Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 08:29, курсовая работа
Перспективы развития китайского рынка туризма огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным ВТО, в 2020 году Китай займет первое и четвертое места в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших заграничные туристские поездки.
Актуальность темы исследования - большое теоретическое и прикладное значение имеют анализ развития и формирования инфраструктуры туризма и гостеприимства Китая и ее воздействия на международные туристские рынки.
Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КИТАЕ 4
1.1. Краткая характеристика страны 4
1.2. Туристические ресурсы Китая 7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ
ОТРАСЛИ В КИТАЕ 13
2.1. Выездной туризм 13
2.2. Въездной туризм 24
2.3. Перспективы развития туризма в Китае 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Первый тип - Сянган и Аомынь - старейшие и наиболее доступные направления, на них приходится 75% выездного потока. Основные цели - посещения друзей и родственников (не останавливаются в отелях более 70% туристов в Сянгане и 60% в Аомыне) и шопинг. Характерно снижение длительности пребывания, размеров групп, цены туров и удельных туристских расходов. Для Сянгана характерен рост доли транзитных путешественников и тех, кто прибывает менее чем на 24 часа. В целом Сянган и Аомынь являются традиционным выбором для тех, кто совершает зарубежную поездку впервые.
Приграничные поездки (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Россия, КНДР, Республика Корея, Монголия) сыграли существенную роль в становлении выездного туризма. Обмен осуществляется по рабочим визам или в рамках безвизового туристического обмена. Осуществляется в пределах административных районов имеющих выход к границе.
Следующий тип дестинаций - официальные туристические направления (ОТН). К ним относятся страны, получившие статус одобренных туристических направлений, который выдает китайское правительство для облегчения выезда китайских граждан в эти страны. Путешествия осуществляются в упрощенном режиме, согласно квотам, и только для них выдаются туристические паспорта и визы. В последние годы список стран официально рекомендованных стран расширяется. К 2003 г. 22 страны имели статус ОТН, к концу 2003 г. - 28, большинство из них расположены в Азии. В 2004 г. к ним присоединились 13 стран Европейского Союза, в 2005 г. еще 66 стран, в том числе 8 африканских. В марте 2006 г. число стран ОТН составило 118, из них в 76 уже осуществляются поездки. Ныне ОТН, а также Сянган и Аомынь принимают более 90% китайского выездного потока. Среди мировых лидеров въездного туризма статус ОТН не имеют только США.
Выезд по прочим направлениям также возможен, при условии получения необходимой, но не туристической визы. Китайские граждане, выезжающие в эти страны, осуществляют поездки на основе коммерческого, культурного или образовательного обмена. Большинство путешественников регистрируются как участники деловых поездок или как посещающие друзей и родственников.
Из выездного потока, прошедшего через турагентства в 2000 г., 1,78 млн. или 41,4% выезжали в Сянган, то есть относились к первой группе поездок, 30,8% или 1,32 млн. человек приходилось на приграничный туризм и 1,19 млн. чел. (27,8%) путешествовали в туристически разрешенные страны. Туристический поток в страны ОТН самый динамичный. Расширение его происходит за счет присуждения статуса ОТН странам, с которыми уже осуществлялся обмен в рамках приграничного туризма, и за счет включения новых стран. В странах этого типа наблюдаются самые высокие темпы роста прибытий из КНР. Так в 2004 г. в Малайзии рост прибытий китайских туристов составил 57%, в Сингапуре -55%, в Таиланде 21%. Важность статуса ОТН для принимающей страны отражает резкое увеличение числа прибытий из КНР после его присвоения. После придания дестинациям статуса ОТН темпы роста прибытий китайских граждан в Австралии в 1999-2000 гг. составили в среднем 50%, Германии в 2004 г. - 40%, Канаде - 40%. Россия получила статус ОТН в 2003 г., при этом, безвизовый обмен в рамках приграничного туризма также сохраняется.
Классификации выездных туристов по месту проживания. Большую часть выездного потока КНР обеспечивают жители крупнейших городов и экономически развитых провинций (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Шэньчжэнь, Чжухай, Цзянсу, Гуандун). В 2001 г. из 3,7 млн. организованных туристских групп более половины приходилось на Пекин и Шанхай, остальные поездки совершались из провинций Гуандун, Цзянсу и Чжэцзян. Провинция Гуандун обеспечивает наибольшую долю в выездном рынке Китая - 31,5%. Путешествия из приграничных провинций (Хэйлунцзян, Цзилинь, Юньнань, Гуанси) ориентированы на соседние страны - Россию, КНДР, Вьетнам, Мьянму, Таиланд.
