СОДЕРЖАНИЕ:
- Ведение.
- Развитие туризма в РК.
- Статистика развития туризма в Республике Казахстан за первое полугодие 2011 года.
- Туристские формальности.
- Визовый режим РК с другими странами.
- Таможенные формальности РК с другими странами.
- Финансово-экономический анализ развития предприятия (рентабельность, ликвидность).
- Методы финансового анализа.
- Характеристика групп коэффициентов.
- Туристский спрос и предложение на предприятии.
- Охрана труда на предприятии.
- Заключение.
- Список используемой литературы.
1.Введение.
Туризм - сравнительно молодой
феномен, имеющий, однако, корни, уходящие
далеко в прошлое. История туризма
- это временная периодизация туризма,
преследующая выделение внутренне
однородных этапов в его развитии
Вуколов В.Н. История и теория
международного туризма. - Алматы, 2002, с.152.
С данным понятием мы сталкиваемся,
практически, каждый день. Это могут
быть сообщения из рекламных объявлений
по радио, телевизору, Интернет; разговоры
окружающих, побывавших в каком-нибудь
туре; вид с улицы офиса туристической
фирмы, на входной двери которого всегда
можно увидеть объявления о «горящих»
турах. Каждый из нас представляет себе
туризм как отрасль, более или менее известную,
поскольку все мы куда-то ездили и проводили
отпуска вне дома.
Туризм в настоящее
время является одной из наиболее
динамично развивающихся отраслей
внешнеэкономической деятельности
там же, с.159. Неуклонный рост влияния
туризма как на мировую экономику в целом,
так и на экономику отдельных стран и регионов
является одной из наиболее значительных,
постоянных и долгосрочных тенденций,
которая сопутствует формированию и развитию
мирового хозяйства. Становится очевидным
превращение туризма в крупную самостоятельную
отрасль национальной экономики, деятельность
которой направлена на удовлетворение
специфических потребностей населения.
Многообразие этих потребностей удовлетворяется
не только туристскими предприятиями,
но и предприятиями других отраслей, что
обусловливает значение туризма как одного
из факторов мультипликативного воздействия
на развитие экономики. Туризм является
одним из факторов мировых интеграционных
процессов, а туристский бизнес становится
сейчас значимым сектором экономики Зорин
И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма
:Справочник.-М.:Финансы и статистика, 2000,
с.245.
Казахстан, обладая уникальными
природными ресурсами и самобытной
культурой кочевого народа, имеет
огромный нереализованный потенциал
для развития туризма на международном
и региональном рынках. Туристический
потенциал рекреационных ресурсов
и историко-культурного наследия позволяет
республике гармонично интегрироваться
в международный рынок туризма и достичь
интенсивного развития туризма в стране.
Это обеспечит устойчивый рост занятости
и доходов населения, стимулирование развития
смежных с туризмом отраслей и увеличение
притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Республике
Казахстан на государственном уровне
признана одной из приоритетных отраслей
экономики. Так, в реализации положений
индустриально-инновационного развития
экономики страны ведущая роль принадлежит
системе кластеров, в частности туристскому
кластеру. Современные тенденции в развитии
этой отрасли таковы, что туристы, которые
хорошо изучившие известнейшие курорты
мира, стремятся в те страны, где туристический
сектор только начинает развиваться. С
этой позиции привлекательность Казахстана
растет.
Глава государства Н.Назарбаев
отметил необходимость разработки
плана по созданию и развитию туристического
кластера.
В республике действует концепция
развития туризма в Республике Казахстан,
в которой отмечено, что туризма способен
оказать три положительных эффекта на
экономику страны: во-первых, обеспечить
приток иностранной валюты и оказывать
положительное влияние на такие экономические
показатели как платежный баланс и совокупный
экспорт; во-вторых, помогает увеличить
занятость населения; в третьих, способствует
развитию инфраструктуры страны.
