Технология разработки экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок»

Содержание

Введение….
Глава 1. Теоретические основы экскурсии
История экскурсии
Сущность понятий экскурсии
Экономическая эффективность …..
Глава 2. Практическое содержание экскурсии
2.1. Методика разработки экскурсии
2.2. Проведение экскурсии по городу набережные челны
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая =).docx

— 67.39 Кб (Скачать)

Одно из требований методики — обеспечение непрерывности  экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение  всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия  на автобусе). Все время ведения  экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Полное время экскурсии

Время показа

Время рассказа

Паузы

Построение любой экскурсии  по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Методика требует связи  и взаимодействия между показом  и рассказом, предусматривая в одном  случае их сочетание, в другом —  чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

 

Пути совершенствования  методики

Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения  качества методической работы:

Первый путь — систематическое  пополнение и обновление знаний методистами  и экскурсоводами, их обучение в  высших учебных заведениях, на курсах, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

Второй путь — разработка такой методической документации (контрольного текста, методической разработки, «портфеля  экскурсовода»), которая явится основой  для высокого качества ведения экскурсий.

Третий путь — детальная  разработка технологии использования  методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных  экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.

Четвертый путь — практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное  использование рекомендованных  приемов на маршрутах, в процессе конкретной экскурсии.

Пятый путь — четкая отработка  техники ведения экскурсий.

И, наконец, шестой путь —  усвоение и сохранение контактов  между экскурсоводом и экскурсионной  группой; владение, основами таких наук, как психология и логика.

Экскурсионная методика является наукой о способах и приемах проведения экскурсий. В ряде экскурсионных  учреждений сфера деятельности экскурсионной  методики рассматривается лишь как  сумма методических приемов. При  подготовке и проведении экскурсии  не учитываются требования экскурсионной  методики и необходимость правильного  соотношения трех основных частей —  методики показа, методики рассказа и  методики организации экскурсионного процесса. Это оказывает существенное влияние на качество экскурсии и  на эффективность ее проведения.

Главным для экскурсовода является понимание сущности методики, ее назначения и механизма действия при раскрытии темы экскурсии. Это  понимание должно сочетаться с определенными  знаниями и навыками, которые дают возможность приводить в действие механизмы методики.

Методика охватывает ряд  проблем, связанных с разработкой  новой темы экскурсии, в том числе  отбор объектов для наблюдения, структура  экскурсии, соотношение показа и  рассказа, взаимообусловленность методики и техники ведения, связь методики с психологией и педагогикой. Постоянное совершенствование экскурсионной  методики является важнейшей задачей  экскурсионных организаций всех уровней. Необходимо обеспечить участие  в этой работе всех экскурсоводов. Экскурсовод  как исполнитель не должен ограничиваться ролью потребителя кем-то разработанной  методики. Он должен быть одним из ее создателей.

 

 

 

2.2. Достопримечательности города Набережные Челны.

Набережночелнинская картинная галерея

Набережночелнинская картинная  галерея является художественным центром, способствующим эстетическому развитию горожан и творческому развитию художников.

За 27 лет в её залах  побывало более миллиона посетителей; в ней экспонировались картины  великих мастеров из Эрмитажа и Третьяковской  галереи, Монплезира и Екатерининского дворца, Русского и Пушкинского музеев. В залах картинной галереи выставлялись также картины местных художников, таких, как В. Акимов, В. Анютин, Г. Анютина, З. Бикташева, Ф. Гирфанов, Ю. Свинин, К. Сафиуллин, Р. Мухаметдинов, Х. Шарипов, М. Хазиев, З. Миннахметов, Р. Саляхов, М.Исмагилов и многие другие.

Музыкально-поэтические  и творческие вечера, мастер-классы, встречи с художниками и другими  творческими людьми, клуб интеллигенции, программы для молодёжи, интерактивные  уроки для малышей, изостудия  «Ступени» и другие формы работы проводятся в галерее.

В 2004 году Набережночелнинская картинная галерея стала лауреатом конкурса «Лучший музей республики Татарстан» по всем направлениям деятельности.

 «Слава строителям КамАЗа!»

Этот необычный памятник стоит в самом начале промплощадки Камского комплекса заводов по производству грузовых автомобилей, как раз напротив поворота трамвайной линии, идущей вдоль  дороги №1, к жилым кварталам Автозаводского района города Набережные Челны. На вершине  рукотворного холма водружены скрепер и бульдозер, над которой развевается красное знамя.

