Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:12, курсовая работа
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Экономическая сущность и содержание туризма 5
1.2.Факторы, влияющие на развитие туризма 8
2.CОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1.Состояние инфраструктуры туризма в РБ 12
2.2.Анализ туристического рынка в РБ 19
3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1.Основные направления стратегии устойчивого развития туризма 23
3.2.Региональная туристская политика Республики Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Программа предусматривает наращивание экспорта туристских услуг в разрезе территорий в том числе, реализацию мероприятий:
1) в Брестской области:
-повышена эффективность использования природных ресурсов и потенциала Национального парка «Беловежская пуща»;
-развита инфраструктура туризма вдоль международного транспортного коридора № 2 Париж – Берлин – Варшава – Брест - Минск - Москва, в районе контрольно-пропускных пунктов» Варшавский мост», «Домачево».
2) в Витебской области:
-развита инфраструктура и эффективное использование еврорегиона «Поозерье», Березинского заповедника, Березинской водной системы;
-обеспечено туристско-экскурсионного обслуживание, продвижение туристских возможностей регионов, используя проведение международного фестиваля «Славянский базар».
3) в Гомельской области:
-использование природного потенциала и ресурсов Национального парка «Припятский»;
-развитие делового, бизнес и конференцтуризма, используя экспортно-импортные операции с 70 государствами дальнего зарубежья используя материальную базу и потенциал городов: Гомеля, Мозыря, Жлобина, Светлогорска, Речицы;
-развит спортивный оздоровительный туризм в г. Мозырь, используется горнолыжный центр, в г. Жлобин - аквапарк, с привлечением любителей активного отдыха из России и Украины.
4) в Гродненской области
-развит трансграничный туризм в рамках реализации программы еврорегион «Неман» и с регионами Польши и Литвы;
-продвижение туристских возможностей, развитие туристско-экскурсионного обслуживания участников ежегодного международного фестиваля творчества малых народов с посещением историко-культурного потенциала городов Гродно, Новогрудок, Мир, Лида, Ошмяны и др.
5) в Минской области
-эффективно используется республиканский горнолыжный центр «Силичи», горнолыжный комплекс «Логойск», Парка отдыха «Якутские горы»» в Дзержинском районе;
-обеспечено развитие инфраструктуры туризма, создание конкурентноспособного туристского продукта в Нарочанской санаторно-курортной и туристской зонах, используя ресурсы Национального парка «Нарочанский», историко-культурный потенциал в д. Будслав, в Мядельском, Молодеченском, Вилейском районах;
-повышается эффективность туристско-экскурсионного обслуживания при проведении международных и республиканских фестивалей искусств в городах Молодечно, Несвиж, Борисов, Заславль и др., а также при проведении ярмарок.
6) в Могилевской области
-продолжается создание этнографической деревни 19 века в Могилевском районе, развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов показа в городах Могилев, Мстиславль, Шклов, Бобруйск, а также на территориях туристских зон;
-развитие придорожного сервиса, инфраструктуры туризма вдоль автомагистрали Санкт-Петербург – Одесса – Москва -Варшава; Могилев - Минск, обустройство автодорожных переходов на погранпунктах «Звенчатка», «Смольки», «Кольцо».
7) в городе Минске
-повышается эффективность использования имеющейся инфраструктуры туризма через проведение бизнес-семинаров, мероприятий по организации делового, научного, конгрессного туризма; фестивалей искусств, международных соревнований, выставочных мероприятий, встреч в рамках содружества СНГ; приведение инфраструктуры туризма в соответствии к мировым стандартам;
-развивается туристско-экскурсионное обслуживание, используя потенциал Ботанического сада, зоопарка, театров и студий, организацию гастрономических туров, туров выходного дня развивая национальную кухню и кухню стран мира[14] .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из изложенного материала следует, что Республика Беларусь имеет достаточный потенциал для развития всех видов туризма. Несмотря на то, что он не располагает знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Это:
-близость туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
-соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;
-богатый природный потенциал, и т.д.
В последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Наметилась тенденция к сокращению числа выездов, в то же время неуклонно растет (хотя и незначительными темпами, около 10 % в год) количество прибытий в страну.
Приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
-образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма; неразвитая туристская инфраструктура; практическое отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом; невысокое качество обслуживания.
Импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг. Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику.
Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы:
- ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций;
- существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.
Как и любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны государства.
Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства всегда уделялось повышенное внимание.
В 2000 году принимается первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы, в августе 2005 г. была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы. Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь.
Программа предусматривает развитие как отдельных видов туризма, так и региональную политику в сфере развития этой отрасли экономики. Выполнение Программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристско-рекреационными услугами. Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкцию автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Газета «Туризм и отдых»
2. Горбылева, М. Экономика туризма. Мн.: - БГЭУ, 2002.
3. Дурович, А.С., Копанев, А.П. Маркетинг в туризме. -М.: «Экономпресс»,2005 г.
4. Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса. –М.: 2004 г.
5.Жулевич, Е.В., Копанев, А.С. Организация туризма: Учебно-практ. пособие. 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2008 г.
6. Здоров, А.Б. Экономика туризма
7. Зорина, Г.И., Ильина, Е.Н. Основы туристской деятельности / Сост. Г.И.Зорина, Е.Н.Ильина и др. – Советский спорт, М., 2000 г.
8. Карпова, Г.А., Воронцова, М.Г. Экономика современного туризма.-М.: «Герда»,2007 г.
9. Квартальский, В.А., Зорин, Е.В. Туризм как вид деятельности / Под ред. В.А.Квартального, Е.В.Зорина. – Финансы и статистика, М., 2001 г.
10. Папирян, Г.А. Экономика туризма.-М.: Финансы и статистика, 2008 г.
11. Пузакова, Е.П., Честникова, В.А. Международный туристический бизнес.-М.: «Экспертное бюро – М», 2002 г.
12. Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М.: «Ось-89», 2004 г.
13. Сергеев, Т. Организация туризма. М., 2003.
14. Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ.конф. Минск, 11-13 апр. 2009г. – Мн.: БГЭУ, 2009 г.
15. Туристический гид-справочник “Беларусь 2009”.
16. Туризм: проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Брест, 2-3 дек. 2005 г.). Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2005.
17. Туризм и туристские ресурсы Республики Беларусь: стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. Мн.: Минстат, 2005.
18. Чудковский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство / Под редакцией А.Д.Чудновского. – М., 2001 г.
Информация о работе Состояние туристической отрасли Республики Белорусия