Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 10:55, курсовая работа
Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.[1] Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.
4.Предложения по совершенствованию управления стрессами на туристическом предприятии.
«Если ты разгневан, сосчитай до десяти, а уж потом говори; если сильно разгневан, сосчитай до ста и ничего не скажи».
Марк Твен
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой "вертикаль" деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два "фронта": руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Антистрессовое руководство. Работодатели обязаны брать на себя инициативу в решении проблем, относящихся к стрессу. По мере возрастания серьезности этой проблемы основной задачей индустриально-организационных психологов становится создание «здоровых» рабочих мест. Возможны варианты решения этого, как устранить негативные последствия связанного с работой стресса(приложение Г)
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:
1.Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
2.Не пренебрегать "бюрократией", то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
3.Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа.
4.Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.
5.Использовать стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
6.При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
7.Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
8.Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
9.Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этической критики.
10.Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе:
1.Если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постараться тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.
2.Обсудить ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботиться при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
3.Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в "обратной связи" но не всегда в состоянии ее наладить.
4.Если чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать "нет". Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не "захлопывайте дверь": объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.
5.Не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
6.Если возникает производственный "конфликт ролей", то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
7.При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
8.Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.
9.Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.[16, c.251-263]
Среди
подобных рекомендаций по снижению уровня
стрессов, формулируемых современной
управленческо-психологической
Перечисленные
выше рекомендации по предупреждению
стрессов в рабочих группах поневоле
носят достаточно общих характер.
Конкретная стрессовая ситуация всегда
уникальна, поскольку не в последнюю
очередь определяется индивидуальностью
подверженного стрессам человека (его
темпераментом, характером, стилем общения
и пр). Кроме того, наша восприимчивость
к стрессам на работе в немалой
степени зависит от общего жизненного
фона, то есть от того, насколько успешно
мы умеем выходить из стрессовых ситуаций,
порождаемых общесоциальными, семейными,
возрастными и прочими
Бывают такие ситуации, попадая в которые, человек не знает как с ней справиться, не может что-то поменять, чтобы исключить стрессовые факторы, в этом случае следует прибегать к упражнениям, изменяющим отношение к ним.
Во-первых,-надо отвлекаться. Можно предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации, например, подумать о чем-нибудь другом. Очень важно уметь отвлекаться и переключать свои мысли на другой предмет, т.к. когда человек о чем-то думает, он отдает объекту мыслей свою энергию. Если человек думает о нем чрезвычайно много, то это может привести к самой настоящей психической травме.
Во-вторых,-необходимо снижать значимость события. Следует помнить, что истинной причиной являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а то, как человек ко все этому относится. Отношение, взгляд на происшедшее служат истинной причиной стресса.
В-третьих,-нужно действовать. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций: поднимается кровяное давление, напрягаются мускулы, учащается дыхание, голод и половые желания подавляются, пищеварение останавливается, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Организм требует действия. Важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая разрушающая энергия может и созидать. Не следует пытаться подавлять ее, нужно действовать. Заняться можно чем угодно. Можно разрядиться простым и превосходным способом: побить подушку или надувной мяч, разорвать в клочья газеты, написать грубое письмо человеку, на которого злитесь(и не посылать его, конечно)
В-четвертых,- расслабление. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Когда человек расслабляется, он снимает стресс. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Существует огромное количество методов и способов релаксации- это и система психофизиологического саморегулирования(СПС) Х. Линдемана(приложение Д), и релаксация Бенсона(приложение Е) и т.д.
Для поддержания и развития работоспособности персонала можно привести предлагаемую В. М. Шепелем «формулу выживаемости» руководителя, которая вполне подходит и для любого интенсивно работающего человека.(приложение Ж)
Формула
означает, что для обеспечения
работоспособности в течение
длительного времени
Генри Форду приписывают следующее изречение: «Упражнения — вещь совершенно ненужная. Если вы здоровы, они вам не нужны. А если вы больны, они вам уже не помогут». К счастью, американский бизнес не внял совету Форда. Тысячи крупных корпораций проводят специальные мероприятия, направленные на поддержание работников в должной форме, — фитнес. Неудивительно, что люди с хорошим здоровьем не так подвержены стрессам, как их сограждане с ослабленным здоровьем, и потому особый акцент делается именно на физическом состоянии.
Развитая система поддержания здоровья преследует три основные цели: поддержание оптимального веса, улучшение психологического состояния, улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в организациях призвана повышать срессоустойчивость работников к различным факторам. Причем на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики — индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, снижение фрустрационной толерантности, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми.[18, c.132-140]
Все вышеперечисленные способы борьбы со стрессом будут более эффективными при дополнительном использовании так называемых «бессознательных» методов борьбы со стрессом, к которым относятся цвето- и ароматотерапия.
Цветотерапия.
Психологами, исследующими влияние цвета на восприятие человека, было установлено, что цвет, вернее физическая волна, от него исходящая, определенным образом влияет на самочувствие человека и даже оказывает целебное действие. Так, красный цвет повышает внутреннюю энергию, сексуальность, нормализует кровообращение и обмен веществ. Оранжевый – помогает снять усталость, хандру, депрессию, неуверенность и страх. Этот цвет помогает вызвать прилив жизненных сил. Не случайно древние считали его цветом здоровья и жизненного благополучия. Желтый – повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Зеленый – способствует ритмичной работе сердца, отходу глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Голубой – успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Синий – помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый – развивает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях. Т.о., выбирая тот или иной цвет, можно не только поднять себе настроение, но и скорректировать свое физическое состояние.