Состояние туристической отрасли Республики Белорусия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.Экономическая сущность и содержание туризма 5
1.2.Факторы, влияющие на развитие туризма 8
2.CОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1.Состояние инфраструктуры туризма в РБ 12
2.2.Анализ туристического рынка в РБ 19
3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1.Основные направления стратегии устойчивого развития туризма 23
3.2.Региональная туристская политика Республики Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

Туризм РБ курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать)


19

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

1.СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                                       5

1.1.Экономическая сущность и содержание туризма                                      5

1.2.Факторы, влияющие на развитие туризма                                                  8

2.CОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ  В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                                                                                                                 12

2.1.Состояние  инфраструктуры  туризма  в  РБ                                            12

2.2.Анализ  туристического  рынка  в  РБ                                                       19

3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                               23

3.1.Основные направления стратегии устойчивого развития туризма        23

3.2.Региональная туристская политика Республики Беларусь                      23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ                                     33

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической  Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных  туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц. 

Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл.(данные 2000 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей  очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются ,прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.

Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского  продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

И именно поэтому на рубеже веков вопросы о  туризма, о спросе на туристические услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы и тенденции развития спроса на рынке туризма? И каковы же в целом особенности международного туризма современности?

Цель  курсовой  работы: провести  анализ  состояния  туристической  отрасли  Республики  Беларусь

Для  достижения  поставленной  цели  следует  решить  следующие  задачи:

1.Рассмотреть  содержание  туризма  как  вида  экономической  деятельности

2.Провести  анализ   состояния  туристической  отрасли  Республики  Беларусь

3.Рассмотреть  направления  развития  туризма  в  Республике  Беларусь.

Методы исследования: Анализ учебных пособий, авторефератов, педагогических газет и журналов.

 

 

 

 


1.СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                                       

 

1.1.Экономическая сущность и содержание туризма                                     

 

Для того, чтобы установить значение туризма и  полнее  описать  сферу его деятельности, необходимо в  первую  очередь  выделить  различные  группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

1.Туристы.  Это люди, которые испытывают  различные  психические  и физические  потребности,  природа  которых  определяет  направления  и  виды участия этих людей в туристской деятельности.

2.Организации,  предоставляющие  туристам  товары  и  услуги.  Это предприниматели, которые  видят  в  туризме  возможность  получать   прибыль посредством предоставления товаров и услуг с  учетом  спроса  на  туристском рынке.

3.Местные органы власти.  Рассматривают туризм как  важный  фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать  от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4.Принимающая сторона.  Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как  фактор  занятости  населения.  Для  этой  группы  важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений,  возникающих  при  взаимодействии  туристов,   поставщиков, местных  органов  власти  и  местного  населения   в   процессе   туристской деятельности.

Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является  распространение  туров,  т.е.  работа туристских агентств.  Непосредственно  привлечены  к  туризму  авиакомпании, компании  по  прокату  машин,  железные  дороги,   автобусы,   гостиницы   и рестораны.  К сопряженным  видам  бизнеса  также  можно  отнести  финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Путешествия и туризм –  два  неразрывно  связанных  понятия,  которые характеризуют определенный  образ  жизнедеятельности  человека.  Это  отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение  и множество  других  видов  деятельности.   При   этом   всегда   присутствует перемещение человека в иную местность или  страну,  континент,  отличные  от его обычного местонахождения или проживания.[3]

Таким образом, путешествие –  это  перемещение  людей  во  времени  и пространстве, а  человек,  совершающий  путешествие,  независимо  от  целей, направлений,  средств  передвижения  и  временных   промежутков,   именуется путешественником.

В отличие от путешествия туризм  –  категория,  испытывающая  сильное влияние экономики и обладающая двойственностью внутренней  природы  явления, т.к. туризм – это и особый, массовый  род  путешествий,  и  деятельность  по организации и осуществлению этих путешествий.

Туризм – временное  перемещение  людей  с  места  своего  постоянного проживания  в  другую  страну  или  местность  в  пределах  своей  страны  в свободное время в целях получения удовольствия  и  отдыха,  оздоровительных, гостевых,  познавательных  или  в  профессионально-деловых  целях,  но   без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.

Туризм  сегодня  –  это  сфера  социально-экономического   комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно  развивающуюся  индустрию.  В настоящее время каждое 7-е рабочее место в  мире  приходится  на  туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 году  количество  международных  туристских прибытий составит 1,6 млрд., т.е. в 3 раза превысит  показатели  2000  года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут  до  5  млрд. долларов в день.

В современных условиях  экономический  аспект  в  туристском  бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения  туристского  бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.

Экономики туризма  представляет  собой  науку,  изучающую  внутренние аспекты  экономических  отношений  в   этой   сфере   деятельности,   причем экономические отношения  рассматриваются  на  двух  уровнях:  межотраслевого комплекса  социально-бытовой  инфраструктуры   и   хозяйствующего   субъекта туристской фирмы.

Туризм как товар реализуется в форме услуг.  Услуга  туризма,  как  и услуга,  вообще,  есть  действие  определенной  потребительской   стоимости, выражающееся  в  полезном  эффекте,  который  удовлетворяет  ту   или   иную человеческую потребность. При этом услуга может  быть  оказаны  либо  вещью, т.е. при помощи товара,  либо  в  процессе  функционирования  самого  живого труда.   Указанные два способа производства услуг  обусловливают  и  два  вида самих услуг: материальные  (производственные),     нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами,  производство которых неотъемлемо от их потребления.

Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные идр.),  объединенных на  основе  главной  цели  путешествия  и  предоставляемых  на  определенном маршруте в определенный срок.

Кроме того, туристы могут  покупать  товары  туристского  назначения, Совокупность услуг и товаров туристского назначения  называется  «туристский продукт».  Турпродукт включает:

-туры, объединенные по  целенаправленности  (познавательные, оздоровительные и т.д.);

-туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.);

-товары туристско-сувенирного назначения  (карты,  открытки, проспекты, сувениры и т.д.).

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

Расходы туристов из  других  регионов  представляют  собой  вклады  в экономику данного принимающего региона.

Туристский экспорт – это  вывоз  из  страны  туристских  впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.

Туристский импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом денег туристом из данной страны.

При туристском экспорте  направление  денежного  потока  совпадает  с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров  данные  потоки направлены противоположно. [8]

Поскольку в туризме производятся и  предметы  потребления  (пища),  и услуги (размещение), то можно сделать вывод, что туризм – это  межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные  и непроизводственные  функции  и  представляет  собой  туристскую   индустрию.

Хозяйственный   процесс,   протекающий   в   отрасли    туризма,    является производственно-обслуживающим процессом.

Туристская индустрия – это совокупность  гостиниц  и  других  средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного  питания,  средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и  другого назначения,  организаций,  осуществляющих  туроператорскую  и   турагентскую деятельность, а также учреждений,  предоставляющих  экскурсионные  услуги  и услуги гидов-переводчиков.

Необходимо обеспечить туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее  развитие  туристской  индустрии.  Именно  поэтому,   в   туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования  относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

Экономика туризма  представляет собой систему отношений,  возникающих в  сфере  туризма  в  процессе   производства,   распределения,   обмена   и потребления результатов туристской деятельности.

Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов  производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли),  полученных  в результате реализации  туристского  продукта  и  оказания  различных  других услуг (выполненных работ).

Информация о работе Состояние туристической отрасли Республики Белорусия