Состояние и перспективы развития делового туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать перспективы развития делового туризма в России.
Объект исследования – деловой туризм в России.
Предмет исследования – состояние и перспективы развития делового туризма в России.
Задачи:
Рассмотреть особенности делового туризма
Изучить деловой туризм в России.
Проанализировать перспективы развития делового туризма в России.

Работа содержит 1 файл

курсач тех и тех.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящие время Россия располагает  огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Территория России простирается с запада на восток на 10 тысяч километров и почти на 3 тысячи километров от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.

     Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного  туризма способствуют некоторые  социальные факторы. Это высокая  покупная способность иностранных  валют, обеспечение свободы перемещения  на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов.

     Наиболее  активно развиваются следующие  виды туризма: экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.

     Объемы  международных контактов, связывающих  Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как правило, категорий 4* и выше).

     Во  многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке, Ростове-на-Дону и других городах - с каждым годом увеличивается  число гостиниц, оснащенных всем необходимым  для делового туризма, а старые модернизируются  с учетом запросов бизнесменов. В России проводится не только множество крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов.

     При необходимости туристические фирмы  предоставляют своим клиентам-бизнесменам  не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии, но и специфические  услуги: собрать информацию о потенциальном  партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и прочее.

     Особенностью  делового туризма является то, что  бизнес путешественники оставляют  в стране гораздо больше денег, чем  среднестатистические туристы. Поэтому  Россия следует примеру многих стран  мира и почти каждый год принимает у себя множество международных форумов.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что деловой  туризм является одной из ведущих  и наиболее динамично развивающихся  отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста  деловой туризм признан экономическим  феноменом 20 столетия.

     Цель  работы: охарактеризовать перспективы  развития делового туризма в России.

     Объект  исследования – деловой туризм в  России.

     Предмет исследования – состояние и перспективы  развития делового туризма в России.

     Задачи:

  1. Рассмотреть особенности делового туризма
  2. Изучить деловой туризм в России.
  3. Проанализировать перспективы развития делового туризма в России.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

    1. История делового туризма

     Большой энциклопедический словарь русского языка трактует понятие «туризм» как «путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха». Туристическая поездка ассоциируется у нас с достопримечательностями Лондона или Парижа, красотами тропических морей или, в крайнем случае, с автобусной экскурсией по городам Золотого Кольца. Неудивительно, что появившееся в нашем обиходе сравнительно недавно словосочетание «деловой туризм» вызывает у многих недоумение.

          Туризм в традиционном смысле  этого слова возник в середине XIX века. Его популярность росла  вместе с созданием и развитием  транспортной инфраструктуры и  индустрии гостеприимства - строительством  железных дорог, морских лайнеров, гостиниц, открытием электричества  и появлением телеграфной и  телефонной связи.

          До появления всех этих достижений  туристические поездки были практически  невозможны, ведь еще в первой  половине ХIX века самый скоростной в те годы вид транспорта - почтовые тройки - предназначались только для «путешествующих по казенной надобности», чей статус подтверждался специальным документом - так называемой «подорожной». Настоящий туристический бум начался в 50-х годах ХХ века. К жизни его вызвало развитие реактивной авиации, позволившей резко сократить время на дорогу и открывшей «широким массам трудящихся» ранее не доступные им экзотические уголки мира.

          У делового туризма «биография»  более солидная. Она восходит  еще к временам Ветхого Завета, когда изгнанные из рая Адам  и Ева отправились на поиски  своего места под солнцем. Практически  вся дальнейшая история человечества  напрямую связана с деловым  туризмом. Добрая половина знаменитых  арабских сказок посвящена описанию  путешествий купца Синдбада. А кто проложил путь из Варяг в Греки и Великий Шелковый Путь? Кто сделал Великие географические открытия? Зачем отправлялись в путь Марко Поло и Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб и многие-многие тысячи других энергичных и отважных представителей человеческого рода? Мы привычно называем их искателями приключений, но не надо забывать, что большинство из них отравлялись в путь для достижения конкретной цели. То есть, выражаясь современным языком, они совершали самые настоящие деловые поездки.

    1. Понятие и особенности  делового туризма

     Деловой туризм — это поездки (командировки) сотрудников компаний/организаций  с деловыми целями, либо организация  корпоративных мероприятий. Роб  Девидсон в своей книге описал это понятие следующим образом: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями». [5]

     Деловой туризм или индустрия встреч - емкое понятие. В его структуре выделяется два сегмента - классические деловые поездки (КДП) и сегмент, название которого образует известная англоязычная аббревиатура MICE. Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Meetings - М (встречи), Incentives - I (инсентив-мероприятия), Conventions - С (конференции), Exhibitions - Е (выставки).

