Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
олгария расположена в Юго-Восточной Европе, в северо-восточной части Балканского полуострова на территории в 110993,6 квадратных километров. Северная часть страны граничит с Румынией, южная - с Турцией и Грецией, западная - с Югославией и Македонией, восточная омывается Черным морем.
Глава 1_____________________________стр.2
Глава 2_____________________________стр.9
Глава 3_____________________________стр.14
Глава 4 _____________________________стр.22
Глава 5______________________________стр.38
Заключение__________________________ стр.54
Список используемой Литературы ______стр.55
2. Этнографическое наследие.
Архитектурно-этнографический комплекс «Этыра» - первый в своем роде крупнейший этнографический музей под открытым небом в Болгарии, первообраз многочисленных историко-архитектурных и этнографических музеев, какие были созданы в ряде крупных или меньших по размерам городов Болгарии в течение последних десятилетий.
Создание музея «Этыра» началось в 1963 году, он был открыт 7 сентября 1964 года, но его строительство продолжилось до 1976 года. Музей расположен в 8 км от города Габрово, в подножии северных склонов гор Стара-Планина. Идея о создании музея принадлежит Лазару Донкову, который был инициатором, основоположником и первым директором «Этыра».
Работа прошла через три основных этапа: реставрация существующих объектов, перенос оригинальных сооружений и воссоздание зданий по предварительно изготовленным копиям оригиналов.
«Этыра»
дает представление о жизни
В музее можно увидеть 50 объектов – технические сооружения на воде, дома с ремесленными мастерскими, объекты общественного значения. Цель музейной экспозиции – показать архитектуру, быт и хозяйственное прошлое Габрово и Габровского края в эпоху Возрождения (это вторая половина ХVІІІ и ХІХ века). В ремесленных мастерских музея посетитель воочию может увидеть, как работают мастера резьбы по дереву, медники, пекари, производители ножей и галунов, ткачи, кожевники, токари, гончары, а также, как производятся сосуды, орудия труда, традиционные яства и народные костюмы.
24 декабря
1971 г. приказом Министерства
Улочки – узкие, местами кровли
В большей
своей части первый этаж дома представлял
собой мастерскую ремесленника, здесь
продавались изделия мастеров, а на втором
этаже были жилые помещения.
В архитектурно-этнографическом заповеднике
«Этыра» находится единственная в Болгарии
коллекция народной техники, работающей
на воде. Она содержит 10 объектов и является
одной из самых богатых и хорошо организованных
технических коллекций среди европейских
музеев под открытым небом. Это одна из
причин, что водяное колесо превратилось
в эмблему «Этыра». Самая важная особенность
коллекции в том, что все объекты являются
действующими.
Мельница
«Караджейка» - самый старый действующий
объект в музее. Она была построена около
1780 года. Имя происходит из турецкого слова
«кара», означающее «черное», так как при
помоле мука становится темного цвета.
Габровцы использовали воду не только
как двигатель, но и как смазку для точильного
камня. Например, в мастерской для кустарного
производства галунов действовал автоматичный
механизм, который останавливал работу,
когда нить обрывалась. Так не нарушалось
качество галуна. Начало механического
изготовления галунов датировано первыми
десятилетиями ХІХ века, когда появился
«чарк» - зубчатое колесо, первая болгарская
машина. Производство галунов в районе
Габрово началось в 30-ые гг. ХІХ века, а
в 60-ые годы оно достигло небывалого расцвета.
[3]
По соседству с мастерскими для производства галунов находились красильни, в которых были монтированы очаги для обжигания галунов, емкости для окрашивания и др. В прошлом черный цвет получался из листьев парикового дерева. Кстати, интересно, что габровцы добывали краски из растений. Опыт и практика научили старых мастеров добывать зеленую краску из крапивы. Кизил давал красный цвет, листья и зеленая скорлупа ореха служили основой коричневого, из корней сирени добывался фиолетовый цвет.
Мастерская для производства галунов в «Этыра» была перенесена в 1964 году из местности Тепавиците близ Габрово. Особенно интересна ее дверь, на которой записаны различные природные бедствия – наводнения, снегопад в мае и др.
Занятие ремесленников, обрабатывающих козью шерсть – «мутафчийство» - было одним из наиболее развитых ремесел в Габрово. Это ремесло стало популярным с развитием торговли. В больших количествах мастера ткали мешки и сумки для различных товаров, для зернового фуража для лошадей. Среди них – характерные для Габрово большие «прешови» - мешки для зерна, и шерстяные одеяла естественного цвета. Мастера сумок и половиков из козьей шерсти просуществовали и после Освобождения Болгарии.
