Средства показа в экскурсиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Показ в экскурсии – это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом, действие (сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта . Задачи экскурсионного показа состоят в следующем:
1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов;
2) показать объекты, которые не сохранились, используя фотографии и рисунки;
3) показать объект таким, каким он был в период описываемого события;
4) воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило на данном месте;
5) воссоздать действия известной личности, которые происходили на данном месте.

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1 Средства показа в экскурсиях………………………………………..
1.1 Содержание работы экскурсовода……………………………
1.2 Методика экскурсионной работы……………………………..
1.3 Показ экскурсионных объектов……………………………….
1.4 Средства показа экскурсионных объектов…………………..
2 Разработка экскурсии «Культурно-историческое
наследие центра Сочи»……………………………………………….
Технологическая документация:
2.1 Технологическая карта……………………………………………
2.2 «Портфель экскурсовода»………………………………………...
2.3 Карточки экскурсионных объектов……………………………...
2.4 Индивидуальный текст……………………………………………
2.5 Выводы и рекомендации………………………………………….
2.6 Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Экскурсоведению.doc

— 750.50 Кб (Скачать)

               В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления  экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

              Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

                   Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

    1.     Прием предварительного осмотра. Предварительный осмотр дает возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет памятник и дает экскурсантам время для самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления наиболее запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нем, почерпнутых из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно наблюдает в данный момент. Предварительный осмотр продолжается не более 1,5-2 минуты, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно используется при показе панорамы города архитектурного ансамбля, живописного ландшафта и т.д.

    2.     Экскурсионный анализ. Это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.

    3.     Прием зрительной реконструкции. При показе тех объектов или памятных мест, которые в данный момент предстают перед экскурсантами в измененном виде, необходимо мысленно восстановить их первоначальный облик. Часто на экскурсиях требуется воссоздать картины прошлого или будущего. Данный прием применяется при показе памятных мест, где происходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные выступления, исторические встречи и другие знаменательные события.

    4.     Прием локализации событий. Если экскурсоводу необходимо привлечь внимание экскурсантов к какому-либо объекту ввиду его особой важности, используется методический прием локализации. Прием локализации – это способ показа исторического события, явления в точной локальной (местной) обстановке, в которой они протекали. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами "здесь", "в этом месте", "в этом направлении" и т.д. Прием локализации вызывает у экскурсантов чувство сопричастности рассматриваемым событиям, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и не случайно получил у туристско-экскурсионных работников название "власть места". Особенно часто прием локализации используется в экскурсиях на историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические темы.

    5.     Прием зрительного сравнения. Экскурсоводу приходится сопоставлять признаки одного и того же объекта или группы объектов, а также сравнивать между собой различные явления, предметы, факты, т.е. прибегать к методическому приему зрительного сравнения. Сравнение проводится по сходству объектов или различию между ними. Разновидностью сравнений по различию является сравнение по контрасту, например облик старой части города контрастен с обликом новой.

    6.     Показ наглядных пособий. При изготовлении наглядных пособий соблюдаются определенные требования: они должны быть четкими, ясными, аккуратно выполненными. Размеры картин, рисунков, схем, фотографий должны быть 18х24 см или 24х30 см для того, чтобы экскурсанты, не вставая со своих мест (если показ идет в автобусе), могли рассмотреть их без усилий.

    7.     Показ объекта по ходу движения.

    8.     Показ мемориальной доски. Если на историческом здании, сооружении, памятнике имеется мемориальная доска, ее не следует показывать сразу. Вначале дается анализ объекта, рассказ о событиях, которых здесь происходили, и затем указывается, что в память об этих событиях установлена мемориальная доска. Читать надпись на мемориальной доске, если она находится в пределах видимости экскурсантов, не рекомендуется. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Средства  показа экскурсионных объектов

                  Все перечисленные приемы показа самостоятельно почти не применяются (за исключением приема предварительного осмотра) и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных объектов являются словесное описание (рассказ) и жест. необходимость жеста вызвана тем, что экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показывать заранее отобранные объекты. Жесты экскурсовода сопровождают речь, передают определенную информацию, ориентируют экскурсантов на объект. Главная особенность жеста на экскурсии в том и состоит, что он связан не столько с устной речью (рассказом), сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.

               Экскурсовод чаще всего прибегает к самым разнообразным жестам, производимым рукой. В его жестах проявляется стремление не только направить внимание экскурсантов к объектам, но и показать свое отношение к ним. По движению руки экскурсант должен приблизительно представить себе то, что он увидит. Поэтому жест экскурсовода должен быть своевременным, четким и красиво исполненным. Жест, с одной стороны, организует экскурсантов, направляя их внимание на объект, с другой – выступает как средство эмоционального воздействия на них. В связи с этим экскурсоводу необходимо продумать манеру исполнения жестов с учетом возрастного состава группы и психологических особенностей экскурсантов, рода занятий, формы учебы и т.д. Например, для школьной аудитории жестикуляция должна быть более активной, чем для людей среднего и пожилого возраста, так как стремительные, часто повторяющиеся жесты могут показаться им утомительными.

