Самарский художественный музей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

23 апреля Выставка картин местных художников, устроенная в зале Городского музея, – закрылась. Зал приведен в порядок и все принадлежащее кружку художников убрано. От имени художников-экспонентов приношу благодарность Комитету по устройству музея за безвозмездное помещение и покорнейше буду просить принять в дар – в основу художественного отделения музея – несколько картин, которые по порядку пожертвований, поступления и приобретения будут записываться в книгу «Художественное отделение Самарского городского музея», которая будет находиться при библиотеке. Дальнейшая работа по формированию симпатичного для меня художественного отделения, если Комитет найдет возможным и удобным, я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать все возможное в этом направлении.

Содержание

1. История создания………………………………………………………….3
История создания Самарского художественного музея
Биография создателя
2. Коллекции музея…………………………………………………………….11
Иконопись
Русская живопись
Русский авангард
Западноевропейское искусство
Искусство Востока V–XX веков
Современное искусство. Советский период
Музей-мастерская В.З. Пурыгина
3. Полезная информация……………………………………………………18
3.1 Отделы и филиалы
3.2 Темы экскурсий
3.3 Контактная информация
Библиографический список………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

самарский художественный музей.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Родился в Самаре в 1871 г. Умер там же в 1925 г. Происходивший из купеческой семьи Головкин закончил коммерческое училище. Затем возможно посещал классы живописи и рисования прибывшего в Самару художника Бурова, однако систематического художественного образования не получил, оставаясь художником – самоучкой. Работал в русле традиций русского реалистического искусства второй половины Х1Х – начала ХХ века.

     В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея, с которым была связана вся его дальнейшая судьба. Кроме того, Головкин вел летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара».

     После революции 1917 года художник на некоторое  время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических  раскопках. В начале 1920-х годов Головкин вернулся в Самару и привез целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок. Последние годы работал в архиве города Самары. 
 

 

2. Коллекции  музея 

     2.1 Иконопись 

     Отдел древнерусского искусства активно  начал формироваться в музее  в 1917–1918 гг. , в то время заведующего музеем, Ф.Т. Яковлева поступило свыше 1000 предметов: его собрание икон, медного литья и старопечатных книг.

     Через 20 лет коллекция древнерусского искусства насчитывала уже несколько тысяч экспонатов. К величайшему сожалению в середине 30-х годов коллекция была почти полностью уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Гохран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. В музее осталось всего 85 экспонатов.

     Сейчас  эта часть коллекции немногочисленна, но достаточно интересна. 

     2.2 Русская живопись 

     Собрание  русской живописи XVIII–XX веков Самарского художественного музея имеет свое неповторимое лицо, являясь плодом кропотливой работы нескольких поколений музейных сотрудников.

     Русская живопись XVIII века

     Собрание  русской живописи самого начала XVIII века в коллекции музея представлены немногочисленными произведениями безымянных мастеров. В основном это портреты. Гораздо шире представлено творчество работавших в то время в России иностранных художников – Ротари, Ведекинд, Растрелли, Лампи, Грасси и других.

     Русская живопись начала XIX века

     Наследие В.Л. Боровиковского (1757–1825) отражает в большей мере эстетику нового, XIX века. Его многочисленные картины с поэтическими интерпретированными женскими образами воплощают идеи сентиментализма.

     Настоящим выразителем академических идей первой половины XIX века стал К.П. Брюллов (1799–1852) – в равной мере блистательный мастер как многофигурных композициях, так и в парадных портретах.

     Пятью произведениями представлен в коллекции  крупнейший русский художник-маринист И.К. Айвазовский (1817–1900), который уже в 27 лет был избран членом Российской, Римской, Парижской и Амстердамской академий.

     В разное время в собрание музея  поступили пять портретов кисти В.А. Тропинина (1776–1857), художника, искусство которого стало воплощением московской культурной жизни первой половины XIX века.