Развитие скотоводства в районе Габрово было причиной возникновения производства колоколов. Ремесло включало изготовление кованых колокольчиков из железа, а также колоколов для церквей. Колокольчик предохранял животное от потери. Его привязывали на шею вожаку стада, а кроме этого различие в тонах использовалось, как отличительная черта отдельных хозяев с тем, чтобы избежать смешения стад.
Когда-то в Габрово каждого, кто обрабатывал железо, независимо от вида и предназначения изделия, называли кузнецом. Мастера-кузнецы были среди первых в Габрово, создавших, согласно османскому закону от 1772 года, свою ремесленную организацию. Внутренняя дифференциация постепенно обусловила несколько направлений ремесла с определенным профилем, при этом самое большое развитие получило производство ножей. В этнографическом музее «Этыра» это ремесло представлено в доме с мастерской Трифона Кынева из Габрово. Он – копия оригинального дома, построенного в 1872 году.
Мастерская для обработки кожи называлась «табакхана». Экспонированная в музее – копия мастерской Ивана Голосманова, построенная в период 1865 - 1870 гг.
Музей образования в городе Габрово
Музей образования в городе Габрово был открыт 1 января 1973 года. Его цель – обнаружение, сбор, исследование и сохранение письменных и вещественных памятников болгарского образования и представление его развития до наших дней. Музей расположен в восточной части исторического здания Априловской гимназии, построенной в 1873 г. и объявленной памятником культуры в 1979 году. Перед зданием находится памятник, а во дворе – могила идеолога новоболгарского образования – Васила Априлова.
Музейная
экспозиция, насчитывающая более 60
тысяч архивных единиц, расположена
в пяти залах, в которых прослеживается
болгарское образование с девятого
века до конца ХХ века. В ІХ веке Болгария
первой среди европейских государств
создала свою церковь, школу и литературу,
а древнеболгарский язык был утвержден
в качестве третьего литературного языка
после древнегреческого и латинского.
После Освобождения Болгария сохранила
и развила свои традиции в области образования.
Экспозиция музея включает и реконструкцию
классной комнаты со времен Возрождения.
Традиционные жилища
По болгарски дом - кыщта (къща). Это и есть традиционное жилище болгар, как у нас в России - изба. Настоящая деревенская кыщта - небольшое двухэтажное сооружение. Аналогичные постройки встречаются и у других народов Южной Европы, например у албанцев или македонцев. Первый этаж обычно глинобитный или кирпичный. Второй как правило - деревянный. Причем иногда он немного больше по площади, чем первый, вследствие чего стены верхнего этажа выступают за пределы нижнего, образуя небольшой навес. На девяноста процентах домов - черепичные крыши, в результате чего, сверху города и села Болгарии выглядят ярко-красными. По стенам дома стелятся ветви плюща или плетьевой розы. Рядом небольшой полисадник с цветами, - чаще всего опять же - кустами роз. Вообще роза - это один из символов Болгарии. [1]
Кыщтой
также принято называть небольшой
городской дом в 1-4 этажа. В большинстве
случаев там живет одна или
несколько семей. На нижнем этаже
может располагаться какое-
Многоквартирная многоэтажка в Болгарии зовется - блок. В основном их строят в спальных районах. Честно говоря, подобные здешние постройки мало отличаются от наших. Коробкоподобные формы, серые бетонные стены, плоские крыши. Всё как у нас! Разве что только пошире окна, и преобладают ленточные балконы... Большинство блоков имеют 5-9 этажей. Реже можно встретить 12 и более... Болгария - страна горная и здесь бывают землетрясения. Видимо поэтому небоскрёбов тут стараются не строить.
Особого внимания заслуживают квартиры в подобных домах. Мне не раз довелось бывать у одного приятеля из Варны. И вот, что я увидел... По площади болгарская двухкомнатная квартира, примерно как наша однокомнатная. Кухня, как таковая, отсутствует. В одном из углов большой комнаты расположены двухкомфрочная электроплита фирмы "Раховец", стиральная машина, мойка и несколько кухонных шкафов. Ванна тут тоже большая редкость. Санузел вмещает в себя - умывальник, унитаз, небольшой шкафчик для аксессуаров и душ. Вода из последнего течёт прямо на пол, в который вмонтировано сливное устройство, состоящее из решётки и сифона. Подобную систему можно также встретить в большинстве отелей... Нет тут как правило и центрального отопления, что в принципе и логично, поскольку климат в Болгарии немного теплее, чем в России. В холодное время года народ здесь греется при помощи масляных радиаторов, в простонародье - риотанов. Электрический водонагреватель тут также и источник горячей воды. Этим видимо объясняется отсутствие ванн в большинстве квартир, ибо чтобы наполнить одну теплую ванну, потребуется объем примерно двух водонагревателей. [2]
Всё это особенно полезно почитать, тем, кто считает, что за границей жизнь какая-то особенная. Да уж! Очевидцы мне говорили, что подобные квартиры - основная часть городского жилья в Дании и Голландии. [1]
Правда
есть в Болгарии и элементы роскоши.