На современном этапе
развития туризма Казахстан становится
более привлекательной для бизнесменов,
спортсменов, ученых, любителей экстремального
отдыха, а также для людей, интересующихся
историей и сегодняшним днем стран, расположенных
на Великом Шелковом пути.
Одним из наиболее привлекательным
ресурсов для туристов дальнего зарубежья
являются казахстанские горы.
Кроме природных достопримечательностей,
Казахстан богат историко-культурными
памятниками, расположенными на Великом
Шелковом пути, имеющими всемирное
значение. Организация транзитных туров
на Великом Шелковом пути особенно
актуальна, так как это даст Казахстану
возможность вхождения в зону интереса
таких стран, как Япония, Малайзия, КНР,
Корея, а также европейских государств.
Статистические данные по
состоянию на 01.01.2010 г. свидетельствуют
о значительном росте объемов туризма
в республике. Так в сравнении с тем же
периодом 2009 года, количество обслуженных
туристов составило 1134062 человек в 2008 году,
а в 2007 году 1079204 человек.
Целью курсовой работы является
выявление четкой статистики по туристическому
спросу, основываясь на детальном
финансово-экономическом анализе, а
также изучение и рассмотрение развития
туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в
работе были рассмотрены и проанализированы
следующие задачи:
- Статистика развития туризма
в Республике Казахстан за первое полугодие
2011 года;
- Рассмотрены визовые
и таможенные формальности;
- Проведен финансово-экономический
анализ туристической деятельности,
включая основы понятия;
-Приведен пример туристического
спроса и предложения на туристском
предприятии;
-Описываются азы охраны
труда на предприятии.
Информационной базой
исследования проведенного в курсовой
работе стали данные Агентства статистики
Республики Казахстан и Министерства
Республики Казахстан по туризму
и спорту (Интернет ресурс).
Методологической и теоретической
основой работы послужили труды
отечественных и зарубежных ученых,
материалы периодической печати
и т.д.
Курсовая работа имеет
традиционную структуру и состоит
из введения, 5-и глав с подразделами
и собственно заключения.
2.Развитие туризма
в Республики Казахстан.
Формирование
и развитие полноценной индустрии
туризма, прежде всего, связано с
привлечением иностранных туристов.
Но почему их так мало приезжает
в Казахстан? Причины банальные:
за границей о Казахстане знают мало
(известно лишь о Медео как высокогорном
катке и в последнее время
— о нефти). Пока Казахстан еще
остается для иностранных туристов «terra
incognita». Из 600 с лишним туристских фирм
республики лишь около 14,5% занято организацией
въездного туризма, остальные же работают
на выездной туризм, особенно на коммерческий
шоп-туризм. Они отправляют казахов в заморские
страны, пользуясь тем, что для многих
из них «челночный бизнес» остается единственным
средством выживания. Такое однобокое
развитие казахстанского туризма приводит
к оттоку из страны денежной массы (к тому
же в твердой валюте), что негативно отражается
на ее бюджете.
По некоторым оценкам, доходы от международного
туризма в Казахстане составляют не более
10% от потенциально возможных. Для того
чтобы привлечь иностранных туристов
в страну и увеличить поступления в государственный
бюджет от международного туризма, необходимо
сделать большие первоначальные вложения.
Проблема состоит в том, что в Казахстане,
имеющем великолепные туристско-рекреационные
ресурсы, отсутствует современная туристская
инфраструктура — хорошие отели (многозвездные
отели в Алматы и Астане не в счет), различные
виды транспорта, телекоммуникационные
системы и в целом высокоразвитая сфера
обслуживания, которая стала нормой жизни
для западных туристов. Инвестиции в туристскую
инфраструктуру окупятся быстро.
Ведь недаром за рубежом индустрию туризма
называют «курицей, несущей золотые яйца»,
но никто в республике решением данной
проблемы на государственном уровне серьезно
и целенаправленно не занимается. Финансирование
туризма, как и прежде, идет по остаточному
принципу. В погоне за призрачными на сегодняшний
день нефтедолларами государство упускает
из виду потенциальные возможности подъема
национальной экономики за счет туризма.
