Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:18, реферат
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего
Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.
Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.
Кроме восстановления
разрушенного войной туристского хозяйства,
развития различных видов туризма
организационно-
. создание материальной
базы для рекреационного
. лимитирование внешнего (выездного) туризма.
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
(1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался
как средство воспитательного воздействия
на молодое поколение. Так, в 1970-х
годах проводились всесоюзные походы
и экспедиции школьников и молодёжи.
Цели таких массовых туристских предприятий
состояли в воспитании патриотизма,
экскурсионно-краеведческой
С этого времени
начали внедряться новые формы отдыха:
некоторые турбазы стали
Центральный совет
по туризму и экскурсиям (так он
стал называться с
1969г.) открыл Центральные туристские курсы
повышения квалификации туристско-экскурсионных
работников и Центральное рекламно-информационное
бюро “Турист”, которое выпускало методическую
литературу по туризму и экскурсионному
делу. Огромное внимание обращалось на
благоустройство действующих туристских
гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг
. В перспективных
планах строительства
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980- х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г.
постепенно росла материально-техническая
база лечебно-оздоровительного туризма,
появились новые гостиничные
комплексы в крупных городах
страны (“Измайлово” и “Салют”
в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили
распространение новые виды обслуживания
– семейный отдых и курсовочное лечение.
При курсовочном лечении отдыхающие проживали
в квартирах и домах частного сектора,
а курс лечения и оздоровления получали
в санатории. Рекреационное обслуживание
было хорошо развито на базе санаториев,
а также домов отдыха.
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
. развитие туризма
в условиях жёсткого
. распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
. создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
. создание научной основы изучения туризма.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период
развития российского туризма
Особенности переходного периода:
. переход от
монопольного хозяйства к
. формирование туристского рынка на основе новых законов;
. использование
туристских ресурсов в
. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
. невостребованность
материальной базы туризма (
. возникновение
большого числа малых и
. рост средних
показателей выездного туризма,
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Формирование
российского туристского рынка
началось с 1990г.
Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых
предприятий, которые
3. модификация
старых туристских предприятий
путём перестройки на
На первом этапе
развития рынка разрабатывались
в основном выездные туры. Многолетний
дефицит выездного туризма в
СССР сформировал повышенный спрос
на внешний туристский продукт. Некоторые
страны ввели ряд мер по привлечению
российских туристов: безвизовый въезд
в страны бывшего социалистического
содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария
и др.); упрощение визовых
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер
российского туризма был
. новизна иностранного
продукта для российского
(отсутствие выездного туризма в СССР);
. упрощение порядка выезда;
. расширение внешних деловых контактов;
. увеличение
числа предприятий и отдельных
граждан, располагавших
. доступность цен на выездные туры;
. большая конкурентоспособность
иностранного туристского
(лучшие условия
проживания и гостиничный
Развитию туризма
был нанесён существенный урон из-за
ситуации, сложившейся в России вследствие
экономического кризиса (август 1998г.).
Многие фирмы переключились на разработку
продукта для внутреннего и выездного
туризма. Это дало возможность приостановить
процесс банкротства туристских фирм
и частично перераспределить сегменты
на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными
направлениями внутреннего
Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный
туризм в культурно- исторические центры
(“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва,
Санкт-
Петербург и др.), экологический туризм,
сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы
по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные
направления въездного туризма:
познавательный, экологический, сафари-туры
(рыбалка, охота), отдых, морские круизы
на
Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
. нестабильность внутренней политики;
. несоответствие
дорожно-транспортной
. несоответствие
гостиничной базы мировым
. завышенные
цены на гостиничные и
. несовершенство
законодательного и
. недостаточно
квалифицированная организация
обслуживания туристов, что создаёт
отрицательный имидж как
. отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние
годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция
улучшения развития туризма в
России: увеличивается поток желающих
посетить не только зарубежные страны,
ни и достопримечательные
В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.
Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.
1. Первые путешествия,
совершаемые с утилитарными, познавательными,
политическими и религиозными
целями, сформировали навыки
2. Развитие различных
видов туризма: отдых, лечение,
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы
(различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.
5. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
6. Постепенное формирование рынка услуг.
7. Развитие элитного
туризма (для состоятельных