Прослеживается
изменения в предпочтениях и
характере потребления
Социальная и демографическая структура выездного потока. Самую многочисленную группу представляют туристы в возрасте 30-40 лет. В отличие от стран Запада и Японии, для которых характерна туристическая активность лиц «третьего» возраста, в китайском выездном потоке люди старше 50 лет почти отсутствуют. Это связано с рядом причин. Во-первых, пенсионный возраст в Китае гораздо ниже (55 лет), чем в Европе. Во-вторых, старшее поколение называют «потерянным», не получившим должного образования в ходе "культурной" революции 1960-70-х гг. В-третьих, люди пенсионного возраста более ориентированы на заботу о своих внуках, нежели на отдых. В результате в китайском выездном потоке преобладают молодые возрасты, представляющие новый, быстро развивающийся Китай. Среди китайских туристов в Таиланде, люди младше 25 лет составляют 10%, 25-34 лет - 27,2%, 35-44 лет - 28%, 45-54 лет - 19,3% и старше 55 лет - 15%. Аналогичные пропорции наблюдаются и в других странах, освоенных туристами КНР.
Сложным вопросом является классификация туристов по уровню дохода, из-за существования множества привилегий, эффект которых сложно оценить. Привилегии (бесплатные или субсидируемые апартаменты, служебный транспорт, бесплатные обеды) обеспечивают части населения более высокий уровень жизни, при низком заработке. В результате потребительская способность таких людей гораздо выше, чем их официальный доход, тем более что цены на большинство товаров в Китае низкие. В целом более высоким социальным статусом обладают китайские туристы, выезжающие за пределы Азии. Большинство из них составляют мужчины (58%), в возрасте 35-44 лет (62%), состоящие в браке (76%). Это наиболее образованная часть общества (61% закончили колледж или университет). Более трети (37%) из них являются специалистами или занимают управляющие должности, 69% представляют относительно обеспеченную часть населения (ежемесячный доход более 3 тыс. юаней). Таким образом, туризм по отдаленным направлениям остается элитным видом отдыха для большинства китайских путешественников. Среди мотивов, которыми руководствуются китайские туристы при выборе направлений можно выделить следующие: легкость получение визы, цена, привлекательность ландшафтов, безопасность и чистота, интересная культура, престижность, транспорт, еда, шоппинг, достопримечательности.
Расходы на туризм.
Китай - развивающаяся страна. Но платежную
способность китайских
Основные тенденции выездного туристического рынка. 1. Получают все большее распространение повторные поездки за рубеж. 2. Большую долю в потоке составляют путешественники среднего возраста и образованная состоявшаяся молодежь. 3. Туризм перестает быть элитным, ведущей силой становятся семьи со средним достатком. 4. В будущем большинство туристов из КНР будут продолжать пользоваться услугами туркомпаний. 5. Осмотр достопримечательностей будет самым востребованным видом турактивности. 6. Самыми модными направлениями станут развитые страны и регионы, такие как США, Австралия и Европа.
Россия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Среди них: географическая близость, транзитное положение между Европой и Азией, разнообразие рекреационных ресурсов, упрощённые формальности, исторические связи с Китаем, длительный опыт туристического обмена между двумя странами. Россия ближайший к Китаю носитель контрастной для него европейской культуры. Однако указанные преимущества используются слабо, и поток, принимаемый Россией из Китая, не соответствует её рекреационному потенциалу. В 2004 г. рост составил всего 19,7%, хотя Россия получила преимущества статуса ОТН. Эта цифра ниже темпов роста общего выездного потока Китая, поэтому доля России в выездном потоке Китая сокращается. Хотя в настоящее время Россия является одним из лидеров по приему туристов из КНР, но, учитывая, что количество стран, получивших статус ОТН ежегодно увеличивается на 20-30%, и многие из них ведут очень агрессивную политику по привлечению китайских туристов, доля России в китайском выездном потоке в будущем будет снижаться. Начал сокращаться и приграничный поток китайских туристов. Основная причина - правовое ограничение деятельности провинциальных российских фирм в целях лоббирования интересов московских туристских компаний. Так в Приморский край в 2005 г. въехало 117 тыс. туристов против 178 тыс. в 2004 г. (спад 34,2%).
