Сущность и понятие инноваций в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX в., когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие транспортных линий, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИИ.docx

— 27.58 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ    

     Культурный  туризм получил широкое распространение  во второй половине XX в., когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие транспортных линий, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране 
   Наиболее перспективным направлением представляется создание центров культурной, научной, просветительской, туристической деятельности на базе археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных (а в оптимальном варианте комплексных) музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах (Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в ФРГ, Памунки в США). В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться и в России (Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др.). Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов регионов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений. 
   Принципиально новым направлением является включение в обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. 
   Это направление может быть связано с экстремальными развлечениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы, экспедиции, эксперименты и др. 
   Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время.

     Инновационные процессы в туристском бизнесе могут  выступать в самых различных  формах, они имеют специфические  особенности, хотя и подчиняются  общим закономерностям экономического развития. Туризм является частью социально-экономической  системы общества, работники сферы  туризма имеют дело с многообразием  форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

     В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в  последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных  процессов в области науки  и техники, материального производства и менеджмента. Инновации - это ничто  иное, как действия по внедрению  достижений науки и техники в  технологии и управление, в том  числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением  услуг населению. 
 

     поняЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ИННОВАЦИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА     

     Инновации в туризме – разносторонние организационно-управляющие  нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях  индустрии туризма. Сюда относятся  правовое обеспечение туристических  проектов, способность организации  новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристического спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристического сервиса. 
   Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.

     Инновации в индустрии туризма больше не рассматриваются как просто желательные. Своевременное реагирование туристских компаний на новые технологические  изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых  методов работы и совершенствованию  результатов деятельности была признана необходимым условием выживания  компаний. Например, господин Фокас, президент Афинской гостиничной ассоциации, считает, что проживание в отеле - один из самых важных моментов во время отдыха и путешествий. Афины предлагают туристам широкий выбор гостиниц - от шикарных дорогостоящих до низкобюджетных. Требования к деятельности гостиниц постоянно обновляются и совершенствуются, и большинство владельцев афинских отелей заинтересованы в том, чтобы соответствовать современным нормам и улучшать производственные мощности с целью укрепления своих конкурентных позиций на международном туристском рынке.

     Инновации, независимо от того, в процессе ли разработки самой продукции или способах и средствах распределения, могут  оказывать существенное влияние  на увеличение корпоративного дохода. Если компания не будет соответствовать  этим требованиям, она станет неконкурентоспособной. Чтобы обнаружить факторы, оказывающие  воздействие на творческую созидательную  деятельность предприятия, необходимо определить ключевые элементы эффективности  внедрения новшеств. Для проведения исследований в определенных рамках рассмотрим те компании, которые изучили  и успешно применяют новые  концепции в своей деятельности. Это позволит выяснить причины успешных нововведений, а также выявить  два основных предположения о  том, что же сдерживает введение новшеств в туризме.

     Во-первых, это нежелание снизить сопротивление  инновациям внутри самих организаций. Во-вторых, это нерушимость коммуникационных барьеров между учеными, участвующими в исследовательском процессе, результаты которых могут быть применены  в туризме, и управленцами. Исторически  сложилось, что управленцы и ученые испытывали затруднения в понимании  друг друга. Организации и предприятия - это консерваторы, активно сопротивляющиеся любым переменам. Как правило, ученые представляют менеджеров как бюрократов, бумажных червей и тунеядцев, не способных  к творческому неординарному  мышлению и являющихся препятствием для творческих личностей, пытающихся работать эффективно. Менеджеры, по мнению ученых, больше заинтересованы в деньгах  и власти, чем в знаниях и инновациях .

     Менеджеры же представляют ученых как капризных  единоличников, не имеющих понятия  о межличностных отношениях, сухих  специалистов, абсолютно не заботящихся  как о продуктивности и экономии, так и об общих целях предприятия. Ученые преднамеренно представляют свою работу как таинственную и непостижимую и возражают против любых видов  контроля. Они больше заинтересованы в том, чтобы произвести впечатление  на своих коллег-ученых, чем в  успехе предприятия, на которое они  работают. Однако управленцы настаивают на преодолении любых барьеров, мешающих коммуникациям между учеными и руководством компаний . Современные новаторы осознают значимость сотрудничества и поддержания контактов между ними и ставят целью превратить инновации в туризме в непрерывный процесс.

     Преодолев представление о непоколебимости  коммуникационных барьеров, управление доказало способность продвигаться вперед к открытиям и научным  прорывам, которые так необходимы им для увеличения доходов и обеспечения  длительного срока деятельности их предприятий. Они смогли проанализировать и обосновать эффективные подходы  к рационализации творческих мощностей  компании. Основываясь на их опыте, можно сформулировать три критерия успеха инноваций в туризме:

     1. Необходимость сотрудничества ученых  и руководства туристских компаний  в процессе разработки и внедрения  инноваций. Объективный отбор  инновационных программ.