     Русская живопись второй половины XIX – начала XX веков

     Собрание  русского искусства второй половины XIX века характеризуют известная полнота и обстоятельность. Уже упоминалось о том, что многие работы происходят от частных владельцев, самарских купцов. В коллекции музея – произведения, относящиеся к ведущим жанрам живописи эпохи – бытовому, историческому, портретному, пейзажному. Некоторые авторы представлены и живописью, и графикой. Лучшие места в экспозиции отданы передвижникам, однако музей показывает и произведения крупнейших художников-академистов. 

     2.3 Русский авангард 

     Музей по праву гордится своей коллекцией русского авангарда. Ее возникновением мы обязаны деятельности местных вхутемасовцев – Н.Н. Попова и М.И. Степанова, в свое время получивших из Москвы произведения как крупнейших авангардистов – К.С. Малевича, П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова, О.В. Розановой, так и студии учеников московского ВХУТЕМАС'а. 

     2.4 Западноевропейское искусство 

     Западноевропейское  искусство представлено в Самарском  художественном музее произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного  искусства. Коллекция не раскрывает всей полноты развития искусства зарубежных стран, но, тем не менее, имеет свое характерное лицо.

     Наиболее  значительный раздел коллекции составляют работы художников Голландии XVII века, отмеченные большой любовью к  реалистической передаче всех проявлений жизни, воплотившихся в жанрах натюрморта, пейзажа, живописных сценах быта.

     Искусство Фландрии XVII века представлено в музее  творчеством Д. Тенирса Младшего и X. ван Стенвейка, а также рядом работ неизвестных мастеров.

     В разделе произведений немецкой живописи привлекают внимание «Портрет неизвестного в красном» (1772) кисти Ф.Й. Дегле, до 1917 года находившийся в собрании Эрмитажа, и «Портрет неизвестного» работы австрийского художника XVII века.

     Среди работ художников Италии XVIII века выделяется «Вид Венеции» Б. Белотто, истинная жемчужина коллекции, пейзаж «ведута натурале», абсолютно точно запечатлевший городские постройки Венеции, ее каналы, юркие лодки-гондолы.

     В музее хранятся два пейзажа, поступившие  из Государственного музейного фонда  в конце тридцатых годов с пометкой: «Из коллекции Брокара. Неизвестный художник круга Сальватора Розы XVII века». Последние исследования позволяет отнести оба пейзажа круга С. Розы к венецианской живописи XVIII века – к кругу М. Риччи, к типу пейзажа фантазии «каприччи» («Пейзаж» и «Фантастический пейзаж»).

     В разделе французской живописи наиболее интересны «Пейзаж с кипарисами» работы Г. Робера и «Цыгане» (1857) кисти Д. де ла Пенья. 

     2.5 Искусство Востока V–XX веков 

     Коллекция восточного искусства в Самарском  художественном музее насчитывает около полутора тысяч памятников. Единственное в Волжском регионе собрание Востока имеет постоянные экспозиции в залах музея и дает определенное представление об искусстве Китая, Японии и Индии.

     Искусство Китая V–XIX веков

     Самарский художественный музей располагает замечательным собранием памятников культуры и искусства народов Востока. В коллекции представлены декоративно-прикладное искусство Средней Азии, Ирана, Индии, Монголии, но большая часть экспонатов связана с культурой Китая и Японии.

     Китайской цивилизацией, одной из древнейших, было создано неповторимое по красоте  и своеобразию искусство, отличающееся стойкой приверженностью к сохранению традиций. Замечательные художественные памятники средневекового и современного Китая являются гордостью восточного собрания Самарского художественного музея.

     Искусство Японии XIX века

     Большая часть памятников культуры и произведений искусства Японии датируется XIX веком.

     Так же как и Китай, эта страна на протяжении веков бережно сохраняла традиционные особенности искусства, техники, символику и поэтику, национальные орнаменты и цветосочетания.

     Наиболее  представительно собрание фарфора  и фаянса XIX века, включающее произведения мастерских Сацума, Хидзен, Кутани, особенно ценившихся европейцами и составлявших гордость коллекции Вакано.

