Сертификация услуг. Основные цели сертификации услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом пе¬реговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затраги¬вает не только вопросы технических барьеров, но и правила пере¬мещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внут¬реннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, стро¬ительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультаци¬онные, медицинские услуги и пр.

Содержание

1. Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг.
2. Схемы сертификации услуг.
3. Добровольная сертификация услуг.
4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.

Работа содержит 1 файл

сертификация.doc

— 103.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

 

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Управление качеством услуг в туризме

на тему: Сертификация услуг. Основные цели сертификации услуг

                                                                   

 

                                                             

 

                                                                 Выполнила: Филиппова А.А.

Группа: 2308 ТКУиК

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг.

2. Схемы сертификации услуг.

3. Добровольная сертификация услуг.

4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.

 



1. Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг.

 

Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом пе­реговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затраги­вает не только вопросы технических барьеров, но и правила пере­мещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внут­реннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, стро­ительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультаци­онные, медицинские услуги и пр. Присоединение России к ГАТС обеспечит для нее доступ на рынки услуг стран-участниц без ка­кой-либо дискриминации. Но в то же время участие в ГАТС обязует Россию предоставлять режим наибольшего благоприятство­вания на национальном рынке услуг для стран-участниц, гаран­тировать открытость мер регулирования, последовательное сни­жение торговых тарифов и др. Реализация обязательств России по ГАТС стимулирует усиление внимания к вопросам стандартиза­ции в сфере услуг и их сертификации.

Обязательная сертификация потенциально опасных для жиз­ни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в России на основании законов:

                  О сертификации продукции и услуг;

                  О безопасности дорожного движения;

                  Об основах туристической деятельности в Российской Фе­дерации;

                  О защите прав потребителей.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняющий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги.

Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участ­ников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ». Согласно этому документу в состав участ­ников системы сертификации услуг могут входить:

•     руководящий орган — Госстандарт РФ;

•     центральные органы;

•     научно-методический центр — ВНИИС;

•     методические центры (отраслевые НИИ);

•     аккредитованные органы по сертификации и испытатель­ные лаборатории;

•     аккредитованные органы по сертификации систем управле­ния качеством.

 



2. Схемы сертификации услуг.

 

Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выполнения работы или оказания услуги; проверку результатов проведенной работы или оказанной услуги; инспекционный контроль за серти­фицированными работами и услугами.

Действия, которые осуществляют эксперты соответствующего органа по сертификации в рамках этих трех составляющих схемы, представлены в табл.1.

 

Таблица 1. Схемы сертификации услуг

 

Номер схемы

Оценка выполне­ния работ, оказания услуг

Проверка (испытания)

результатов работ

и услуг

Инспекционный конт­роль сертифицирован­ных работ и услуг

1

Оценка мастер­ства исполнителя работ и услуг

Проверка (испыта­ния) результата работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

2

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испыта­ния) результатов ра­бот и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

3

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Анализ состояния производства

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов  работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

5

Оценка системы  качества

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль системы качества

6

 

Рассмотрение декла­рации о соответствии прилагаемым документам

Контроль качества выполнения работ, оказания услуг

7

Оценка системы

качества

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым доку­ментам

Контроль системы качества

 

Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают: аттестацию профессионального мастерства исполни­теля услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий); аттестацию процесса предоставления ус­луги и выборочную проверку результата услуги при периодичес­ком инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставле­ния и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, при­меняют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификацию системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекци­онный контроль за ее работой.

Выбор схемы сертификации, а также организационно-методи­ческие мероприятия по сертификации услуг осуществляются в со­ответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Пра­вилами сертификации работ и услуг в РФ.

Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияю­щие на организацию их сертификации:

•     объектом услуги может быть сам человек, а его имуществен­ное право определяет невозможность проведения испыта­ний. Так, владелец отремонтированного автомобиля навер­няка откажется от испытаний его автомобиля в дорожных условиях по всем жестким правилам этой процедуры;

•     непосредственный контакт исполнителя и потребителя ус­луги требует оценки мастерства исполнителя с учетом эти­ки общения и сложившихся местных предпочтений. Зача­стую это требует применения социологических методов оценки;

•     эксперт по оценке услуги в ряде случаев должен присутство­вать при ее оказании, так как предоставление услуги и ее потребление могут совершаться одновременно (к примеру, услуги парикмахерской или косметического кабинета). За рубежом допускается в подобных случаях исполнение экс­пертом роли потребителя;

•     некоторые характеристики услуг напрямую зависят от осо­бенностей региона, в котором они предлагаются. Так, на­пример, в Москве признано целесообразным ввести в дей­ствие региональные системы сертификации услуг в сфере общественного питания и городского транспорта.

