Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:17, курсовая работа
Спортивно-оздоровительный туризм (далее СОТ) самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма “народной дипломатии” основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Основные подходы к организации досуга студенческой молодежи на основе спортивного туризма в отечественной и зарубежной литературе…………..….5
1.1 Современное состояние и перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма на федеральном и региональном уровне……5
1.2 Особенности организации досуга студенческой молодежи средствами спортивно-оздоровительного туризма
2. Опытно-экспериментальная работа по организации досуга студенческой молодежи средствами спортивно-оздоровительного туризма ………………….16
2.1 Потенциал спортивно-оздоровительного туризма в организации досуга студенческой молодежи (результаты социологического исследования)
2.2. Реализация программы организации досуга студенческой молодежи средствами спортивно-оздоровительного туризма
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………………...34
Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае - это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.
Определенные ограничения минимизации усилий и максимального уровня безопасности связаны с характером препятствий и условиями их преодоления, а поэтому в каждом конкретном случае требуется решение задачи оптимизации. Например, при прохождении сложного скального рельефа требуется применять совершенную скальную технику и обеспечивать надежную страховку. Оптимальное решение такой задачи возможно при работе умеренной мощности. Как замедленное, так и ускоренное прохождение сложного скального рельефа впоходных условиях может привести к потере необходимого уровня безопасности.[11;119]
В теории спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991) первоосновой выступают собственно соревновательные упражнения (часто тождественные понятию «вид спорта») и тренировочные формы соревновательных упражнений. Соревновательные упражнения рассматриваются как целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В этом смысле основные элементы туристской работы можно считать соревновательными упражнениями, учитывая особенности тренировочных форм таких упражнений и особенности их использования в подготовке туристов-спортсменов. В спортивном туризме эти упражнения многообразны. Они могут быть и скоростно-силовыми, и собственно силовыми, и сложно-координированными. Они могут иметь относительно стабильные и переменные формы в зависимости от ситуационных условий. При этом сложно-координированные упражнения составляют основу техники туризма в условиях преодоления естественных препятствий.[5;66]
Спортивный туризм относится к видам спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств. Его можно отнести к комплексным (смешанным) видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью.[2;47]
В туристских походах есть многочасовая работа циклического характера, связанная, например, с длительными передвижениями по тропе с рюкзаками. Эта работа, как правило, умеренной мощности. Есть в туризме и ациклическая работа при преодолении различных естественных препятствий. В основном эта работа также умеренной мощности, хотя отдельные части ее находятся в зонах больших, субмаксимальных и максимальных мощностей.
Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенствования человека.
Можно говорить о его уникальности как в плане разрешения насущных проблем отдельно взятого человека, так и различных социальных групп. Многочисленные научные исследования показывают, что на психофизиологические параметры человеческого организма напрямую благотворно влияет объем его двигательной активности. Практически все население России в той или иной мере использует положительный потенциал, заложенный в спортивно-оздоровительном туризме, и в первую очередь, оздоровительный эффект ходьбы и естественное благотворное влияние природной среды. Анализ научной литературы, посвященной спортивно-оздоровительному туризму, показал, что практически отсутствуют исследования динамики изменения психофизиологических показателей организма людей, систематически занимающихся туризмом. В основном решались и решаются проблемы, связанные со спортивной составляющей туризма, а именно с критериями психофизиологических параметров организма, на основании которых можно определить возможность участия конкретного спортсмена в конкретном походе определенной категории сложности.[3,22]
Студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска в отношении здоровья, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания, высокую психоэмоциональную и умственную нагрузку, приспособление к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи), накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества. [14;149]
Здоровье – это первая
и важнейшая потребность
Охрана здоровья студентов традиционно является одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности подростковой и студенческой молодежи.
Сознание, которое присуще
человеку в отличие от
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнения самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние на здоровье отдельных компонентов, образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24 – 30%, на режим питания 10 – 16%, на режим двигательной активности 15 – 30%. Накапливаясь в течение учебного года негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5 – 6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Спортивный туризм характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствования образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное значение.
Немаловажным фактором, конечно же является забота ВУЗа и государства о физическом воспитании студентов, но ничего в этом плане сделать нельзя при отсутствии у самих студентов стремления быть здоровыми. [7,45]
Как уже было сказано, у студентов помимо большой умственной нагрузки появляется еще и высокая психоэмоциональная загруженность, вследствие которой ухудшается здоровье.
Таким образом, спортивный туризм включает в себя огромный комплекс развивающих и разряжающих технологий и методов. К основному методам снятия эмоционального напряжения можно отнести физические упражнения. Физическая деятельность снимает эмоциональную нагрузку, при этом наступает удовлетворение.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Сегодня одной из самых острых проблем страны является физическое и духовное здоровье детей и молодежи, ограждение их от наркотиков и криминальной среды города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
Спортивный
туризм включает в себя огромный комплекс
развивающих и разряжающих
Спортивным туризмом занимаются в свободное от работы и учебы время. Кроме того, как в организации походов, так и в деятельности всего движения в целом сами туристы принимают самое активное участие, что в свою очередь повышает уровень заинтересованности участников. Подвидов и форм организации спортивных туров огромное множество. Выяснив общее отношение молодежи к путешествиям спортивно-оздоровительной направленности, можно будет говорить о конкретной специфики организации спортивного тура для молодежи, исходя из предпочтений, полученных в ходе опроса.
Цель исследования: изучить отношение молодежи к путешествиям спортивно-оздоровительной направленности.
Задачи:
- определить уровень осведомленности молодежио спортивном туризме;
- выяснить предпочтения
молодежи в занятиях
- изучить мнения
по поводу развития
Объект исследования – молодежь г.Тамбова
Предмет исследования – путешествия спортивно-оздоровительной направленности( спортивно-оздоровительный туризм)
Операционализация понятий:
Отдых– пребывание в состоянии покоя или свободное времяпрепровождение, посвящённое восстановлению сил и здоровья.
Молодежь– это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Спортивный туризм– это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства.
Прогулка– представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма.
Поход– прохождение нового или известного, но переработанного группой маршрута по населенной или ненаселенной местности со спортивной, тренировочной, учебной и т.п. целью.
Гипотеза исследования:
Спортивный туризм занимает видное место среди досуговых предпочтений молодежи и имеет перспективы развития в регионе.
Метод
сбора социологической
Время проведения исследования:
Дата проведения: 15 января 2011
Этапы проведения социологического исследования:
1. Подготовительный этап
2. Сбор социологической информации
3. Обработка
4. Анализ
Исследуемая совокупность:
Тип выборки: невероятностная, стихийная
Объем выборки: 50
Единица наблюдения: респондент
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Кафедра социально-культурной
Заранее благодарим!
а) положительно
б) отрицательно
2.Участвуете ли Вы в туристических мероприятиях?(экскурсии, походы,
поездки)
а) да, часто
б) да, редко
в) нет, не участвую
3.Знаком ли Вам такой вид туризма как спортивный? (посещение
достопримечательных мест с образовательной, культурно-познавательной
целью в форме экскурсии)
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
4. Принимали ли Вы участие в спортивном туризме? ( Если вы
ответили «нет», то переходите к вопросу № 18)
а) да
б) нет
на физическое развитие человека?
а) оказывает положительное влияние
б) оказывает отрицательное влияние
в) не влияет
6. Какому из направлений спортивного туризма Вы отдаете наибольшее предпочтение?
а) горный
б) вело
в) мото
г) авто
д) водный