Технология разработки экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок»

Содержание

Введение….
Глава 1. Теоретические основы экскурсии
История экскурсии
Сущность понятий экскурсии
Экономическая эффективность …..
Глава 2. Практическое содержание экскурсии
2.1. Методика разработки экскурсии
2.2. Проведение экскурсии по городу набережные челны
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая =).docx

— 67.39 Кб (Скачать)

г) использование движения экскурсантов в качестве методического  приема при показе объектов;

д) умения и навыки экскурсовода;

е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка экономической эффективности разработанного экскурсионного маршрута

Выделяется два способа ценообразования. В соответствии с первым цена товара (услуги) определяется затратами и устанавливается в размере себестоимости плюс норма прибыли. Альтернативная, и наиболее распространенная в последнее время концепция апеллирует к понятию полезности (или потребительной стоимости) и определяет цену исходя из соотношения спроса и предложения на рынке. В рамках данной темы мы более подробно остановимся на затратной модели ценообразования.

  1. Стоимость путёвки включает в себя следующие статьи:

стоимость проезда;

стоимость питания;

стоимость проживания;

стоимость экскурсионной  программы;

Цена же туристической  путёвки больше себестоимости на величину затрат и прибыли туристической  фирмы.

Расходы, представленные в  этих статьях, делятся на постоянные и переменные. К категории постоянных расходов для одного туриста относятся:

стоимость проезда;

Как правило, постоянные расходы  не зависят от продолжительности  тура и качества обслуживания.

Доля гостиного обслуживания и питания в общей стоимости  путёвки составляет 60 - 65%. Оба эти  элемента являются переменными величинами и зависят от изменения цен  на данные виды услуг, а также от сезонной градации, географической зоны расположения гостиницы, вида и класса обслуживания, договорных коммерческих условий между турагентством  и администрацией гостиничного предприятия.

На стоимость гостиничного обслуживания и питания оказывает  влияние и продолжительность  проживания. Чем она больше, тем  ниже стоимость одного туродня.

При расчёте гостиничного обслуживания цена проживания и питания  разбивается на тарифную сетку, которая  имеет диапазон 7 дней.

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется  скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объёма опера - до 10%, по срокам и продолжительности - до 5%, скидка в зависимости от продолжительности  проживания туристов в гостиничном  предприятии - до 10%.

С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы  в рекламе и издании рекламных  проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, куда фирма  отправляет туристов. Так, нередко турфирма реализует рекламные проспекты  страны, рекламируя таким образом не только свои туры, но и страну в целом.

Скидки могут также производится при предварительной оплате туристического обслуживания.

В целом цена на туристическое  обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20%.

При турах, применяемых при  авиаперевозках, стоимость перевозки  туристов к месту назначения и  обратно определяется на основе специально разрабатываемых тарифов, которые  могут быть наполовину ниже обычных. Тур включает также стоимость  размещения туристов в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определённое число  дней пребывания туристов в стране назначения, и использующиеся при  групповых и индивидуальных поездках.

Общий уровень рентабельности и цены должны быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиенту сообщается паушальная (общая) цена тура без разбивки её на отдельные  виды услуг.

Ценообразование на рынке  туристских услуг оказывает влияние  на учетную политику фирмы. Рассмотрим эти особенности на примере международного туризма. Специфика бухгалтерского учёта операций международного туризма  вытекает из различия в формировании стоимости путёвки:

    • для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путёвки путём приобретения отдельных услуг;
    • для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся только продажей путёвок;
    • для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся посреднической деятельностью.

Первый вариант представляет собой обычную схему работы предприятия, реализующего продукцию собственного производства. Исходя из того, бухгалтерский  учёт можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию  собственного производства или, как  обычно её называют, “по производственной схеме”.

Следует отметить, что процессы формирования, приобретения и последующей  продажи путёвок могут быть растянуты  во времени, соответственно на практике складываются ситуации, когда формирование путёвки начинается в одном отчётном периоде и заканчивается в  другом, или при работе по второму  варианту приобретение путёвки и  её перепродажа происходят в разных отчётных периодах. Из этого следует, что в деятельности туристической  фирмы должно быть чётко определенно, каким образом фиксируются основные хозяйственные операции, такие как:

-получение предоплаты от других организаций за оказание услуг;

-получение предоплаты от других организаций за готовую путёвку;

-получение предоплаты от туриста за путёвку;

-оказание услуг другой организации;

-передача путёвки туристу;

-выдача предоплаты другим организациям;

-получение от других организаций гарантии на получение отдельных услуг;

-получение от других организаций путёвок.

Если туристическое агентство  работает только как посредник, используется схема ведения бухгалтерского учёта, характерная для данного вида деятельности.

После экскурсии, когда экскурсанты  уже сами походили по городу, все  их вопросы были удовлетворены, следует  правильно выразить свою благодарность  слушателям экскурсии и прощание: «Важнейшей характеристикой городской  среды является архитектура. Большое  значение имеет создание гармоничной человеку архитектурно-пространственной среды, комплексное благоустройство, озеленение, цветовое и световое оформление города. Формирование архитектурного облика, создание образцов и примеров градостроительного искусства, городского дизайна, ландшафтной архитектуры создают пространство жизнедеятельности горожанина. И от того, в каком пространстве живет, трудится, отдыхает и общается с другими людьми человек во многом зависят его настроение, поступки, результаты, устремления. Архитектурное окружение формирует культуру горожанина, определяет его эстетические предпочтения и моральные установки. Архитектура может изменить и судьбу города: сделать его привлекательным или отталкивающим для жителей и приезжих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое содержание экскурсии

2.1. Методика разработки экскурсии

Создание новой экскурсии  по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия – это результат  двух важнейших процессов: ее подготовки и

проведения. Они связаны  между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой  экскурсии можно выделить два  основных направления:

- разработка новой темы экскурсии;

- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление –  процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка новой экскурсии  поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в

зависимости от сложности  темы. В большинстве своем это  работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются

специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

 

Подготовка новой экскурсии  проходит три основных ступени:

Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная  разработка самой экскурсии включает в себя:

- составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала;

- работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

Заключительная  ступень – экскурсия на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема  всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

 Вступление, как правило,  состоит из двух частей:

- организационной (знакомство с экскурсионной группой и знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

 Основная часть строится  на конкретных экскурсионных  объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

 Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными  объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей.

Первая – итог основного  содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия  была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой  экскурсии можно выделить ряд  основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в

той последовательности, которая  сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

Основные этапы экскурсии:

1. Определение цели и  задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и  составление библиографии.

4. Определение источников  экскурсионного материала. Знакомство  с

экспозициями и фондами  музеев по теме.

5. Отбор и изучение  экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута  экскурсии.

7. Объезд или обход  маршрута.

Предметом экскурсионной  методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение  и применение на практике средств  и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при  помощи которых работники экскурсионных  учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методики обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает  и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую  эффективность раскрытия и восприятия темы.

 

Требования экскурсионной  методики

Методика предъявляет  четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов.

Необходимо отбирать для  наблюдения объекты, которые имеют  непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех  объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования  пауз между объектами, нейтрализации  отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При  построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых  объектов, недопустимо, например, всю  тему городской обзорной экскурсии  раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Информация о работе Технология разработки экскурсии