     2. Эффективная кадровая политика.

     3. Готовность к практическому использованию  инноваций.

     В тех компаниях, где внедрение  инноваций принесло значимые результаты, руководство высшего звена придает  существенное значение исследовательскому процессу. Оказывается, что менеджеры  гораздо лучше справляются с  выявлением научно-исследовательских  возможностей компании, чем они себе это представляют. Кроме того, управленцы - единственные, кто знает реальное положение дел в компании. И  только у них есть полномочия предлагать новые направления деятельности предприятия.

     Туризм  является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных  форм и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании охотно применяют  инновации на практике. Ведь инновация  – это прежде всего риск и немалый. Любая инновация, особенно если она  затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так как  принятие и осуществление инновации  связано с ломкой стереотипов  восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам. Например, многие туроператоры предлагают своим  региональным агентствам новую систему  бронирования – бронирование туров  в on-line, что позволяет получать практически мгновенное подтверждение тура.

     Таким образом, туроператор экономит время  на обработке заявки, а турагент, в свою очередь, ускоряет процесс оформления клиента. Выгода очевидна: экономя время на работе, турагент получает возможность привлечь клиента своей оперативностью. Но до сих пор, несмотря на достаточно широкое применение и удобство данной системы, многие агентства отказываются так работать. Куда ближе непосредственный контакт с туроператором. Боязнь быть не услышанным и не понятым заставляет агентов обращаться к старой и проверенной системе бронирования – с помощью факса. Это яркий пример неприятия инновации . Чаще всего в основе отрицания инновации лежит социально-психологический аспект: оценивая свои возможности, достаточное количество сотрудников организации склонны считать, что они не имеют необходимых при внедрении инноваций умений и навыков. Это вызывает опасение оказаться лишним и как следствие – сопротивление изменениям. Но существует и другая точка зрения на значение инновации. Фирмы, использовавшие в своей деятельности инновационные аспекты, утверждают, что создание и продвижение нового турпродукта не только желательная деятельность организации, но и необходимая.

     иННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИЯ И  

     ИННОВАЦИОННАЯ  

     ИНФРАСТРУКТУРА: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

     Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные  приоритеты, порождает ложные представления  об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное  развитие. Для обоснования данного  тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно  разделить условно на две главные  взаимосвязанные и взаимодополняющие  составляющие - составляющую научно-технических  достижений и составляющую производственно-технических  достижений. В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:

     - профессиональное целенаправленное  развитие и доведение результатов  научно-технических достижений до  создания новых технологий, новых  систем, машин, оборудования, новых  методов организации и планирования  производства и т.п.;

     - практическую реализацию созданных  результатов производственно-технических  достижений потребителю либо  через рынок, либо через механизм  “заказ - исполнение”;

     - обеспечение эффективного использования  и эксплуатации созданного инновационного  продукта;

     - исследование и получение новых  научно-технических достижений (если  таковые отсутствуют), необходимых  для создания и реализации  востребованных рынком или заказчиком  инноваций (будем называть их  инновационно направленными научно-техническими достижениями).

     Из  вышеизложенного следует, что под  инновационной деятельностью понимается деятельность коллектива людей, направленная на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических  достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования  и внедрения научно-технических  достижений отечественной и мировой  науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся  объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических  достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Отсюда следует, что насыщение инновационной  активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

     Инновации по своей сути представляют собой  специфический вид товара. Особенностью такого вида товара является то, что  в зависимости от стадии жизненного цикла он может находиться в различной  степени материализации: идея, научно-исследовательская  разработка, техническая документация, патент, опытный образец, промышленный образец. Из приведенного ряда товара видно, что по мере материализации идеи инновационность товара снижается. При серийном выпуске товара он превращается в обычный, и поэтому его инновационность может рассматриваться только в контурах отсталых рынков производителей и потребителей. Таким образом, товаром в процессе инновационной деятельности является:

     -для  предприятий-производителей: материализованные  идеи (новые техника и технологии), доведенные до практического  применения, когда все теоретические  и практические проблемы решены, и товар может использоваться  в коммерческой сфере. Экономическая  эффективность товара слагается  в приросте прибыли у производителя  и в приросте потребительских  свойств и прибыли у потребителя.  Разработчики, производители и потребители  товара вступают между собой  в коммерческие (рыночные) отношения;

Информация о работе Сущность и понятие инноваций в социально-культурном сервисе и туризме