     Искусство Индии XIX–XX веков

     Восточное искусство музея дополняют коллекции  декоративно-прикладного искусства  Индии XIX–XX веков. Здесь имеются изделия из металла: замечательные узорные бидри, серебро с чернью, латунь и бронза, декорированные гравировкой, насечкой, чеканкой.

     Значительное  место в коллекции занимают ткани. Изготовленные вручную на станках, они отличаются большим разнообразием. Тончайшие шелковые сари, покрывала, занавесы, шали, платки и ковры украшены вышивкой, набойкой и необычайно насыщены по цвету.

     Особую  группу составляют 10 миниатюр XIX века (из коллекции Вакано). Когда-то они служили  в качестве иллюстраций для книг, но теперь не представляется возможным  определить литературный источник и  автора. Две миниатюры принадлежат к монгольской школе.

     Есть  в музеи образцы сикхской, раджастанской  и школы пахари миниатюрной живописи XIX века. 

     2.6 Современное искусство. Советский  период 

     Направление формирования советского отдела музея  было задано руководящей политикой партии в области искусства. В музей поступали лучшие наиболее типичные произведения искусства социалистического реализма – как местного уровня (краевые выставки АХРР, областные художественные выставки), так и столичного – от Министерства культуры РСФСР и СССР. Определенная часть работ была приобретена самим музеем у авторов.

     В собрании музея – довольно большая коллекция произведений самарских художников разных лет, приобретенных у авторов, с областных выставок. Пейзажное мировосприятие безусловно доминирует в их творчестве. Это во многом связано со своеобразием ландшафта Самарской Луки, с давних лет притягивавшего к себе внимание художников – как приезжих, так и живущих здесь. В конце прошлого – начале этого века свою лепту в местный пейзажный жанр внес К.П. Головкин, который, по сути, создал основу для формирования самарской пейзажной школы.

     В настоящее время особое внимание при комплектовании коллекции уделяется  произведениям 1990-х годов, отражающим широкий спектр современной художественной жизни России. 

     2.7 Музей-мастерская В.З. Пурыгина 

     Коллекция Музея-мастерской заслуженного художника  Российской Федерации Валентина  Захаровича Пурыгина насчитывает более  десяти тысяч единиц хранения и представляет собой интересную часть коллекции  Самарского художественного музея.

     Произведения В.З. Пурыгина приобретались у автора еще при его жизни.

     После смерти художника в залах музея  на площади Куйбышева прошла большая  посмертная выставка «Известный и неизвестный Пурыгин», где зрители могли увидеть много незнакомых им ранее произведений.

     Самое главное событие, которое произошло  на этой выставке – это неоценимый дар Самарскому художественному  музею вдовой художника Галиной  Дмитриевной всех произведений с  выставки (за исключение тех рисунков и гравюр, на которых были изображены дети и сама Галина Дмитриевна).

     В следующем 2004 году вдова подарила музею  большую часть живописного наследия своего талантливого мужа. Среди них  много эскизов, набросков на досках, личные записи, письма, литература, вещи из мастерской (одежда, мебель). Коллекция значительно увеличилась. Но и это еще не все дары музею Пурыгина.

     В 2006 году, когда музей готовил большую  выставку, посвященную 80-ти летию со дня рождения В.З. Пурыгина, сестра художника Эмилия Захаровна сделала бесценный дар, подарив графические листы и коллажи Валентина Захаровича. Постепенно в течение лета она «додаривала» наброски и зарисовки на досках, открытки и личные вещи, среди них даже этюдник художника. К сожалению, показать все подаренные работы мы не смогли, но часть из них были оформлены и экспонировались на выставке «Посвящение Валентину Пурыгину». Многие посетители были поражены и приятно удивлены, что открыли для себя Пурыгина и как потрясающего графика.

     В настоящее время нет постоянной экспозиции, где можно было бы познакомится с собранием Музея-мастерской В.З. Пурыгина, но в скором времени это будет возможно. Сейчас идет реконструкция здания особняка Шихобаловых на ул. Венцека, 55, где планируется разместить коллекцию, чтобы она стала постоянно доступна зрителям и ценителям творчества выдающегося мастера. 

Информация о работе Самарский художественный музей