2.2. Въездной туризм
В настоящее время КНР превращается в одну из мировых туристических держав.
Согласно последним статистическим данным, за 28 лет с 1978 г. по 2005 г. количество иностранных туристов и туристов из особых административных районов Сянган и Аомэнь, а также с Тайваня, посетивших континентальную часть Китая, в общей сложности достигло 1,24 млрд. человек, а инвалютная выручка от въездного туризма - 219,3 млрд. долл США.
В 1978 г, когда в Китае была принята политика реформ и открытости, годовой объем въездного туризма составлял 1, 81 млн. чел/раз, а в конце 2005 г. этот показатель превысил 120 млн чел/раз, общий объем въездного туризма за эти годы увеличился в 67 раз по сравнению с 1978 г. Если в 1978 г. выручка от международного туризма составила лишь 263 млн долл США, то в 2005 г. она достигла 29,3 млрд. долл США (рост в 112 раз). В настоящее время Китай превращается в одну из мировых туристических держав, выйдя соответственно на четвертое и шестое места в мире по числу въездных туристов, останавливавшихся на территории КНР не менее суток, и по инвалютным доходам от туризма.
По мнению заместителя начальника Государственного управления по делам туризма КНР Гу Чаосия, въездной туризм стал важным источником роста валютных поступлений Китая и способствует росту китайской экономики, отмечает "Синьхуа".
Согласно статистическим данным, опубликованным Государственным управлением по делам туризма Китая, в августе текущего года число посетивших Китай зарубежных туристов увеличилось на 10,06 процента по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
В минувшем месяце Китай принял более 8,9 млн. зарубежных туристов. В первые восемь месяцев общее количество прибывших в страну зарубежных туристов достигло 64,22 млн. человек. Последний показатель на 10,03 процента выше по сравнению с тем же периодом прошедшего года. Среди посетивших Китай зарубежных туристов, число туристов из России возросло на 8,81 процента по сравнению с тем же месяцем истекшего года.
По предварительным подсчетам, в августе этого года валютные поступления Китая от туризма составили свыше 1,85 млрд. долл. США, увеличившись на 11,57 процента по сравнению с августовским показателем прошлого года.
К 2020 г. объемы международного туризма во всем мире достигнут 1,6 млрд чел/раз, а Китай станет одним из мировых лидером по объему въездного туризма. Такой прогноз сделал глава координационного отдела Всемирной туристической организации Эухенио Юнис на Международном форуме "Туризм и всемирная гармония", который открылся в среду в г. Нанкин /пров. Цзянсу, Восточный Китай/.
По словам Юниса, за последние годы все большее количество людей выбирает путешествия за границей. В 2007 г. количество "заграничных туристов" составило 900 млн человек, что на 6 процентов больше по сравнению с показателем 2006 г.Благодаря быстрому развитию экономики Азии, в связи с проведением Олимпиады-2008 в Пекине и ЭКСПО-2010 в Шанхае Китай обязательно станет одним из мировых лидеров в сфере въездного туризма, подчеркнул представитель Всемирной туристической организации.
Согласно данным Пекинского статистического управления, в январе-феврале 2008 года объем въездного туризма в китайской столице составил 492 тыс чел/раз, увеличившись на 12,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Рост объема въездного туризма, главным образом, обеспечен за счет увеличения количества зарубежных туристов: в первые 2 месяца года Пекин принял 424 тыс зарубежных туристов с приростом показателя на 17,9 процента.
Республика Корея вышла на первое место по количеству посетивших Пекин въездных туристов. Число туристов из России, Индии и Австралии увеличилось соответственно на 50,8, 36,7 и 30,4 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
2.3. Перспективы развития туризма в Китае
По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2006 году путешествия за границу совершили почти 800 миллионов человек. В 1950 году, для сравнения, международных туристов было 20 миллионов. Ожидается, что к 2020 году это число вырастет до полутора миллиардов в год. За последние три десятилетия прибыль от международного туризма выросла в пять раз. Ежегодно туристы тратят на путешествия и связанные с ними расходы $682 млрд.