Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:07, курсовая работа
Общая дегуманизация сознания, связанная с хищническим потреблением природных ресурсов, охватившая в настоящее время многие сферы человеческой деятельности, неизбежно ведет к потере многообразия биологических форм и оскудению природы, которая является источником интеллектуального, нравственного развития и основой нашего материального благополучия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты экологического туризма и его составляющих………………………………………………………………….....6
1.1 Эколого-гуманитарные основы и социальное значение экологического туризма…………………………………………………………………………….6
1.2 Инновационные основы менеджментa экологического туризма на особо охраняемых природных территориях России: проблемы и перспективы…...15
Выводы по главе I……………………………………………………………….
Глава 2. Влияние экологического туризма и рекреации на социальную сферу региона России……..………………………………………………………….24
2.1 Основные аспекты влияния экотуризма на социальную сферу регионов России, в частности Республики Башкортостан………………………………24
2.2 Развитие экотуризма и рекреации в Республики Башкортостан, на примере туристической базы «Шиханы»…………………………..…………32
Выводы по главе II………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..
Современное
понимание экотуризма, ориентация на
достижение устойчивости как конечного
результата во многом заставляют пересмотреть
традиционные представления о том,
какие виды путешествий являются экотуризмом.
При этом традиционные критерии – мотивация
путешествующих и объемы туристических
потоков – безусловно, важны, но сами по
себе не играют определяющей роли. Основной
вопрос, который должны задать себе организаторы
путешествий в природу: какое воздействие
на природную и культурную среду оказывают
эти путешествия, к каким последствиям
они приводят?
Очевидно,
экотуристскими не могут считаться такие
путешествия, при которых выполняются
лишь отдельные принципы экотуризма, и
непосредственным результатом которых
не является улучшение охраны природной
среды. Нередко посетители, считая себя
экологическими туристами, на деле таковыми
не являются, поскольку результатом их
посещения становится деградация природы
и культуры.
Социальное значение экологического туризма состоит, прежде всего, в воспитании экологического сознания широких масс людей. По преобладанию той или иной цели путешествия выделяют научный, познавательный и рекреационный виды экологического туризма. Чисто научным экологическим туризмом занята относительно небольшая часть туристов, но именно он поставляет информацию об удаленных, заповедных и малоизученных районах. Данная информация необходима как для науки, так и для грамотного планирования развития самого экологического туризма.
Экологические экскурсии также преследуют познавательные цели. Объектами познавательного, так же как и научного, экологического туризма становятся отдельные наиболее интересные для туристов ареалы, экосистемы, биологические виды, такие как, например, крупные виды хищников и копытных. Здесь, помимо чисто познавательного, реализуется релаксационный и оздоровительный элементы туризма, который может включать спортивный туризм, альпинизм, лыжные, конные, водные и пешие походы и другие виды активного и пассивного отдыха.
Объектами экологического туризма могут
быть и уникальные, экзотические представители
флоры. Но чаще всего туристов привлекают
уникальные, эстетически привлекательные
ландшафты в целом. Также популярны среди
экотуристов пешие походы, наблюдение
за птицами, кино- и фотосъемка, проживание
в палаточных городках, посещение гор
и альпинизм, рыбалка, водный туризм, ботанические
экскурсии, археологический и палеонтологический
туризм, спелеотуризм, наблюдение экзотических
бабочек. Многие путешествия по заповедникам
и национальным паркам России, изначально
планируемые как экотуристические, имеют
ряд серьезных промахов и недостатков.
Например, нередко туристов доставляют
к месту проведения тура вертолетами или
лодками с бензиновыми моторами, пугающими
животных и загрязняющими водоемы. Лишь
немногие программы предусматривают активное
вовлечение посетителей в природоохранную
деятельность. Образовательный аспект
в российском экотуризме развит пока еще
слабо – чаще экскурсия или тур оказываются
нацелены только на демонстрацию достопримечательностей,
экзотических «чудес» и «красот» природы,
а не на постижение экологических проблем
и активное участие в их решении.
В целом, «абсолютно положительных» примеров
развития экотуризма не так много не только
в нашей стране, но и во всем мире. Скорее,
можно говорить об успешной реализации
тех или иных конкретных принципов экотуризма
Ранее экотуризм традиционно противопоставляли
массовому туризму и определяли как лимитированный
и, в некотором роде, эксклюзивный природный
туризм. Однако, исходя из современной
концепции экотуризма, это не всегда оправдано.
