Стрессы на туристическом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.[1] Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

Работа содержит 1 файл

еще несколько десятилетий такой бешеной жизни и дело кончится тем.docx

— 66.96 Кб (Скачать)

    6.Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой степенью уязвимости в отношении стресса, т.к. постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, живут ожиданием возможных неудач и потерь. Они ориентированы на будущее и чрезмерно заняты самоанализом. Для них характерно чрезвычайно высокое внутренне напряжение и одновременно-низкая самооценка. Причины стресса для них- ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.[10, с. 58-61]

    Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен.( приложение А) В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих  стресс факторов связана с выполнением  наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные  факторы, способные вызвать стресс:

    • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка; ,

  Задание, которое следует завершить за конкретный период времени - налицо конфликтная ситуация, которая и приводит к стрессу.

     Работнику просто поручили непомерное количество заданий  или необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В  этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство  крушения), а также  чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может  вызвать точно  такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей  его возможностям, обычно чувствует  фрустрацию, беспокойство относительно своей  ценности и положения  в социальной структуре  организации и  ощущает себя явно невознагражденным. Состояние фрустрации в большей мере свойственно человеку, находящемуся в состоянии  межличностного конфликта  и в трудных  условиях.

    • изменения
    • внедрение новых технологий

    Внедрение в практику новых технологий требует  как от руководства, так и от рядовых  работников, постепенного адаптирования  к новому оборудованию, к системам и методам труда. Если босс- выпускник  ” старой школы”, а подчиненный  – новичок на производстве с дипломом специалиста новой формации, то возможность  малых споров или больших конфликтов почти неизбежна.

    Купер, исследуя источники стресса среди  лиц управленческого состава  в 10 странах, нашел, что японского  менеджера особенно ”прессует” необходимость  не отставать от новейших технологий, т.е. стремиться удерживать престиж  своей передовой страны. Примерно то же самое испытывает среднестатистический менеджер в странах Запада, когда, в призыве к освоению новых  технологий, ему предстоит иметь  дело с неподготовленным к ним техническим персоналом, к тому же, в строго ограниченные сроки. Так, в Британии, большой процент лиц управленческого состава признает, что этот мотив- новые технологии- едва ли не самый гнетущий из стрессоров.[4,c. 18-25]

    • конфликт ролей

    Такие ситуации возникают там, где работник сталкивается с конфликтными условиями  труда, например, его заставляют выполнять  работу, которую он не хочет делать или которая не входит в его  обязанности. Среди менеджеров широко известна такая задача: иногда, надо как-либо рассудить или примерить 2 противоречиво настроенные группы работников, требующих разных типов  поведения, или же считающих, что  от ролевых конфликтов страдают больше люди повышенной возбудимости, чем  те, кто имеет врожденную гибкость в жизненных вопросах.

    • неопределенность ролей.

      Чувство неопределенности работника возникает там, где он не видит четкой картины целей своей работы; либо того, чего от него ожидают сотрудники, либо объема работы и ответственности за ее исполнение. Зачастую, неопределенность ощущается просто потому, что начальник не объясняет работнику суть его роли. Неопределенность роли работника проявляется в его подавленном настроении, пониженном чувстве самооценки, в недовольстве жизнью, низкой мотивации к труду, и в желании уволиться с такой работы.

    • ответственность за других

      Ответственность - еще один существенный организационный ролевой стрессор. Любой организации всегда присущи 2 типа ответственности: за людей и материальную часть - бюджет, оборудование, здания и т.д. Ответственность за других всегда считалась самой близкой к стрессу. Исследования показали, что ответственность за людей намного чаще увеличивает число пациентов с болезнями сердца, чем материальная ответственность. Тот, кто несет ответственность за других, обязан проводить с ним много времени, проводить собрания, отвечать за сроки выполнения заданий. Были проведены исследования по состоянию здоровья у 1200 менеджеров, направленных на ежегодную плановую медкомиссию из разных организаций. Там выяснилось, что, чем старше работник и чем выше степень его ответственности, тем выше риск физического стресса.

    • неинтересная работа

    Обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой.[4]

    Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее  подвержены физическим недомоганиям, чем  занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Здесь имеет место внутриличностный конфликт, что вызывает напряжение и приводит к стрессу. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

    • плохие физические условия

     Наше физическое окружение-шум, освещенность, запахи и прочие раздражители, влияющие на наши чувства, оказывают свое влияние на наше настроение и даже на душевое состояние, невзирая на то, как мы их ощущаем - прямо или косвенно.

    Неудовлетворительное обустройство или физическая организация рабочего места может также вызывать стресс. Если планировка многоофисного  здания неудачна, и персонал разбросан по этажам, то это может вызвать проблему коммуникаций, которая порой приводит к неопределенности роли(работника в организации) и к напряженным служебным взаимоотношениям.

    • лимит времени
    • посменная работа

    Исследования  показали, что посменная работа является обычным рабочим стрессом, который  влияет на температуру крови, показатель метаболизма, уровень сахара в крови, эффективность умственного труда  и на рабочую мотивацию. Посменная  работа также влияет на результативность сна, на семейную и общественную жизнь.