Этим путем давно и успешно идут как развитые
страны мира, так и в определенной мере
соседние государства: Кыргызстан и Узбекистан.
Внутренний туризм в большинстве развитых
в туристском отношении стран дает от
30 до 50% всех поступлений от туризма. Казахстан
имеет хорошие перспективы развития внутреннего
туризма, но сегодня он в основном является
стихийным, неорганизованным. Из-за отсутствия
должного внимания к нему со стороны государства
бюджет недополучает большие средства,
продолжает, разрушаться инфраструктура,
наносится ущерб природным, культурным
и историческим памятникам.
Уделяя внимание социальному туризму,
государство сможет за счет государственных
и негосударственных фондов, благотворительных
организаций на деле оказать поддержку
наименее обеспеченной части населения
в реализации ими права на отдых. Это в
первую очередь касается создания условий
для путешествий школьников, молодежи,
пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны
и труда и иных групп социально незащищенных
граждан. Целесообразно восстановить
практику предоставления социальных льгот,
поддержки средних и малых предприятий,
осуществляющих деятельность в сфере
социального туризма, льготного кредитования.
Необходимо
создать условия для дальнейшего
развития самодеятельного (спортивного)
туризма. Он хорошо зарекомендовал себя
в советские годы, выполняя, по существу,
социальный заказ профсоюзов по оздоровлению
населения, подготовке общественных туристских
кадров (турорганизаторов, инструкторов
туризма). Именно эти кадры, которые хорошо
знают казахстанские туристские маршруты
и в состоянии обеспечить безопасность
туристов, сегодня остаются главными действующими
лицами в современном коммерческом туризме,
работают во время трекингов с иностранными
группами в качестве гидов и носильщиков.
Необходимо поднять статус спортивного
туризма, определить основные направления
'его развития в современных условиях.
Важным звеном туристской деятельности
остается турпродукт, т.е. то, что Казахстан
может предложить туристам. Главная задача
состоит в том, чтобы казахстанский турпродукт
полностью соответствовал рыночному спросу
и был востребован как на внутреннем, так
и на международном рынке. При этом важно,
на каких сегментах международного рынка
казахстанский турпродукт будет конкурентоспособен,
а для этого необходима разработка стратегии
маркетинга.
Безусловно, предпочтение должно быть
отдано развитию культурного туризма
на казахстанском отрезке Великого Шелкового
пути и тесно связанного с ним эколого-приключенческого
туризма.
Важно и продвижение казахстанского турпродукта
на рынки развитых стран. Рынок международного
туризма — это арена жесткой конкурентной
борьбы, развернувшейся между странами,
для многих из которых иностранный туризм
является важнейшей статьей национального
экспорта. Результаты этой борьбы напрямую
зависят от конкретных усилий каждой страны
по продвижению национального турпродукта.
Туристский имидж Казахстана должен создаваться
и укрепляться с помощью различных рекламно-пропагандистских
мероприятий, проводимых национальной
туристской администрацией — Агентством
по туризму и спорту Республики Казахстан.
Одна из основных причин, мешающих развитию туризма в
Казахстане, — это слабая государственная поддержка
туристского бизнеса. Без нее туризм не
сможет стать доходной отраслью экономики.
Действующий Закон «О туристской деятельности
в Республике Казахстан» не охватывает
все стороны туристской деятельности
и сведен лишь к регулированию финансовых,
валютных и лицензионных отношений в сфере
международного туризма, основным правам
и обязанностям туристов, въезжающих в
Казахстан и выезжающих из него. О внутреннем
туризме, в том числе спортивном, в нем
нет ни слова. Закон, по сути, направлен
на развитие выездного, коммерческого
туризма. Действие такого закона на перспективу
пагубно отразится на развитии активного
отдыха казахов.
