировании билета в нем делается пометка о заказ определенного рациона специального питания.
Спецпитание дополнительно не оплачивается, его стоимость входит в стоимость билета. Единственное требование — такое питание надо заказать во время бронирования или не позднее чем за 24 — 48 ч (в зависимости от правил перевозчика) до вылета.
Загрузка самолетов борт питанием производится по заявкам специальной службы аэропортов. За 3 ч до вылета эта служба передает заказ на каждый рейс отдельно с указанием количества рационов по виду и в соответствии с классом обслуживания.
Спецрацион можно заказать не только на международных, но и на внутренних рейсах. Интересную акцию в связи с этим впервые провел «Аэрофлот» весной 2002 г. на своих внутренних маршрутах. Во время Великого поста (с 22 марта по 4 мая) на всех рейсах по России пассажирам, желающим не прерывать пост, bopi-проводники предлагали постное меню из растительных блюд соблюдением традиций православной церкви.
Кроме стандартного и специального питания на рейсах отдельных перевозчиков пассажир может заказать себе все, что захочет (конечно в разумных пределах), однако уже за дополнительную плату. Такое индивидуальное питание практикуется, например, в компаниях «British Airways», «AJT», «Континентальные авиалинии».
Стоимость питания у разных перевозчиков различна и колеблется от 6 до 35-37 $ США в зависимости от содержания рациона класса обслуживания и продолжительности рейса. И хотя существуют авиакомпании, которые в целях снижения стоимости билетов урезают или совсем отменяют питание на своих рейсах (особенно непродолжительных), большинство из перевозчиков стараются не отказывать пассажирам в такой услуге.
Непосредственно приготовлением пищи для авиапассажиров занимаются предприятия (цеха) бортового питания. Это специальные фабрики-кухни, разрабатывающие рационы с учетом научно-обоснованных норм потребления продуктов и условий, в которых происходит их прием. Пища должна иметь оптимальную калорийность, необходимое содержание белков, витаминов, минеральных веществ; кроме того, она должна быть небольшого объема, хорошо упакована, легко транспортироваться, привлекательна и аппетитна на вид, желательно, чтобы ее можно было легко разрезать пластмассовым ножом или вилкой.
Предприятия бортового питания, производящие такую продукцию, как правило, базируются в аэропортах и тесно сотрудничают с авиакомпаниями, обслуживающимися в этих аэропортах. При этом они проводят презентации, где демонстрируют стандартные варианты меню; учитывают мнение и пожелания перевозчиков и затем составляют содержание рационов для пассажиров эконом-, бизнес- и первого классов. Обычно такие презентации проходят два раза в год — накануне летней и зимней навигаций. В соответствии с этим все крупные авиакомпании пересматривают рационы бортового питания дважды в год. Помимо этого, существует еще так называемая цикличность смены меню. Например, «Delta Airlines», «British Airways» и «Континентальные авиалинии» разрабатывают два вида меню и меняют его каждый месяц, «Аэрофлот», «East Line» и «AJT» делают это еженедельно.
Вопрос с закупкой продуктов каждая из фабрик решает по-разному. «Аэромар» закупает продукты как у иностранных, так и у отечественных производителей: свинину из Финляндии; рыбу из Норвегии; сыры из Франции; говядину, птицу и паштеты из Америки; овощи и фрукты из Голландии; осетрину и черную икру у отечественных производителей.
«Домодедово эр Сервис» и «Внуково-Eurest» сотрудничают в основном с российскими поставщиками. «Алазани-Эдем» наладила собственное производство продуктов питания, а то, что не выпускает сама, — старается покупать в России.
Количество порций, вырабатываемых предприятиями бортового питания в сутки, составляет 3000 — 50000 штук в зависимости от предприятия и от сезона навигации. Вкусовые достоинства пищи ежедневно оцениваются специальной комиссией во главе с шеф-поваром фабрики.
Следует отметить, что одним из основных принципов, лежащих в основе работы всех цехов, является стандарт. Принцип относится не только к содержимому рациона, но и к тому, как оформлены продукты, как разложены они на тарелочках, какую форму имеет контейнер и т. п. Это связано с тем, что условия приема пищи в салоне самолета таковы, что каждый пассажир из-за близкого расположения кресел видит не только свою «тарелку», но и «тарелку» соседа. И если вдруг окажется что его порция выглядит не так красиво, как у соседа, это может испортить ему настроение и наложить негативный отпечаток на все воздушное путешествие.
Что касается посуды, используемой для авиапассажиров, то одним из ее наиболее крупных производителей и поставщиков является голландская фирма «De Ster ACS». Она работает со многими авиакомпаниями, создавая для них новые формы, модели, цвета стаканов, тарелок, подносов и самих контейнеров. Более 350 перевозчиков доверяют свой сервис этой фирме. Среди них «British Airways», «Delta» «Airlines», «Lufthansa», «KLM», «Air France», «Swissair», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Узбекские авиалинии», «Пулковские авиалинии» и др.
В последнее время свои услуги по производству бортовой посуды стала предлагать отечественная фирма «Планета термофилинг», производящая снек-боксы, ланч-боксы, горячие тканевые полотенца для авиапассажиров.
Помимо организованного питания на дальнемагистральных рейсах в самолетах устраиваются буфеты, где можно купить бутерброды, закуски, кондитерские изделия, фрукты, орешки и т.п. в течение всего полета. Пользоваться этими буфетами могут пассажиры любого класса.
Курение на борту самолета
Говоря о сервисе пассажиров на воздушных судах, нельзя обойти вниманием такой важный для многих вопрос, как курение на борту самолета. В настоящее время большинство крупнейших авиакомпаний мира ужесточили меры против курильщиков.