Авторами памятника являются члены знаменитой краснознаменной  бригады автоскреперов из УМС Камгэсэнергостроя возглавляемой кавалером двух орденов Ленина, заслуженным строителем Татарии Уматом Камбулатовичем Наурбиевым. Ингуш по национальности, Умат-Гирей Наурбиев сумел сплотить бригаду, в которой дружно трудились представители двух десятков наций и народностей Советского Союза. На этой технике наурбиевцы выполнили немало земельных работ в период строительства автозавода.

Памятник был сооружен в 1981 году в ознаменование пуска (с оценкой «отлично») второй очереди  КамАЗа, за что всему коллективу производственного объединения  «Камгэсэнергострой» был вручен орден Ленина. Сам У. К. Наурбиев об истории создания памятника сказал так: «Наша бригада скреперистов перелопатила десятки миллионов кубометров земли. В память об этом мы за одну ночь посыпали курган. Вокруг него будет разбит парк».

Глядя на этот памятник, невольно вспоминаешь слова французского журналиста, корреспондента газеты «Юманите» Сержа Лейрака, приезжавшего в Набережные Челны в годы строительства КамАЗа: СССР вырос. Романтика лопаты и кирки первых пятилеток уступила место романтике машин».

Памятник Раису  Беляеву.

1 августа, во вторую  годовщину со дня кончины Раиса  Киямовича Беляева, на перекрестке улицы Гидростроителей и проспекта Муссы Джалиля собрались все его друзья, соратники по комсомольской юности. Здесь состоялась церемония открытия памятника.

Принимая во внимание вклад Раиса Беляева в строительство и развитие Набережных Челнов, мэр города принял постановление, согласно которой проводится этот вечер памяти. ОАО «Камгэсэнергострой» организовало фотовыставку, где можно перелистать страницы жизни нашего земляка.

«Знавшие Раиса Киямовича единодушны, что он не умел работать вполсилы, трудился непокладая рук, смеялся - заразительно, выступал с трибуны — во всю мощь своего голоса, помогал человеку со всей щедростью души. Влюбленный в романтику, он дневал и ночевал на ударных объектах всесоюзной комсомольской стройке КамАЗа, бесконечно веря в справедливость проникновенных песенных строк: «Не каждому дано так щедро жить - на память людям города дарить!»

Для того чтобы в нашем  городе открыть ему памятник, было проделана большая работа. Для  претворения задуманного в течение года существовал специальный благотворительный счет, на который коллективы челнинских предприятий и организаций, горожане перечислили более 150 тысяч рублей, многие помогли непосредственно при возведении памятника.

А создавал макет памятника  известный челнинский скульптор, член союза архитекторов России и Татарстана, заслуженный архитектор РТ В.Нестеренко.

После церемонии открытия памятника и сквера состоялся  музыкально-литературный вечер в  КДК «Энергетик» - «Страницы жизни… Человек, город, КамАЗ».

Сам памятник получился необычным. Треугольная вертикальная плита  памятника символизирует строительство  города, незаконченного, прямоугольного и однообразного, ферма и колонна  – строительство КамАЗа, их взаимосочетание – зависимость города от завода. Барельеф Р.К. Беляева подчеркивает его причастность и историческую роль в возведении города и завода.

О личностях сильных, неординарных писать сложно. Особенно о тех, кто  по роду своей деятельности руководит  огромным количеством людей с  их разными характерами, уровнем  знаний и опыта, проблемами и надеждами. По признанию большинства ветеранов  строительства КамАЗа и города, тех, кто в сложнейших условиях поднимал на ноги крупнейший в мире автогигант, тех, кто развивал социальную сферу  Набережных Челнов и его природную  зону, Раис Киямович Беляев в годы его работы в нашем городе действительно талантливо руководил людьми.

Р.К. Беляев родился 13 января 1935 года в деревне Щербень Аксубаевского района ТАССР. В 1954 году поступает в юридический факультет КГУ, который оканчивает с отличием в 1959 году. Его избирают секретарем комсомольской организации университета. затем в 26 лет Р.К. Беляев становится лидером комсомола Татарии. В 1969 году он избирается первым секретарем Набережночелнинского горкома партии. Возглавляя в течение 15 лет партийную организацию крупнейшего индустриального центра республики. Раис Киямович внес огромный вклад в его становление и развитие. Его имя для большинства челнинцев стало символом, олицетворяющим подвиг на Каме.