Так, например, участники туров по наблюдению
за птицами, могут руководствоваться самыми
благими природоохранными намерениями.
Но, если за сезон их приезжают считанные
единицы, это не обеспечит серьезной экономической
альтернативы рубкам лесов, экспансии
сельхозугодий и поселений. Однако, десять
посетителей могут нанести больше вреда,
чем сто, если их маршрут не надлежащим
образом спланирован и организован.
Таким
образом, для охраны природы реально
значимы не масштабы туризма или мотивация
путешествующих, а воздействие, которое
оказывает их путешествие. А это в первую
очередь определяется тем, как организовано
путешествие.
1.2 Инновационные основы менеджментa экологического туризма на особо охраняемых природных территориях России: проблемы и перспективы.
Экологический тур – это услуга комплексная, поэтому туризм как отрасль или индустрия – это сложный комплекс организаций разнонаправленной деятельности. Так, Закон РФ «Об основах туристкой деятельности в РФ» предусматривает такое определение туристской индустрии как совокупности: мест размещения туристов, транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туристскую деятельность, организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов (гидов-переводчиков).
Для того чтобы экологический туризм мог реально оказывать положительное влияние на хозяйство и социальную сферу страны, а также быть реальным приоритетным направлением туризма, его понятие должно вбирать три основных аспекта:
1)
ориентация туристов на
2) сохранение естественной природной среды;
3)
поддержание традиционного
Исследования
в сфере менеджмента
Английское слово "менеджмент" произошло от слова "менедж" (manage), что означает управлять. По своей сути "менеджмент" и "управление" тождественные понятия. Но если термин "управление" применяется к широкому кругу разных явлений (например, управление самолетом, управление пенсионным фондом, управление государством), то термин "менеджмент" используется в значении управления социально-экономическими процессами в организации, действующей в рыночных условиях. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие, определяя успехи организации в конкурентной борьбе на рынке.
Известный американский специалист в области менеджмента Питер Друкер стал первым, кто еще в 50-х годах сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития организации в лице менеджмента, подчеркнув, что генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент-двигатель, развитие-следствие.
Менеджмент туризма не является исключением. В туристской отрасли действует большое число организаций, разрабатывающих и реализующих разнообразные туристские продукты. Однако далеко не все организации, занятые в сфере туризма, выдерживают удары конкуренции и получают доходы, необходимые для продолжения своей деятельности на рынке. И зависит это, в первую очередь, от того, как осуществляется управление организациями.
Лучшие экономические результаты будут у тех из них, которые привлекут большее число туристов. Для этого они должны разработать и предложить туристскому рынку интересные туры, содержательные турпрограммы, экскурсии, широкий набор разнообразных товаров и услуг, на высококачественном уровне организовать туристское обслуживание. И все это, о чем потенциальный турист и не знает, должно быть предварительно продумано, спланировано, проанализировано, просчитано, проработано со многими другими организациями с привлечением огромных объемов разнообразной информации. Иными словами, все то, в чем нуждается туристский рынок, не может быть достигнуто без менеджмента которому принадлежит решающая роль в деле насыщения рынка высококачественными туристскими продуктами.
Следовательно, менеджмент туризма призван создать определенную систему управленческой деятельности по наилучшему удовлетворению потребности людей в путешествиях с самыми разнообразными целями. Эта система предполагает всемерную ориентацию туристских организаций и предприятий на рыночный спрос, на запросы конкретных потребителей и организацию производства таких туров, туристских услуг и товаров, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль. Функционирование менеджмента как системы управленческой деятельности включает в себя выполнение общих и специальных функций управления, использование различных методов, средств, форм и структур управления с привлечением больших объемов информации, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений. Посредством этой системы намечаются, разрабатываются и осуществляются разнообразные мероприятия, прежде всего в таких ключевых областях деятельности менеджмента, как маркетинг, инновации, человеческие ресурсы, финансовые и материальные ресурсы, производительность, социальная ответственность, прибыль. Получаемые при этом результаты, сложно взаимодействуя и взаимная друг на друга, сливаются в конечном счете в единый итог деятельности менеджмента организации, выражаемый в уровне и динамике получаемой ею прибыли.