                В экскурсии жесты имеют самый разнообразный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, перечисление по пальцам, движение указательного пальца по кругу, в сторону объекта, движение одной руки, скрещивание рук. Жест на экскурсии – не просто механическое движение. Он имеет смысловую и эмоциональную нагрузку, несет на себе отпечаток индивидуальности экскурсовода.

                Начинающие экскурсоводы ведут себя робко, смущаются, и жесты их кажутся как бы застывшими, неуверенными, напряженными. Неприятное впечатление производят небрежные и невыразительные жесты, сделанные, например, рукой из-за плеча, когда экскурсовод стоит лицом к экскурсантам и спиной к объекту. Точный, выразительный жест, правильно  воспринятый и понятый экскурсантами, способствует не только зрительному восприятию объекта, но и установлению контакта с аудиторией. В некоторых так называемых конфликтных ситуациях сознательно подчинить эмоциональные жесты всем правилам выразительной и точной жестикуляции экскурсоводу бывает нелегко, Однако сдержанность, самообладание позволяют экскурсоводу взвешивать, контролировать свои слова, движения, жесты.

               Экскурсоводу, как и актеру, необходимо технически отрабатывать, шлифовать, разнообразить жесты. Существуют жесты-паразиты: беспрестанное поправление очков, прически, частое снимание и надевание перчаток, неуместное постукивание пальцами и т.д. От жестов-паразитов необходимо избавляться, постоянно контролировать свои движения во время проведения экскурсии. Вредно также прибегать к беспрерывной жестикуляции. Обычно сумбурная, неосмысленная жестикуляция сопровождает сбивчивую речь. Недопустимы неоправданно грубые, несдержанные жесты, выражающие недовольство экскурсовода, жесты предупреждающего или даже угрожающего характера. Эти жесты свидетельствуют о беспомощности экскурсовода, его неумении найти правильный подход к группе, заинтересовать экскурсией, установить должный контакт с экскурсантами.                        

2 Разработка экскурсии: «Культурно-историческое наследие центра Сочи». 

              Проводимая экскурсия по содержанию - тематическая. В течение двух часов можно преодолеть расстояние в один километр и ознакомиться с культурно-историческими объектами этого города. В повседневной жизни мы забываем о том, что Сочи – это не только курорт, дарующий людям море, солнце, пышную радующую глаз растительность, но и культурный центр, собирающий музыкантов, актёров, режиссёров, писателей, поэтов.

              Категория экскурсантов: Учащиеся 10-х классов школ г. Сочи. Технологическая карта представлена в приложении А.

              Цель экскурсии: эстетическое воспитание учащихся, расширения их кругозора, получение дополнительных знаний в области литературы, знакомство с культурной жизнью города. 
             По способу передвижения: пешеходная.

             По форме проведения: экскурсия-урок. Методическая разработка представлена в приложении Б.

             Отбор объектов для экскурсии  должен осуществляться при планировании  учебного материала. Карточки объектов представлены в приложении В.

             Индивидуальный текст экскурсии  представлен в Приложении Г,  в нем учтены индивидуальные  особенности построения текста  для конкретного экскурсовода.

              По составу и количеству участников: групповая. Учащихся предупреждают, что во время экскурсии нельзя отходить от группы, задерживаться возле отдельных объектов. Соблюдение всех предупредительных мер позволит избежать несчастных случаев во время экскурсии.

              При осмотре объекта учащимся следует расположиться полукругом в два ряда на некотором расстоянии от экскурсовода.

 

Приложение  А

(рекомендуемое) 

Технологическая карта экскурсии «Культурно-историческое наследие центра Сочи».

 
 
Технологическая карта 

Тема  экскурсии: «Культурно-историческое наследие центра Сочи». 

Вид экскурсии

По содержанию:                                                                               тематическая. 
 
По способу передвижения:                                                             пешеходная.

 
Продолжительность:                                                                       2 часа 
 
Протяжённость:                                                                               1 км

 
По месту проведения:                                                                     городская.  
 
По форме проведения:                                                                   экскурсия-урок.  
 
По составу и количеству участников:                                          групповая. 
 
Категория экскурсантов:                            Учащиеся 10-х классов школ г.Сочи.

 
Маршрут: Встреча на Театральной площади перед Зимним театром -    

- Стела с горельефом Н. Островского -Памятник Н. Островскому -                

- Художественный музей - Библиотека им. Пушкина - Приморский бульвар – бюст А.С. Пушкина. 

Автор – разработчик:                                                                  Плахова Е.В.     

Цель экскурсии: эстетическое воспитание учащихся, расширения их кругозора, получение дополнительных знаний в области литературы, знакомство с культурной жизнью города. 
 
Задачи экскурсии: 
- закрепить и расширить знания учащихся по дисциплине «Русская литература»;  
- ознакомить учащихся с памятниками истории и культуры центра Сочи, подчеркнуть их значимость в культурной жизни города. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средства показа в экскурсиях