В 1984 году Р.К. Беляев был  переведен на высшую партийную работу. Являясь одним из руководителей  республики, он отдал много сил  для совершенствования и развития образования. При его содействии и непосредственном участии за эти  годы были введены в строй крупные  культурные центры республики.

С 1987 года Р.К. Беляев возглавляет  Казанскую государственную академию культуры и искусства.

Народностью и профессиональной эрудицией отличалась педагогическая деятельность Раиса Киямовича. Находясь на ответственном посту ректора, он внес огромный вклад в воспитание национальных кадров для нашей республики. Его перу принадлежат более 70 книг и научных статей.

За большие трудовые заслуги  Р.К. Беляев награжден двумя орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового  Красного Знамени, медалями.

На всех ответственных  постах Раис Киямович трудился с полной отдачей сил, проявлял себя энергичным, целеустремленным, принципиальным руководителем.

Памятник легендарному строителю  Евгению Батенчуку.

Много людно было в этот день на площади перед дворцом культуры «Энергетик», пришли сотни челнинцев. Здесь в 9 часов состоялось открытие памятника строителю номер один в нашем городе Евгению Батенчуку – Герою Социалистического Труда, участнику Великой Отечественной войны, кавалеру многих орденов и медалей, служенному строителю страны и республики, почетному гражданину города, бывшему генеральному директору Камгэсэнергостроя.

Этот памятник был разработан и создан за очень короткий срок челябинским скульптором С. Ворбьевым и челнинским архитектором В. Манукяном.

Открыл церемонию экс  глава администрации города Р. Хамадеев.

«Сегодня мы отдаем дань благодарности и уважения строителям нашего города, которые построили  КамАЗ, ГЭС, этот прекрасный город»,–  сказал Рашит Саитович.

«К сожалению, в последнее  время значение этой профессии как-то отошло на задний план, незаслуженно преданно забвению. Как бы там ни было, но без  строительства и строителей ни одно общество жить не сможет. И, как уже  сегодня говорят, Людей этой профессии  надо называть не строителями, а создателями.»

И вот торжественный момент, ниспадает белое покрывало, обнажая  бюст, лицо человека волевого со взглядом, обращенным в будущее. Затем выступили вице-премьер правительства РТ Владимир Швецов, генеральный директор ОАО «Камгэсэнергострой» Виктор Ельцов, бывший заместитель министра энергетики и электрификации СССР Юрий Корсун, генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. Это были выступления-воспоминания о человеке, посвятившем свою жизнь строительному делу и служению родине. Огромная энергия, высокий профессионализм, организаторский талант в сочетании с душевным и заботливым отношением к людям снискали ему такой авторитет и уважение десятков тысяч людей, что несколько десятилетий он невольно носил еще одно неофициальное имя, которым метко и любовно окрестили его строители, - «Батя».

Церемония торжественного открытия памятника завершилась оружейным  салютом и возложением венков и цветов к подножию скульптуры. Но еще долго не уходили отсюда люди, которые терпеливо дожидались своей очереди, чтобы сфотографироваться на фоне бюста человеку, к которому они питают большое уважение и с которым большинство из них когда-то общались на работе.

Создание Камского территориально-промышленного  комплекса, пуск гиганта современной  автомобильной индустрии на полную мощность – главная вершина в  его жизни. Чтобы достигнуть ее, он преодолел за свою долгую и многотрудную жизнь немало других.

Родился 28 февраля 1914 года в  городе Балта (ныне одесская область) в  семье, где было одиннадцать детей  – девять своих и двое приемных.

 

В 1925 году семья  Батенчуков переехала в Одессу. В школьные годы будущий строитель мечтал стать то моряком, то хирургом, то военным, но главным учением была… литература. Он писал стихи, рассказы, выпускал в студии начинающих авторов.

С четырнадцати лет пошел  работать слесарем на металлургический завод. В среде молодежи всегда был  лидером. В 1931 году вступил в комсомол. В 1932 – избран членом одного из райкомов комсомола Одессы и недолго был  здесь заведующим отделом.

В восемнадцать лет был  назначен директором завода по выпуску  поршневых колец для американских тракторов «Фердзон», на которых держалось тогда сельское хозяйство. В считанные месяцы работа предприятия была налажена, а тракторный парк – обеспечен запчастями к посевной.

Информация о работе Технология разработки экскурсии