     Два сегмента индустрии делового туризма  различаются как по существу, так  и по формальным признакам. По целевым установкам КДП - это «собственно работа на выезде» (командировки с конкретными служебными целями - реализацией бизнес-функций компаниями и фирмами) либо поездки для заключения новых контрактов в сфере бизнеса (своего рода «момент истины» в работе субъектов бизнеса). MICE-мероприятия - это, как правило, «обслуживание» собственно бизнес-деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров и т.п.), т.е. работа на перспективу, либо осуществление вспомогательных функций (поощрение сотрудников и т.п.). Целевые различия отражаются в специфике организации КДП и MICE-поездок. Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция КДП. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В отличие от КДП, рассчитанной на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE-мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц.

     В целом структура делового туризма  многогранна: деловые поездки принимают  самые разные формы, сочетаются между  собой (одна поездка может преследовать несколько целей), комбинируются  с общепринятыми формами классического  туризма, с рекреацией. Иногда очень  трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.

     Обзор внутренней структуры MICE-сегмента индустрии  делового туризма. [1] Она включает три вида поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.

     1. Поездки на конгрессы, конференции,  саммиты, симпозиумы выделяются  особым составом участников:

     - корпоративные участники - крупные, средние или мелкие компании, чьи основные мотивы встреч носят коммерческий характер. Это могут быть встречи по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам, тренинги менеджеров и т.д. Корпоративный сегмент - самый емкий (по числу мероприятий) сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы (73--75%). Корпораторы часто прибегают к услугам профессиональных компаний - организаторов деловых встреч. По данным Международного объединения профессионалов деловых встреч, в 2002 г. 70% европейских компаний не имели представления, сколько средств нужно выделять на планирование и проведение корпоративных мероприятий, и пользовались услугами турфирм. К примеру, около 80% британских компаний предпочитают работать с профессиональными устроителями, а не держать специальный штат по организации деловых встреч;

     - ассоциации и их члены. Ассоциации  проводят мероприятия для решения  «цеховых» проблем, часто торгово-экономического  или научного (и иного творческого)  характера. Член ассоциации имеет  право выбора и, в отличие  от корпоративных мероприятий,  может отказаться от участия  в нем. Все расходы, связанные  с поездкой, он берет на себя. На некорпоративный сектор деловых  поездок на конгрессы, конференции,  саммиты, съезды, симпозиумы приходится около 14-15% всех мероприятий. Эти встречи объединяют широкий круг участников - в среднем 200-250 делегатов. Около 8% встреч собирают аудиторию в 2000 и более делегатов. Для сравнения: на корпоративных мероприятиях число участников колеблется в среднем от 20 до 250 человек. Место проведения некорпоративного делового мероприятия выбирается на конкурсной основе (тендер). Инициатива его организации исходит от местного члена ассоциации. Решение о проведении мероприятия принимается не менее чем за 2-3 года до начала мероприятия. Для проведения мероприятия ассоциация создает оргкомитет, который определяет время и место его проведения, бюджет, заключает договор с поставщиками услуг либо с организаторами встреч;

     - правительственные структуры, образовательные  организации, органы здравоохранения,  а также экипажи международных  рейсов. На этот сектор приходится  около 12% общего числа проводимых  мероприятий. Иногда эту группу  участников объединяют с ассоциациями.

     2. Поездки на выставки и торговые  ярмарки. Эти мероприятия проводятся  для презентации продуктов и  услуг в целях информирования  гостей и стимулирования продаж. Участников выставок и торговых  ярмарок можно разделить на  две категории: экспоненты, рекламирующие  и продающие свою продукцию,  и посетители, которые приезжают  с целью ознакомления с последними  достижениями в разных областях  экономики, науки, искусства, для  заключения сделок и подписания договоров.

     Существует  много классификаций выставок и  ярмарок по составу участников (международные, национальные, межрегиональные и  местные), предмету экспозиции (универсальные, тематические, отраслевые и межотраслевые), частоте проведения (периодические, сезонные, единовременные), способу  проведения (постоянные, передвижные), целям (для осуществления оптовых  и розничных продаж, для предоставления информации о достижениях, коммуникационные) и др.

     Участники конференций и ярмарок являются активными потребителями широкого набора услуг как непосредственно  связанных с мероприятием, так  и выходящих за его рамки. Доходы от проведения выставок складываются не только из поступлений от продажи  экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и  посетителям (туристские услуги, входные  билеты, клубные мероприятия и  презентации, общественное питание  и т.п.). Дополнительные услуги обеспечивают более половины всей суммы поступлений  от данного вида делового туризма. Экономика  некоторых крупных городов в  значительной мере ориентирована на выставочную деятельность, например, таким центром Европы является Франкфурт-на-Майне (Германия).

     3. Инсентив-мероприятия. Появление инсентив-туризма относится к 1960-м гг., а его расцвет пришелся на 1970-1980-е гг. Компании (корпораторы) участвуют в инсентив-мероприятиях по двум причинам. Во-первых, для поддержания внешнего имиджа фирмы: 50% компаний во всем мире проводят их, чтобы внедрить новый продукт, 35% - для увеличения объемов продаж, и с этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного климата путем поощрения сотрудников (15% компаний).

Информация о работе Состояние и перспективы развития делового туризма в России