Самарский художественный музей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

23 апреля Выставка картин местных художников, устроенная в зале Городского музея, – закрылась. Зал приведен в порядок и все принадлежащее кружку художников убрано. От имени художников-экспонентов приношу благодарность Комитету по устройству музея за безвозмездное помещение и покорнейше буду просить принять в дар – в основу художественного отделения музея – несколько картин, которые по порядку пожертвований, поступления и приобретения будут записываться в книгу «Художественное отделение Самарского городского музея», которая будет находиться при библиотеке. Дальнейшая работа по формированию симпатичного для меня художественного отделения, если Комитет найдет возможным и удобным, я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать все возможное в этом направлении.

Содержание

1. История создания………………………………………………………….3
История создания Самарского художественного музея
Биография создателя
2. Коллекции музея…………………………………………………………….11
Иконопись
Русская живопись
Русский авангард
Западноевропейское искусство
Искусство Востока V–XX веков
Современное искусство. Советский период
Музей-мастерская В.З. Пурыгина
3. Полезная информация……………………………………………………18
3.1 Отделы и филиалы
3.2 Темы экскурсий
3.3 Контактная информация
Библиографический список………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

самарский художественный музей.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание 

1. История создания………………………………………………………….3

    1. История создания Самарского художественного музея
    2. Биография создателя

2. Коллекции музея…………………………………………………………….11

    1. Иконопись
    2. Русская живопись
    3. Русский авангард
    4. Западноевропейское искусство
    5. Искусство Востока V–XX веков
    6. Современное искусство. Советский период
    7. Музей-мастерская В.З. Пурыгина

3. Полезная информация……………………………………………………18

3.1 Отделы и  филиалы

3.2 Темы экскурсий

3.3 Контактная информация

Библиографический список………………………………………………..25 
 

 

1. История создания 

     
    1. История создания Самарского художественного музея
 

     Комитету  по устройству Самарского городского музея.

     23 апреля Выставка  картин местных  художников, устроенная  в зале Городского  музея, – закрылась. Зал приведен в порядок и все принадлежащее кружку художников убрано. От имени художников-экспонентов приношу благодарность Комитету по устройству музея за безвозмездное помещение и покорнейше буду просить принять в дар – в основу художественного отделения музея – несколько картин, которые по порядку пожертвований, поступления и приобретения будут записываться в книгу «Художественное отделение Самарского городского музея», которая будет находиться при библиотеке. Дальнейшая работа по формированию симпатичного для меня художественного отделения, если Комитет найдет возможным и удобным, я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать все возможное в этом направлении.

     1897–25 апр. Конс. Головкин Самара

     Это прошение было написано самарским купцом, владельцем писчебумажного магазина, талантливым художником-пейзажистом и организатором местных художественных выставок Константином Павловичем Головкиным (1871–1925). С того времени 25 апреля (12 апреля по новому стилю) 1897 года считается официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее. В основу вновь созданного отдела передали свои произведения самарские художники Н.П. Осипов, И.Ф. Никонов и Н.Ф. Холявин и К.П. Головкин.

     Понимая, что вновь созданный отдел  не может представлять только самарских  художников, Головкиным от имени Городского головы П.А. Арапова в 1898 году было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой поддержать начинание и прислать в дар музею свои произведения. Первыми откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств. В 1898 году выслали свои дипломные картины П.К. Вениг («Прикованный Прометей»); А.А. Жаравова («Федор Басманов с головой казненного Колычева у митрополита Филарета») и Е.И. Столица («В июле»).

     В 1898–1909 годах коллекция пополнилась  работами М.В. Нестерова (этюд к картине «Юность преподобного Сергия»), А.К. Беггрова («Кронштадтская пристань»), В.Н. Бакшеева («Среди природы» и «Весною. На крыльце»), К.Ф. Юона («Апрельское утро»).

     Количество  живописных произведений в 1911 году превысило 130 единиц.

     В художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских коллекционеров (П. Шихобалова, А. Елшина, С. Пермякова, К. Головкина, В. Арапова, А. фон Вакано, А. Клафтона, Ф. Яковлева) принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока.

     С 1918 по 1937 годы в фонды музея на временное (как оказалось в дальнейшем, на постоянное) хранение было сдано  большое количество первоклассных  произведений из частных коллекций.