 



3. Добровольная сертификация услуг.

 

Согласно российскому законодательству наряду с обязатель­ной сертификацией допускается добровольная сертификация ус­луг.

В системе ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по серти­фикации услуг. Полномочиями центральных органов наделены:

•     Министерство транспорта РФ — в системах сертификации услуг автомобильных перевозок и автосервиса;

•     Российское агентство по физической культуре и туризму — в системе сертификации туристических услуг;

•     Министерство торговли — по сертификации услуг в сфере общественного питания;

•     Росбытсоюз — в системах сертификации услуг химчисток;

•     Госстандарт РФ — сертификация услуг по ремонту бытовых электротехнических приборов.

В качестве нормативной базы сертификации услуг применя­ются международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а так­же нормативные документы, утверждаемые органами государствен­ного управления для конкретных видов услуг. К нормативным документам для обязательной сертификации предъявляются оп­ределенные требования. В них должны быть указаны нормы безо­пасности для жизни и здоровья потребителей и их имущества; экологические параметры; требования к методам проверки услу­ги, технологическому процессу исполнения, мастерству исполни­теля и к системе обеспечения качества. При добровольной серти­фикации нормативный документ предлагает заявитель.

Сертификационные проверки услуг (что идентично сертифи­кационным испытаниям продукции) выполняют эксперты-ауди­торы, зарегистрированные в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р. Проверки обычно проводятся на месте производства услуги. При положительных результатах проверок орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, а при отрицательных — заявителю выдается решение об отказе. Заяви­тель также может получить лицензию на применение знака соот­ветствия и проставлять его на ярлыках, документации, квитанци­ях и т.п., а также использовать в рекламных целях в течение срока действия сертификата (не более трех лет).

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сер­тифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транспортные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.

Для проведения инспекционного контроля нематериальных услуг необходим опрос потребителей путем анкетирования, лич­ных интервью и т.п. Обычно этим занимаются социологические центры, службы маркетинга, местные органы управления, а также сами исполнители услуг. По результатам инспекционного конт­роля принимаются решения в соответствии с российскими прави­лами сертификации. Инспекционный контроль может быть пла­новым и внеплановым. Периодичность планового устанавливает орган по сертификации. Внеплановый назначается органом по сер­тификации при наличии претензий потребителей и замечаний кон­тролирующих органов.

Первые российские системы обязательной сертификации ус­луг введены в действие в 1994—1996 гг. Они охватывают следую­щие сферы:

•     ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлект­ронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов;

•     химчистка и крашение;

•     туристические услуги и услуги гостиниц;

•     техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

•     общественное питание;

•              перевозка пассажиров автомобильным транспортом.

 



4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.

 

Внимание российского законодательства к туризму объясняет­ся несколькими причинами. Во-первых, как видно из Общерос­сийского классификатора услуг, разработчики его не предусмот­рели значительного увеличения спроса на поездки в зарубежные страны. Нормативные документы классифицируют туризм на въезд­ной, выездной и внутренний. Но все положения, касающиеся ту­ризма, были ориентированы на внутренний туризм. Под въезд­ным туризмом понимаются путешествия в пределах России лиц, не проживающих постоянно в стране. Внутренний туризм — это путешествия в пределах России граждан, постоянно проживаю­щих в стране. А выездной туризм трактуется как путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну.

Классификация туристских маршрутов, принятая еще в совет­ские времена, как ни странно, перенесена в российские норма­тивные документы. А это означает, что требуется перестроить не только классификацию (горнолыжные маршруты, туры для молодоженов, семейных, родителей с детьми и т.п.), но и всю инфра­структуру внутреннего и въездного туризма, приблизив ее к меж­дународным нормам в соответствии с документами Всемирной организации по туризму.

Что касается выездного туризма, то при наличии немалого числа туристических агентств в России сертифицированы лишь едини­цы. Причины кроются как в неопытности сертифицируемых, так и зачастую в некомпетентности экспертов.

Согласно Закону РФ «Об основах туристической деятельнос­ти в РФ», туроператоры и турагентства обязаны предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях выбранного ими путешествия, об опасностях, с которыми они могут встре­титься, и предусмотреть превентивные меры по обеспечению бе­зопасности туристов. Эксперты при сертификации услуг турагентства должны получить документальное подтверждение со­здания фирмой необходимых условий для обеспечения безопас­ности жизни, здоровья туристов и сохранности их имущества. Для этого эксперт проверяет:

Информация о работе Сертификация услуг. Основные цели сертификации услуг