    • Ненормированный день

    Ненормированный рабочий день, вызванный спецификой той или иной работы, берет свою неумолимую дань с главного богатства  человека- его здоровья. Исследования помогли выявить связь между  удлиненными рабочими сменами и  количеством смертей по болезням сердца. Руководители, работающие на протяжении долгих часов, рискуют серьезно заболеть, не говоря уже о снижении их работоспособности. Сейчас уже широко признано, что  при занятости свыше 40-50 часов  в неделю, все переработанные часы не могут дать высокой эффективности. По этим причинам, содержание директивных  документов по труду в странах  ЕС направлено на ограничение продолжительности  рабочей недели в пределах 48 часов.

    • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
    • командировки

      Хотя возможности деловых поездок выглядят для множества лиц управленческого состава довольно привлекательно, командировка также является своего рода стрессором: нервный срыв в дорожной пробке на пути в аэропорт, задержки вылетов/прилетов или прибытия поездов, встречи с незнакомыми людьми и условиями на новом месте. К тому же, любая семья страдает, когда кого-либо из родных подолгу не бывает дома. Менеджер, ”не вылезающий из командировок”, как бы выпадает непреднамеренно из общественной ”обоймы” коллектива своей организации.

    • плохие каналы обмена информацией в организации и др.
    • служебные взаимоотношения с начальством

    Психологи согласны, что проблемы с эмоциональной  стабильностью зачастую проявляются  там, где взаимоотношения между  подчиненными и начальниками психологически нездоровы, по тем или иным причинам. Американские исследователи обратили внимание на такой факт: там, где  босс деликатен и внимателен к  подчиненным, там между ними царит  атмосфера дружелюбия, доверия, уважения и душевной теплоты. В иных условиях, где начальник не столь учтив, рабочие ощущают некую тяжесть  рабочего бремени.

    • служебные взаимоотношения с подчиненными

    То, как начальник принимает на работу подчиненных, всегда расценивалась, как  критический подход к любому делу. Например, ”он не может командовать”- вот типичный образец критики  в адрес деликатного менеджера. Менеджерский стресс может быть особенно острым для тех, кто имеет багаж  технических или научных знаний. Для менеджера такого типа, межличностные  отношения кажутся более ”трудоемкими”, чем для руководителя, привыкшего много общаться с людьми.

    • служебные взаимоотношения с коллегами

    Стресс  между коллегами может возникнуть на почве конкуренции и личных конфликтов, которые обычно именуют  “офисной политикой”. Адекватная общественная поддержка человеку- важный моральный  фактор, как самочувствия работника, так и атмосферы дружелюбия и  успеха организации. Из-за того, что  многие люди проводят на работе очень  много времени, их взаимоотношения  с коллективом или оборачиваются  доброй поддержкой, или грозят нервным  срывом.

    • негативная конкуренция
    • сохранность рабочего места

    Для множества трудящихся  карьерное  продвижение является очень важным.  Благодаря продвижению по службе, человек начинает зарабатывать больше, но при этом обретает новый статус и более высокие требования к  себе. Уже в среднем возрасте, многие с огорчением замечают, что  их карьера замедлилась или вовсе  застряла. Когда служебных перспектив становится все меньше, случайно свободная  вакансия требует изнурительно долгого  перепрофилирования, собственные знания устарели, служебного рвения уже нет - вот тут-то и появляются молодые энергичные конкуренты. Боязнь понижения по службе или даже отстранения от дел очень сильна для тех, кто желает отправиться в отставку с почетом.

    • непрерывный контакт с носителем стресса
    • работа с компьютером

    Проводились фундаментальные исследования, связанные  с воздействием компьютера на состояние  здоровья человека. Один из результатов  исследования таков: долгая работа за компьютером вызывает стресс. Врожденных механизмов для защиты от компьютера у человека нет. Излучение вызывает сильное зрительное утомление. Сидячая  работа вызывает неправильное кровообращение, нарушается метаболизм организма. Последние  исследования показали, что у людей, не пользующихся специальной компьютерной гигиеной, сильному воздействию подвергаются нервная, иммунная, эндокринная и  половая системы.[2, c.58-64 ]

    • выполнение работы

    Момент, когда работе дают оценку, для многих бывает важным стрессором. Следует  согласиться, что при этом, людьми овладевает некоторое беспокойное  напряжение; причем это касается обоих - того, кто предъявляет результат работы, и того, кому предстоит ее принимать.

    • несовместимость личных качеств и характера работы
    • заорганизованность, формализм, ненужные ритуалы и процедуры
    • структура и климат организации

    Придя работать в организацию, человек  рискует растерять чувство собственной  свободы и самостоятельности. Некоторые  служащие иногда жалуются, что у  них нет уверенного ощущения причастности к своей организации, их слабо  привлекают к участию в ее деятельности, их действия ограничивают, к ним  редко обращаются за советом или  консультацией. Исследователи начали обращать внимание на то, что те работники, которым предоставляли возможность  участия в процессах принятия решений, работали лучше других и  испытывали удовлетворенность своим  трудом. Также было отмечено, что  те, кого обходят вниманием на работе, испытывают тягостные чувства неудовлетворенности  и стресса. В кругу таких людей  все это ведет к всеобщему  ухудшению здоровья, запоям, депрессии, потере самоуважения, абсентеизму и  размышлениям об уходе с работы.

Информация о работе Стрессы на туристическом предприятии