     В 1918 году по рекомендации В.В. Гундобина было привезено собрание русской живописи XIX – начала XX века, принадлежавшее купцу П.И. Шихобалову. Это полотна И.Е. Репина «Король Альберт» и «Композитор Рубинштейн», В.Е. Маковского «Две матери» и «К венцу», К.Е. Маковского «Модели в ожидании художника», В.Д. Поленова, К.Я. Крыжицкого, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко. Ныне они являются основой постоянной экспозиции. Очевидно, в это же время П.И. Каменновым на хранение в музей было сдано 61 произведение русской и западноевропейской живописи, керамики и графики: среди них копии с Рембрандта и Снайдерса; подлинные произведения К.Е. Маковского «Бретонки» и «Итальянский мальчик»; акварели Федорова-Керченского, гобелены, вазы. Из магазина Черткова (ранее принадлежавшего Головкину) поступили оставшиеся там пейзажи самого Константина Павловича, картина Т.Ф. Рис. «Мальчик-продавец», витрины, гобелены, большое количество произведений из стекла и фарфора.

     В 1917–1918 годах начал активно формироваться отдел древнерусского искусства. От одного только заведующего музеем Ф.Т. Яковлева поступило свыше 1000 предметов: его собрание икон, медного литья и старопечатных книг. Эта коллекция быстро пополнялась дарами.

     На  протяжении нескольких последующих  лет главным источником пополнения музейных коллекций были поступления  из московского и петроградского отделений Государственного музейного фонда (ГМФ).

     В конце 1919 года в музей было принято 38 произведений прикладного искусства  Японии, Китая, а также скульптуры из бронзы и мрамора от «австро-венгерской подданной Марии Игнатьевны Баредер» – жены А.Ф. фон Вакано.

     В 1920 году в собрание от Совнархоза поступает  около 1000 экспонатов – коллекция бывшего владельца Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. фон Вакано. Она комплектовалась во время многочисленных поездок за рубеж с 1899 по 1915 год. Примечательно, что он оказался одним из последних коллекционеров, который в 1913 году привез в Россию памятники Древнего Египта. Их подлинность подтверждалась двумя документами, подписанными директором Каирского музея Гастоном Масперо. Из коллекций фон Вакано в музее находится 345 предметов.

     В 1925 году из центрального хранилища  ГМФ поступило двенадцать произведений из бывших знаменитых коллекций: картины  Г. Брокара, Н. Гучкова, Д. Высоцкого, Боткина и Английского клуба. В том же году из закрывшегося Бугурусланского музея (Самарской губернии) было вывезено 24 произведения: картины и предметы прикладного искусства. В этот список вошли две работы художника И. Смирновского, портреты Нагаткиных и несколько копийных произведений XVIII века.

     В 1936–1937 годах благодаря бывшему ученому секретарю Эрмитажа М.Д. Философову, высланному из Ленинграда по обвинению в контрреволюционной деятельности и заведовавшему художественным отделом музея. Получили авторство многие замечательные полотна из западноевропейского собрания. Он расшифровал и перевел подписи многих художников: Ведекинда, Гераша, Гурлитта, Штадемана, Рейкорта, Хемскерка, Розенберга и других. Атрибуции Философова точны и используются до сих пор.

     В январе 1937 года художественный отдел  был преобразован в самостоятельный краевой (позднее областной) художественный музей. Его коллекция была переведена в новое здание Дворца культуры им. В.В. Куйбышева (пл. Куйбышева 1), построенного на месте взорванного кафедрального собора на главной площади города. Для посетителей музей открылся 28 марта 1939 года.

     Середина 30-х годов отмечена большой потерей – собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Гохран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. Из переданных при разделе коллекций в художественный музей экспонатов (которые также были частично уничтожены в конце 30-х годов) осталось всего 85.

     Такая же участь едва не постигла произведения художников-авангардистов начала XX века, поступившие в музей с 1919 по 1929 год. Созданная в августе 1953 года комиссия, возглавленная Н.Н. Головановым, рекомендовала к уничтожению около 400 работ, среди которых более 100 – произведения русского авангарда. К счастью, после смерти Сталина изменилась ситуация в стране и сотрудникам музея удалось сохранить эти работы.

     В годы Великой Отечественной войны  музей был закрыт для посетителей, а картины убраны в запасники. На организованных в эти годы 14-ти выставках, посвященных Отечественной войне, музеем приобретались картины К.Г. Савицкого, В.П. Ефанова и И.П. Цыбульника; скульптуры В.П. Акимова и А.В. Грубе. У эвакуированных в Куйбышев москвичей и ленинградцев приобретались и произведения художников XIX – начала XX века.

