Технология организации религиозного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Подрелигиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма.

Содержание

Введение
Виды и особенности религиозного туризма
Паломнический туризм
Виды и особенности паломничества
Паломничесвто в России
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
Разработка и продвижение туристского продукта
Заключение

Работа содержит 1 файл

специальные виды туризма.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

   В дороге обычно постились, с собой же брали "копеечки", чтобы в пути раздавать милостыню. Придя к цели паломничества, первым делом шли приложиться к святыне. Обязательно были на богослужении, исповедовались, а на следующий день причащались. И только после этого осматривали достопримечательности «Туристическая газета» - 1997..

   По данным ВТО, мировой поток туристов, целенаправленно посещающих святые для различных религий места, сейчас составляет около 7 млн. человек в год. Российские пилигримы среди них почти не видны - ежегодно за рубеж выезжает лишь порядка 20 тыс. наших паломников. "Конечно, цифры будут на порядок больше, если в эту категорию отнести людей, которые, отдыхая в какой-либо стране, ходят на экскурсии по монастырям или соборам", - уточняет Станислав Кандалин, генеральный директор компании "Скан-вояж".

   Агентств, специализирующихся исключительно на паломниках, в РФ немного. "В основном это организации, работающие при представительствах различных религиозных конфессий. Компании, действующей без поддержки, как обычный участник туррынка, выжить довольно сложно. Большой прибыли из религиозного туризма не извлечешь, хотя пилигримов в последнее время стало заметно больше. За прошлый год, например, их поток вырос примерно на 20-25%, и это еще не предел", - объясняет Тамара Зинченко, менеджер компании "Путь паломника". Для сравнения: доход иностранных компаний, занимающихся организацией религиозного туризма в Саудовскую Аравию, составляет около $2 млрд. в год.

   Российских религиозных туристов компании отправляют в основном в Грецию, Италию, Францию - страны, где есть православные святыни. С другими конфессиями операторы связываться не любят. Например, российские мусульмане совершают хадж практически без посредничества турфирм. В этом году, по словам Абдель Раззак аль-Кешми, консула посольства Саудовской Аравии в Москве, хадж в Мекку и Медину совершили 5.5 тыс. россиян - примерно на 20% больше, чем в 2003 году. Консул отмечает, что у саудовских властей не возникает никаких проблем с нашими паломниками, и они всегда возвращаются на родину. Но совершить священный хадж пока может лишь четвертая часть российских мусульман, поскольку паломничество обходится не менее чем в $1 тыс. Россия выбирает только 25% квоты, установленной для нее Исламской конфедерацией.

   Больше всего российских паломников едет в Израиль. Специально для них местное министерство по туризму разработало 11 религиозных маршрутов по Святой земле. Наших туристов привлекает возможность увидеть святыни сразу нескольких религий. Паломники стали настоящим спасением для туриндустрии Израиля, когда после начала антифады поток в эту страну снизился вдвое. "Количество пилигримов со всего мира при всём этом осталось стабильным. Эти люди мечтают увидеть определенное место или приурочивают поездку к определенному событию, так что перенос сроков или замена страны их не устраивает", - говорит Анна Очкова, коммерческий директор компании "Конгресс-тур". В прошлом году Израиль посетили 34.5 тыс. российских туристов, из них около 30% - паломники.

   Еще одним направлением для выезда российских религиозных туристов может стать Кипр Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: 2001.. Фотис Фотиу, председатель кипрской туристской организации, завил, что собирается продвигать такие программы в нашей стране. Российские эксперты полагают, что таким образом остров пытается увеличить или хотя бы сохранить на прежнем уровне российский турпоток, который в прошлом году сократился примерно на 30%. Операторы сомневаются, что на Кипр поедет много паломников, поскольку цены внутри страны для них слишком высоки.

   Вообще россияне пока предпочитают посещать святые места на родине, а не за рубежом. Например, одни только Соловки в прошлом году посетили около 30 тыс. паломников, причем их поток вырос на 36%. Гораздо больше пилигримов стало и на Валааме. "В прошлом году нас посетили около 60 тыс. туристов и паломников. Поездки становятся все более продолжительными, людям не хватает обычной экскурсии, они хотят остаться в святом месте на несколько дней или даже на неделю", - говорит Игорь Степанов, руководитель паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского мужского ставропигиального монастыря.