На положении дел в сфере туризма в Казахстане
отрицательно сказалась бессистемная
реорганизация органов государственного
управления, отвечающих за развитие туризма,
урезание финансирования на их содержание,
различные кадровые перестановки. Искусственное
соединение коммерческого туризма с бюджетной
физкультурой и спортом в рамках Агентства
по туризму и спорту не совсем понятно
ни с организационной, ни с экономической
точки зрения. Туризм должен быть выделен
в самостоятельную отрасль экономики
со специальным органом управления, например,
Министерством туризма (как это сделано
в соседнем Узбекистане и в ряде европейских
стран), который обеспечил бы проведение
единой политики в области отдыха и туризма.
Тормозит развитие туризма в стране практически
полное отсутствие научного обеспечения
туристской деятельности. Нужны соответствующие
научные структуры, которые занимались
бы вопросами комплексного прогнозирования
развития и территориальной организации
туризма, вели работы по оценке туристско-рекреационных
ресурсов, разрабатывали научные принципы
организации туризма, включая отдельные
его виды, и управления им.
Необходимо наладить работы по инвентаризации
и мониторингу туристско-рекреационных
ресурсов республики, итогом которых должно
явиться создание «Туристско-рекреационного
кадастра» и «Туристского баланса» Республики
Казахстан. Туристско-рекреационный кадастр
представляет собой систематизированный
свод данных, включающий качественную
и количественную опись и оценку туристско-рекреационных
природных и антропогенных объектов и
явлений. Он должен содержать сведения
географического, социально-экономического,
экологического и краеведческого характера
об их современном состоянии и динамике
развития, рекомендации по целевому использованию,
а также необходимые меры по охране объектов.
Ключевой проблемой является подготовка
кадров для индустрии туризма. Начало
профессиональному образованию в сфере
туризма в Казахстане было положено в
1992 г. В начале XXI в. в республике насчитывалось
свыше трех десятков учреждений, выпускающих
специалистов для индустрии туризма. Несмотря
на заметные сдвиги в этой области, процесс
формирования национальной системы профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров в сфере туризма находится
на начальной стадии.
Актуальным остается вопрос о создании
контрольно-спасательной службы, которая
была ликвидирована несколько лет тому
назад. За время ее отсутствия участились
случаи гибели людей в горах, в том числе
иностранцев. Обеспечение безопасности
туристов — это главный вопрос.
Принятая «Концепция развития туризма
в Республике Казахстан» и разработанная
Государственная программа развития туризма
в Республике Казахстан на 2001—2010 гг. выражают
стратегию и тактику развития казахстанского
туризма с учетом новых требований, оптимальных
подходов и путей решения ключевых проблем.
Казахстан по своему природному, культурному,
историческому разнообразию уникальнейшая
страна, богатая во всех отношениях, и
ее возможности развития туризма огромны.
Наиболее посещаемые туристами Казахстана
страны: Россия, Китай, Германия, Республика
Корея, Польша, Турция, ОАЭ. Нашу республику
чаще всего посещают граждане России,
Китая, Германии, Республики Корея, Пакистана,
Польши, Турции.
2.1. Статистика.
Основные показатели развития туризма
в Республике Казахстан за первое полугодие
2011 года, (в сравнении с первым полугодием
2010 года).(таблица 1.)
Согласно
данным Агентства Республики Казахстан
по статистике в январе-июне 2011 года
общее количество обслуженных посетителей
увеличилось на 45,9% по сравнению с аналогичным
периодом 2010 года и составило 9 729,8 тыс.
человек (в январе-июне 2010 года 6 669,0 тыс.
человек).
Таблица
1.
Общий
объем оказанных услуг в туристской
отрасли увеличился на 5,1% и составил
34,9 млрд. тенге (в январе-июне 2010 года
33,2 млрд. тенге).
За отчетный период наблюдается увеличение
туристских потоков по всем направлениям:
- количество посетителей въездного туризма
увеличилось на 44,1% и составило 2 747,4 тыс.
человек (в январе-июне 2010 года 1 906,9 тыс.
