Рзвитие туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего
Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Работа содержит 1 файл

Развитие туризма в России.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями  были разработаны линейные, кольцевые  и радиальные маршруты.

Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и  заканчивающиеся в другом, носят  название линейных. Если маршрут начинался  и заканчивался в одном и том  же месте, он назывался кольцевым.

Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные  походы с ночёвками туристских приютах.

Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался  туристской группой по маршрутам, разработанным  самими участниками, начиная от несложных  походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными способами  передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма  организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

. создание материальной  базы для рекреационного туризма  (дома отдыха, санатории, пионерские  лагеря);

. лимитирование  внешнего (выездного) туризма.

АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ  ПЕРИОД

(1970-1990г.г.)

Развитие туризма  в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими  органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии  и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался  как средство воспитательного воздействия  на молодое поколение. Так, в 1970-х  годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий  состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени  начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать  родителей с детьми. Увеличился ассортимент  туристских услуг в туристских хозяйствах.

Центральный совет  по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 
1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей  с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и  морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в  постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС  “О дальнейшем развитии и совершенствовании  туристско-экскурсионного дела в стране”  были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского  обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг

. В перспективных  планах строительства предпочтение  отдавалось крупным туристским  комплексам, включающих в себя  гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания,  магазины для продажи сувениров,  курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций  в начале 1980- х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных  возможностей краёв, областей, республик  и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных  регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные  комплексы в крупных городах  страны (“Измайлово” и “Салют”  в Москве, “Турист” в Пскове, 
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами  административно-нормативного периода  являются:

. развитие туризма  в условиях жёсткого нормирования  и планирования;

. распространение  новых форм обслуживания (семейный  отдых, курсовочное лечение);

. создание крупных  и комфортабельных гостиничных  комплексов;

. создание научной  основы изучения туризма.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется  переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного  периода:

. переход от  монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся  собственностью разных владельцев);

. формирование  туристского рынка на основе  новых законов;

. использование  туристских ресурсов в условиях  рынка на основе новых экономических  и правовых отношениях;

. изменение характера  спроса в связи с появлением  новых видов туристских услуг  (выездные шоп-туры, развлекательные  и приключенческие туры, тур с  целью изучения языка и т.д.)

. невостребованность  материальной базы туризма (гостиницы,  пансионаты, дома отдыха);

. возникновение  большого числа малых и средних  туристских предприятий;

. рост средних  показателей выездного туризма,  особенно с целью шопинга.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990г. 
Одновременно шло три процесса:

1. распад предприятий  старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2. создание новых  предприятий, которые впоследствии  стали называться туроператорами  или турагентами;

3. модификация  старых туристских предприятий  путём перестройки на разработку  туристского продукта, имеющего  спрос у российского потребителя.

На первом этапе  развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в  СССР сформировал повышенный спрос  на внешний туристский продукт. Некоторые  страны ввели ряд мер по привлечению  российских туристов: безвизовый въезд  в страны бывшего социалистического  содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей  в Германии, Италии, Испании; экономические  туры для российских туристов в некоторые  страны (Франция, Испания).

Большим спросом  пользовались шоп-туры, туры познавательного  характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой  туры, горнолыжный туризм, лечение  и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

. новизна иностранного  продукта для российского потребителя

(отсутствие  выездного туризма в СССР);

. упрощение порядка  выезда;

. расширение  внешних деловых контактов;

. увеличение  числа предприятий и отдельных  граждан, располагавших валютными  средствами;

. доступность  цен на выездные туры;

. большая конкурентоспособность  иностранного туристского продукта

(лучшие условия  проживания и гостиничный сервис  в целом, комфортабельный транспорт  в турах и транстурах).

Развитию туризма  был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). 
Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными  направлениями внутреннего туризма  стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых  в курортных местах России и Украины (Сочи, 
Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно- исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт- 
Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на 
Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего  туризма:

. нестабильность  внутренней политики;

. несоответствие  дорожно-транспортной инфраструктуры  международным стандартам. Мало  строится и реконструируется  старых аэропортов, авто- и железнодорожных  вокзалов, автостоянок с высоким  сервисом обслуживания (заправка, ремонт  и мойка машин);

. несоответствие  гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц  и уровню сервиса в них;

. завышенные  цены на гостиничные и ресторанные  услуги в городах;

. несовершенство  законодательного и экономического  стимулирования российского въездного  и внутреннего туризма на государственном  и местном уровне;

. недостаточно  квалифицированная организация  обслуживания туристов, что создаёт  отрицательный имидж как конкретному  туристскому центру, так и стране  в целом;

. отсутствие  единой политики государства  и местных властей по созданию  положительного имиджа России  как страны туризма.

Однако в последние  годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция  улучшения развития туризма в  России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные  места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные  лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются  новые маршруты туров.

В заключение, хочется  сделать несколько выводов по специфике развития туризма в  России.

Этапы развития туризма в России были обусловлены  историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.

1. Первые путешествия,  совершаемые с утилитарными, познавательными,  политическими и религиозными  целями, сформировали навыки территориальных  перемещений, способствовали распространению  географических знаний о странах,  народах, а также знакомили  с достижениями их культуры. Последующие  туристские передвижения первоначально  носили экскурсионно-познавательный  характер: горные восхождения, пешие  прогулки, походы, путешествия за  границу.

2. Развитие различных  видов туризма: отдых, лечение,  деловые поездки, пролетарский  туризм, семейный, детский, молодёжный  туризм, туризм элитного характера,  спортивные путешествия, транспортные  туры, экологический туризм и  др.

3. Создание туристской  инфраструктуры (от хижины и приютов  к комфортабельным гостиничным  комплексам) и материально-технической  базы

(различные снаряжения, инвентарь и т.д.)

4. Развитие транспортных  средств привело к массовому  туризму.

5. Создание различных  организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих  туризм и путешествия.

6. Постепенное  формирование рынка услуг.

7. Развитие элитного  туризма (для состоятельных слоёв  населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.

Информация о работе Рзвитие туризма в России