Стрессы на туристическом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.[1] Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

Работа содержит 1 файл

еще несколько десятилетий такой бешеной жизни и дело кончится тем.docx

— 66.96 Кб (Скачать)

4.Предложения  по совершенствованию  управления стрессами  на туристическом  предприятии.

   «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, а уж потом  говори; если сильно разгневан, сосчитай до ста и ничего не скажи».

   Марк  Твен

    Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При  этом в любом случае оказывается  затронутой "вертикаль" деловых  отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между  собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход  разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые  управленческой психологией, развернуты как бы на два "фронта": руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и  подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для  других.

    Антистрессовое  руководство. Работодатели обязаны брать на себя инициативу в решении проблем, относящихся к стрессу.  По мере возрастания серьезности этой проблемы основной задачей индустриально-организационных психологов становится создание  «здоровых» рабочих мест. Возможны варианты решения этого, как устранить негативные последствия связанного с работой стресса(приложение Г)

     Чтобы минимизировать уровень стрессов в  коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к  следующим рекомендациям:

     1.Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

     2.Не пренебрегать "бюрократией", то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

     3.Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа.

     4.Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.

     5.Использовать стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

     6.При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

     7.Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

     8.Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

     9.Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этической критики.

     10.Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

     Выполнение  руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

     Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе:

     1.Если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постараться тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

     2.Обсудить ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботиться при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

     3.Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в "обратной связи" но не всегда в состоянии ее наладить.

     4.Если чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать "нет". Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не "захлопывайте дверь": объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.

     5.Не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

     6.Если возникает производственный "конфликт ролей", то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

     7.При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

     8.Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

     9.Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.[16, c.251-263]

     Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной  управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми  представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, "прочный  тыл", в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так  просто. Оказалось, что работники, которые  воспринимали свою семью как самую  большую поддержку, имели самый  высокий уровень заболеваний, связанных  со стрессом. Этот факт подтверждался  даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая  заработная плата или высокая  должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления  стрессов на работе. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может  служить надежным убежищем от стресса.

     Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю  очередь определяется индивидуальностью  подверженного стрессам человека (его  темпераментом, характером, стилем общения  и пр). Кроме того, наша восприимчивость  к стрессам на работе в немалой  степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно  мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов  одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая  природа стрессов одна и та же. Таким  образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии  индивида, опирающейся на избранные  базовые ценности и учитывающей  особенности его личности.

    Бывают  такие ситуации, попадая в которые, человек не знает как с ней  справиться, не может что-то поменять, чтобы исключить стрессовые факторы, в этом случае следует прибегать  к упражнениям, изменяющим отношение  к ним.

    Во-первых,-надо отвлекаться. Можно предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации, например, подумать о чем-нибудь другом. Очень важно уметь отвлекаться и переключать свои мысли на другой предмет, т.к. когда человек о чем-то думает, он отдает объекту мыслей свою энергию. Если человек думает о нем чрезвычайно много, то это может привести к самой настоящей психической травме.

    Во-вторых,-необходимо снижать значимость события. Следует помнить, что истинной причиной являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а то, как человек ко все этому относится. Отношение,  взгляд на происшедшее служат истинной причиной стресса.

    В-третьих,-нужно действовать. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций: поднимается кровяное давление, напрягаются мускулы, учащается дыхание, голод и половые желания подавляются, пищеварение останавливается, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Организм требует действия. Важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая разрушающая энергия может и созидать. Не следует пытаться подавлять ее, нужно действовать. Заняться можно чем угодно. Можно разрядиться простым и превосходным способом: побить подушку или надувной мяч, разорвать в клочья газеты, написать грубое письмо человеку, на которого злитесь(и не посылать его, конечно)

    В-четвертых,- расслабление. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Когда человек расслабляется, он снимает стресс. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Существует огромное количество методов и способов релаксации- это и система психофизиологического саморегулирования(СПС) Х. Линдемана(приложение Д), и релаксация Бенсона(приложение Е) и т.д.

    Для поддержания и развития работоспособности персонала можно привести предлагаемую В. М. Шепелем «формулу выживаемости» руководителя, которая вполне подходит и для любого интенсивно работающего человека.(приложение Ж)

    Формула означает, что для обеспечения  работоспособности в течение  длительного времени руководитель или любой другой интенсивно работающий человек должен на каждые 6 часов  труда отводить как минимум 1 час  для физических упражнений, психологической  разгрузки и духовного очищения.

    Генри Форду приписывают следующее  изречение: «Упражнения — вещь совершенно ненужная. Если вы здоровы, они вам не нужны. А если вы больны, они вам уже не помогут». К счастью, американский бизнес не внял совету Форда. Тысячи крупных корпораций проводят специальные мероприятия, направленные на поддержание работников в должной форме, — фитнес. Неудивительно, что люди с хорошим здоровьем не так подвержены стрессам, как их сограждане с ослабленным здоровьем, и потому особый акцент делается именно на физическом состоянии.

    Развитая  система поддержания здоровья преследует три основные цели: поддержание оптимального веса, улучшение психологического состояния, улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в организациях призвана повышать срессоустойчивость работников к различным факторам. Причем на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики — индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, снижение фрустрационной толерантности, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми.[18, c.132-140]

    Все вышеперечисленные способы борьбы со стрессом будут более эффективными при дополнительном использовании так называемых «бессознательных» методов борьбы со стрессом, к которым относятся цвето- и ароматотерапия.

    Цветотерапия.

    Психологами, исследующими влияние цвета на восприятие человека, было установлено, что цвет, вернее физическая волна, от него исходящая, определенным образом влияет на самочувствие человека и даже оказывает целебное действие. Так, красный цвет повышает внутреннюю энергию, сексуальность, нормализует кровообращение и обмен веществ. Оранжевый – помогает снять усталость, хандру, депрессию, неуверенность и страх. Этот цвет помогает вызвать прилив жизненных сил. Не случайно древние считали его цветом здоровья и жизненного благополучия. Желтый – повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Зеленый – способствует ритмичной работе сердца, отходу глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Голубой – успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый – развивает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях. Т.о., выбирая тот или иной цвет, можно не только поднять себе настроение, но и скорректировать свое физическое состояние.

Информация о работе Стрессы на туристическом предприятии