Самой главной и наиболее сложной областью деятельности менеджмента являются человеческие ресурсы организации, работники, образующие ее персонал. Главное состоит в том, что люди - важнейший ресурс организации. В современных условиях их знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, способность самостоятельно действовать, принимая ответственные решения, становятся все более важным стратегическим ресурсом по сравнению с финансовым и производственным капиталом. Не понимать сегодня этого - значит не понимать современного предприятия, действующего в рыночных условиях. Современный менеджмент должен исходить из того, что именно носители новых идей и инноваций способны интегрировать организацию и вести ее к успеху. Но этого нельзя добиться от безучастных работников, неспособных или нежелающих вносить спой вклад общее дело организации, способе т попа п. споим трудом и интеллектом ее росту и процветанию. В том и состоит наиболее сложная задача менеджмента, без решения которой невозможно рассчитывать на успешную хозяйственную деятельность организации в современных условиях.
Менеджмент туризма призван внедрить в практику работы рыночные отношения, наполнить рыночным содержанием всю систему управленческой деятельности. Учитывая, что во всем мире туризм получил интенсивное развитие, менеджмент туризма должен быть нацелен на инновационный подход, на создание туристских продуктов рыночной новизны, на постоянное совершенствование всех аспектов туристской деятельности.
В российских условиях одним из новых видов туризма, невостребованным рынком в полной мере, является экологический туризм.
Менеджмент в экологическом туризме также делает только первые шаги. И важно еще на исходных позициях осознать место и роль менеджмента в экотуризме, выявить ею особенности и представить себе потенциал его социальной ответственности за судьбу природы.
Надо иметь в виду, что становление менеджмента в экологическом туризме связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, всякое новое воспринимается с опаской со стороны тех, кто уже занял достаточно прочные позиции в туризме. Во-вторых, говоря об экотуризме, нужно считаться с его спецификой, что потребует значительных усилий для занятия своего сегмента на туристском рынке. В-третьих, выходя на туристский рынок, экотуризм сопряжен с высокими первоначальными затратами, что делает его продукт слишком дорогим и элитным. Отсюда следует, что менеджмент в экологическом туризме должен обладать гораздо большей "пробивной способностью", основой чего является прежде всего высокое качество этого вида деятельности.
Менеджмент
экологическою туризма
В октябре 1994 года в Декларации Всемирной конференции министров по туризму в г. Осака (Япония) отмечалось, что туризм должен превратиться в "индустрию гостеприимства" при бережном отношении к туристским ресурсам и окружающей среде. С тех пор политика развития туризма с учетом экологического воздействия становится все более актуальной, и ВТО предложила много программ по охране окружающей среды.
В рамках направленного, регулируемого и устойчивого туризма легче осуществлять контроль, анализ и управление процессом развития туризма, разрабатывать надежные методы контроля над состоянием окружающей среды и предупреждать любые негативные последствия от пребывания в ней туристов.
Таким образом, от осознания факта неизбежности воздействия туризма на окружающую среду, общественность пришла к выводу, о неизбежности ее зашиты от туристов, используя для этого механизм управления туризмом. А поскольку развитие туризма во всем мире приобрело масштабный характер и происходит в системе все более усложняющихся рыночных отношений в экономике, речь, по существу, идет об экологизации туризма и о целенаправленном управлении им в интересах охраны и сбережения природы. Стремление к защите окружающей среды от негативного воздействия туризма при помощи управленческих средств воздействия приобретает определенное движение. Ограничительные меры вводятся информированием населения, введением штрафных санкций, повышением стоимости путешествий или государственными указами. Специалисты предсказывают появление туриста новой формации. Традиция проводить отпуск и отдыхать на море или в горах может вскоре пошатнуться в сторону предпочтения экотуризму. И для этого есть основания. Во-первых, девственная природа привлекает своей экзотичностью. Во-вторых, неуклонное возрастание нагрузок на нервную систему не устраняется даже самым комфортным обслуживанием в первоклассных отелях и на морских пляжах. В-третьих, от пребывания в богатых в природном отношении местах туристы получают намного больше эмоциональных впечатлений, в том числе и познавательного характера, чем от традиционного набора услуг, которые ублажают лишь тело, а не душу.