На берегу моря, особенно в окрестностях
курортов, можно увидеть шикарные виллы,
принадлежащие иностранцам или особо
преуспевающим местным гражданам...
Болгарская
национальная традиционная одежда, очень
красочная и разнообразная, в
целом вышла из повседневного
употребления. Но она служит для
случаев, когда требуется подчеркнуть
национальный характер торжества или
события или же национальный состав участников
какого-то мероприятия. Народные праздники
и гуляния обязательно включают в себя
народные танцы в национальных костюмах.
Национальный женский костюм (например,
в Казанлыкской котловине) - темный шерстяной
сарафан (сукман), с глубоким вырезом, белая
туникообразная рубаха, скромно орнаментированный,
цветной пояс, скрепленный тяжелой серебряной
пряжкой, яркий фартук. Национальная болгарская
обувью сделана из сыромятной кожи с узорными
шерстяными чулками. Головной убор - одноцветный
шелковый платк, завязанный на темени,
под который с левой стороны заткнут живой
цветок. Популярен также костюм женщин
Кюстендилской котловины, где вместо сукмана
— распашная одежда с короткими рукавами,
украшенная золотым шитьем. У мужчин, пожалуй,
не сделано предпочтительного выбора
между белосуконным западноболгарским
и желто-коричневым восточно болгарским
костюмами, различающимися покроем брюк
и рядом других элементов. В отдельных
случаях — на праздничных манифестациях,
на торжественных актах, приуроченных
к общественным мероприятиям общеболгарского
или международного значения, — демонстрируется
все разнообразие локальных видов народной
одежды, которое очень впечатляет.
Традиции
родственной и соседской взаимопомощи,
временное обобществление средств труда
все еще поддерживались из-за отсталости
сельскохозяйственной техники и крайней
бедности основной массы крестьян. Два-три
хозяйства объединяли рабочий скот, созывались
помощники для уборки урожая или постройки
дома. Летними ночами молодежь собиралась
чистить кукурузу, нанизывать табак то
в одном доме, то в другом — это было родом
вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний.
Многие старинные обычаи перекочевали
из сельской местности в города, например
обычай лить воду под ноги человеку, приступающему
к новому делу, и вообще при всяком начинании
— чтобы все шло гладко и легко, «как по
воде» (у русских — «как по маслу»). Так
провожают невесту па регистрацию брака,
ребенка в первый класс, человека, уезжающего
в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании
ленты во время церемонии открытия театра,
завода и т. п. Славянский обычай поднесения
хлеба-соли у болгар широко практикуется
и в быту, и на общественных торжествах,
только к хлебу прибавляется чабрец и
красное вино (красный цвет — символ здоровья),
и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть
в соль и чабрец и запить вином. Провожая
и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски
здравец, символ здоровья). Цветы часто
служат обрядовым реквизитом и украшением,
их затыкают в праздник за платок или шапку
у виска, букетики герани, связанные красной
ниткой с золотой или серебряной монеткой
(символ чистоты и благополучия), дарят
ребенку в день наречения имени, прежде,
а иногда и теперь дарят невесте. [4]
Туризм
Интересные,
красивые и завораживающие памятники
архитектуры, древности; великолепное
расположение достопримечательностей
– все сильная сторона
Глава 5
Характеристика Художественной культуры.
Болгария
– древняя страна, чья история
берет свое начало в глубине веков.
Первое болгарское царство, находящееся
на территории нынешней Болгарии, основано
в 681 г. ханом Аспарухом, заключившим
союз со славянами южнее Дуная.
Страна дважды попадала под иноземное
владычество - Византии и Османской Турции.
С другой стороны, болгары, может быть,
единственный народ в мире, который даже
после 7 веков иноземного владычества
сумел сохранить веру и язык, свою письменность
и свод традиций. [5]