     С конца 1947 по 1953 годы директором музея  был вернувшийся с фронта В.И. Володин. Это были годы активной собирательской работы. При этом в музей поступали не только художественные произведения, но и архивы художников: письма, дневники, фотографии. С 1940-х годов в музее хранятся архивы С.Н. Южанина и Л.В. Попова.

     В послевоенные годы из фондов Русского музея было передано авторское повторение «Аричча» М.И. Лебедева, неоконченный «Портрет великой княжны Ольги Николаевны» К.П. Брюллова и «Пейзаж с лодками» И.Е. Репина, написанный им в 1870 году на Волге, у села Ширяев Буерак. Из Саратовского музея им. Радищева в наше собрание в 1954 году поступило 10 живописных произведений, отобранных директором музея А.Н. Михраняном. Среди них – «Портрет Юрьевича» Ф.А. Моллера, «Рыбак» И.С. Галкина и «Портрет Екатерины I» неизвестного художника XVIII века и другие.

     В 1954 году – А.Я. Басс (с 1958 по 2005 годы – директор музея) занялась восполнением явных пробелов в коллекции: требовалось расширить отделы русского искусства XVIII и первой половины XIX века. В Ленинградском музее городской скульптуры были отобраны для Куйбышевского музея портреты XVIII века. В 1956 году были куплены парные портреты кисти художника Г. Сердюкова; Русский музей передал «Портрет цесаревича Павла» работы Христинека, «Натюрморт» И.Ф. Гроота; постепенно начал формироваться отдел россики. В эти же годы из коллекции балетмейстера Н.В. Даниловой поступили три уникальных произведения: «Цыгане» Диаза де ла Пенья, «Возвращение блудного сына» Яна Бунса и «Портрет М.М. Сперанского» В.А. Тропинина.

     Восточная коллекция, начало которой было положено произведениями из собрания фон Вакано, значительно расширилась в последующие  годы. В 1953 году из Музея восточных  культур поступило 145 экспонатов искусства Китая; в 1958-м – 136 произведений современной Индии; в 1959-м – 95 экспонатов современной Японии.

     Большое значение музей придает собиранию  произведений самарских художников: покупаются и поступают в дар  от родственников полотна К.П. Головкина, разыскиваются картины Ф.Е. Бурова, В.А. Михайлова, К.Н. Воронова, К.П. Подбельского и других.

     Значительно выросла коллекция русского и  советского искусства в 1960–1980-е годы. Стали традиционными передачи Министерством культуры РСФСР закупленных в разные годы произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Практически все периоды современного советского искусства представлены сегодня в коллекции (произведения П.Д. Корина, А.А. Пластова, П.П. Оссовского, Д.А. Налбандяна, И.П. Обросова, Г.Г. Нисского, Н.М. Ромадина, В.Ф. Стожарова).

     В 1959 году был создан «Фонд М.И. Сергиевской», который позволил обогатить экспозицию музея работами таких замечательных мастеров, как В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, В.И. Суриков, А.Е. Архипов, Н.И. Фешин.

     В 1995–1996 годы было приобретено с выставок несколько живописных и графических произведений художников, живущих за рубежом – Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Юрия Иванова.

     Перевод в 1989 году основного музейного собрания в здание бывшего Волжско-Камского банка (ул. Куйбышева 92, архитектор В.И. Якунин, 1913–1915 годы) предоставил возможность постоянно экспонировать около двух тысяч произведений. В настоящее время экспозиция музея знакомит зрителей почти со всеми разделами коллекции: постоянно экспонируются русская и зарубежная живопись и графика XVI–XX веков, керамика России и Западной Европы, искусство стран Востока, а также раздел «Культура старой Самары».

     В 1997 г. начала формироваться коллекция «Музея-квартиры художников Васильевых». Художником, историком моды А.А. Васильевым музею были подарены работы его отца, театрального художника А.П. Васильева, а также собственные театральные эскизы (всего 1620 экспонатов).

     В 2003–2006 годах значительным поступлением стало переданное в дар музею творческое наследие самарского художника В.З. Пурыгина, куда вошли около 2000 работ – картины, рисунки, наброски. В 2003 году был образован сектор «Музей-мастерская В.З. Пурыгина».

     В ХХI веке собрание музея продолжает пополняться за счет даров и закупок, проводимых музеем. 

 

      1.2 Биография создателя 

     Головкин  Константин Павлович (1871–1925).

Информация о работе Самарский художественный музей