человек);
- количество посетителей выездного туризма
увеличилось на 76,7% и составило 4 770,5 тыс.
человек (в январе-июне 2010 года 2 699,4 тыс.
человек);
- количество посетителей внутреннего
туризма увеличилось на 7,2% и составило
2 211,9 тыс. человек (в январе-июне 2010 года
2 062,7 тыс. человек).
В местах размещения насчитывается 35 326
номера, их единовременная вместимость
увеличилась на 6% и составила 76 931 койко-мест
(в январе-июне 2010 года – 72 549 койко-мест).
3.Туристские формальности.
На
развитие международного туризма значительное
влияние оказывают таможенные системы
разных государств. Таможенное законодательство
страны может как тормозить развитию
международной деятельности, так и способствовать
ей. Туристские формальности - процедуры,
связанные с соблюдением туристами, лицами
пересекающими государственную границу,
определенных условий, правил и требований,
установленных государственными органами
страны въезда и пребывания.
Гаагская декларация по туризму определила,
что государствам и туристской индустрии
следует принять эффективные меры по упрощению
туристских формальностей и таможенных
процедур относительно паспортов, виз,
медицинского и валютного контроля при
совершении, поездок и пребываний.
Туристские формальности подразделяются
на несколько больших разделов и включают:-
заграничные паспорта,- визы,- таможенные
правила,- валютный контроль и порядок
обмена валюты,- санитарные правила,- режим
въезда-выезда,- особенности пребывания
и передвижения иностранных туристов
в стране,- иммиграционные правила и некоторые
другие процедуры.
В международном туризме принято различать
полицейские и санитарные формальности.
Полицейские формальности - процедуры,
связанные с проверкой соблюдения лицами,
пересекающими государственную границу,
установленного паспортно-визового режима.
Осуществление этого вида контроля возложено
на соответствующие службы в аэропортах,
на ж/д и авто дорогах, морских и речных
вокзалах. Санитарные формальности (медицинские)
- процедуры, связанные с проверкой соблюдения
лицами, пересекающими государственную
границу, и их животными установленных
требований о вакцинации. Контроль осуществляется
соответствующими специальными санитарными
службами в пограничных пунктах и состоит
обычно в проверке у туристов международного
сертификата о вакцинации.
Таможня является государственным органом,
осуществляющим в соответствии с национальным
законодательством контроль за прохождением
через государственную границу грузов,
багажа, пассажиров, почтовых отправлений,
денежных средств и драгоценностей, взимание
установленных пошлин и других сборов,
а также задерживание грузов, которые
не отвечают установленным законодательством
условиям. Таможенные
формальности для туристов и путешественников
обычно состоят из письменного и устного
декларирования перечня и количество
перевозимых вещей, товаров и денег, разрешенных
к перевозке. Существуют паспортные и
визовые формальности. Паспорт является
официальным документом, удостоверяющим
личность гражданина.
Помимо заграничных паспортов бывают:-
дипломатические, служебные, консульские
паспорта.- паспорт (удостоверение личности)
иностранца или лица без гражданства,
выдаваемый иностранному гражданину,
постоянно проживающему в государстве.-
паспорт (удостоверение личности) ребенка,
паспорт моряка и ряд других, предусмотренных
законодательством. Как правило, въезд
в страну пребывания требует получения
визы.
Виза - это специальное разрешение иностранного
правительства на въезд-выезд, проживание
или транзитный проезд через территорию
данного государства. Разрешение может
быть проставлено в паспорте, либо представлять
собой отдельный документ (групповая туристская
виза).
Визы бывают:- одноразовые и многоразовые,
индивидуальные и групповые;- студенческие;-
въездные;- транзитные;- выездные, шенгенские
и др. В 1995 г. в семи европейских странах
вступило в действие Шенгенское соглашение,
упраздняющее пограничный контроль на
внутренних границах: Бельгии, Нидерландов,
Люксембурга, Германии, Франции, Испании
и Португалии. Позднее присоединилась
Греция.