   В наше время монастыри Русской Православной Церкви - ведущие объекты привлечения паломников. В последние годы в нашей стране много пишут и говорят о различных монастырях и храмах. В своей работе хотелось бы сделать особый акцент на ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностях перед монастырем.

   Ряд монастырей принимает паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре (Московская область) паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по согласованию с паломническим центром. В Вааламском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Можно обозначить монастыри, принимающие:

паломников как мужского, так и женского пола;

только мужчин;

паломников-женщин, с предоставлением  их дополнительных прав.

   Только мужчины могут посетить Панфнутьев-Боровский монастырь. Только мужчин также принимает знаменитый Афонский Свято-Пантелеймонов мужской монастырь (как и все другие православные монастыри и скиты, находящиеся на Афоне, Греция).

   Паломники обоих полов приезжают во многие монастыри России, например, Троице-Сергиеву лавру, Владимирский монастырь (остров Валаам, Крелия).

Свято-Николаевский Черноостровский  женский монастырь, (Калужская обл.) принимает паломников, а женщинам предоставляет бесплатные проживание и трапезу.

   Большинство монастырей принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра - на сутки. Свято - Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. Другие монастыри специально не обговаривают сроки пребывания. Часто паломники остаются на длительный срок.

Даже при таком крупном  монастыре как Троице-Сергиева лавра  гостиницы - женский и мужской  Странноприимные дома - не могут  вместить всех желающих. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская область).

   Свято-Боголюбский монастырь (Владимирская обл.) селит богомольцев в гостинице и организуют их питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраивается бесплатный завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Другие - не представляют таких услуг (или одной из них).

   Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе "Сиверска".

   Паломники, прибывающие в монастыри на достаточно продолжительное время, несут послушания. В Соловецком монастыре (Архангельская обл.), например, они заняты заготовкой дров на зиму, строительными работами, уборкой территории, работой на огороде.

   Есть монастыри, располагающие на своей территории:

музеи;

библиотеки духовной литературы;

государственные музей.

   Некоторые монастыри организуют в своих стенах или под своим покровительством православные гимназии, общеобразовательные школы, детские приюты и богадельни, лечебные заведения.

   Особенности проведения служб в каждом монастыре свои. В больших монастырях, которые посещают много народу, регулярно проходят утренние и вечерние богослужения. Богослужения могут осуществляться в нескольких храмах одного и того же монастыря. Время начала и конца богослужений может быть одним и тем же на протяжении всего года или различаться летом и зимой. В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Также, в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других - круглый год.

   Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения или с экскурсионно-познавательными целями, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более, если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день. Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения.

   Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России, постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, сотрудников этих монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды. Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

   Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода, что типично для сельских монастырей), быть свидетелем особенных форм подачи материала на экскурсиях. Так, в Александровском женском монастыре (Московская область) реализуется цель просветительской деятельности - знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, так как здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.

   Изучение разнообразия монастырей как сотрудниками туристских организаций, так и остальными гражданами России может углубить их знание своей страны и способствовать более динамичному развитию внутреннего религиозного туризма в его паломнической и экскурсионной составляющих.

Необходимо отметить следующую  тенденцию - за последнее время в  России возрос интерес к религиозному туризму и паломничеству.

 

Религиозный туризм экскурсионо-позновательной направленности. 

   В рамках религиозного туризма экскурсионо-позновательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных походах, медитациях, других религиозных мероприятиях.

   В экскурсионо-позновательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры - селятся в гостиницах и т.д. Экскурсионо-позновательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приучены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты. Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации. С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок.

Разработка  и продвижение туристского продукта

   Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в туризме, профессионализма глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребителя. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта:

. Изучение  спроса на туристском рынке  и определение базовых составляющих тура.

. Расчет стоимости  и установление цены тура.

. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на  рынке.

На первом этапе происходит создание концепции  тура, изучение основных тенденций  в паломническом туризме и  экскурсионном туризме религиозной  тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) - культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны транспортная доступность этих центров, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых мероприятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например: отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а духовные учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд немусульман.

Информация о работе Технология организации религиозного туризма