Путешествия в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:25, реферат

Описание работы

Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово «античность» в переводе с латинского означает «древность», «старина».

Содержание

Введение
1.Путешествия в Древней Греции
2.Путешествия в Древнем Риме
Заключение

Работа содержит 1 файл

История туризма реф.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Путешествие стоило очень дешево, особенно морем. В IV в. до н. э. дорога из Эгины в Пирей (около 30 км) стоила два обола, а из Египта «с женою, детьми и багажом» (1000 км) — около двух драхм. Поросенок стоил около 3 драхм в то время, а кусок маринованной скумбрии — от 2 до 3 оболов.

     В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия — бога врачевания — стали возникать в глубокой древности, в классический период (V—IV вв. до н.э.) их было не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.

     Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем  быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом.

     О многочисленных исцелениях рассказывают вырезанные на колоннах храма имена, иногда там встречаются и целые  рассказы.

     Греки очень ценили теплые целебные воды (серные, солено-серные, иногда железистые), которые они называли гераклейскими. Было известно немало источников, но особенно ценились курорты в Фермопилах и Элиде.

     Паломничество было очень распространено в Древней  Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. Сначала оракул довольствовался одной пифией, но когда его слава стала общемировой, появились две штатных пифии и одна запасная. Жрицы не принадлежали к жреческой корпорации, жрецы даже подбирали как можно более невежественных женщин, «считая их тем более совершенными, чем более они походили на животных». Во время экстатического состояния около пифии всегда находились два предсказателя, которые и толковали ее смутные речи, часто в возвышенной стихотворной форме в письменном виде, причем копия во избежание недоразумений хранилась в храмовом архиве. Если существо вопроса было им известно, то ответ давался ясный и однозначный. Но если вопрошали о будущем или о том, что выходило за пределы компетенции прорицателей, то и ответ был весьма туманным. В свою очередь, для прояснения этого ответа паломник отправлялся к экзегетам — профессиональным толкователям, которые работали при каждом прорицателе. Таким образом, вокруг дельфийского оракула кормился целый рой прорицателей различных рангов.

     Известно, что в городских архивах греческих  полисов существовали целые коллекции  ответов оракула по важнейшим  государственным вопросам. К дельфийскому оракулу приезжали не только греки, но и многочисленные иностранцы: из Этрурии, Египта, Финикии, Персии и других стран. Прорицания оракула, даже относящиеся к частным лицам, не говоря о пророчествах для государств, носили яркую политическую окраску. Это в первую очередь касалось бесчисленных войн.

     Популярность  оракула была настолько велика, что  для даров благодарных пилигримов в Дельфах были построены специальные  хранилища сокровищ, которые классифицировались по странам: Египет, Крит, Афины и  т.п.

     Можно предположить, что авторитет оракула  строился на таком бесценном сокровище, как информация, которую паломники бесконечно поставляли в Дельфы. Все места, которые указывал оракул устами пифии для будущих греческих колоний, отнюдь не случайны. Это были места, благодаря которым можно было контролировать важнейшие морские трассы. Жители Коринфа закладывают Сиракузы, которые станут со временем конкурентом самого Карфагена. Для контроля над Мессинским проливом жители Халкиды основывают Занклу (Мессину). Страбон констатировал, что «у мессалиотов есть верфи и арсенал. В прежние времена у них было очень много кораблей, оружия и инструментов, пригодных для мореплавания, а также осадные машины». Жители острова Тира закрепляются в северной Африке, восточнее Карфагена, где вокруг заложенной ими Кирены создается обширная греческая область — Киренаика, и т.п.

     Торговля  как один из видов  путешествий особенно активизировалась с VIII в. до н. э. одновременно с колонизационными процессами. Греки стали доминировать в Восточном Средиземноморье. Греческие корабли можно было увидеть от Азовского моря до берегов Апеннинского полуострова. Торговцы покупали продовольствие, восполняли нехватку полезных ископаемых в метрополиях, продавая, по большей части, товары ремесленного производства. Многочисленные греческие источники показывают, что Греция торговала с Крымом и Египтом, Сицилией и Родосом, Финикией и Кипром и др.

     В значительной степени на международной  торговле зиждилось богатство города Сибариса, чье название стало нарицательным. Он осуществлял посредническую торговлю между этрусками и Милетом. Жители города — сибариты — настолько дорожили статусом своего города как международного рынка, что все продукты, как из Малой Азии, так и из Этрурии, освобождали от любых таможенных пошлин.

     По  всей вероятности, спортивный туризм возник в Древней Греции. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния.

     О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы — феоры, которые  рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке, и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир: с того дня, как будет объявлен священный месяц — проведение Игр, враждебные действия должны быть прекращены по всем греческим странам; Олимпия — место проведения Игр, неприкосновенна для всех народов, принимающих участие в празднествах; любые чужеземные воины должны сложить оружие, вступив на землю греков. В противном случае их поразит проклятие богов; на воина, нарушившего перемирие, налагается штраф в 2 мины; проклятие и штраф должно было постичь любого, кто совершит насилие над путешественником, отправившимся на празднество в Олимпию.

     Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, в первую очередь, депутаты городов, заключивших договоры гостеприимства с элидским государством, во-вторую, феоры. Как правило, их размещали и кормили за счет принимающей стороны, в данном случае — Элиды.

     Туристов  было великое множество. Стадион вмещал до 40 тыс. человек, причем это были только мужчины. Замужние женщины не допускались на сами соревнования под страхом смертной казни. Но на Игры приезжали очень часто семьями. Одни приходили пешком, как в свое время Сократ: от Афин до Олимпии можно было дойти за пять-шесть дней; состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя с собой палатки, в которых и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до самой Олимпии.

     Развлекательный бизнес был поставлен на широкую ногу. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специально возводились для этого торговые ряды.

     Туристы осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послушать  гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов (как в наши дни за сменой почетного караула).

     На  Олимпиаде можно было воочию наблюдать за всеми «звездами». Это были и прославленные полководцы, например, Фемистокл, обессмертивший свое имя во время греко-персидских войн. Философы: Анаксагор, Сократ, Диоген — собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя или шокируя своим поведением. Молва приписывает некоторым из них, Пифагору и Платону, даже победы на Играх. Выступали тут и известные ораторы: Демосфен, Горгий. Все иностранцы, т.е. не жители Элиды, должны были платить особый налог. И кроме того, каждый из туристов-паломников приносил какую-нибудь жертву или приношение.

     Олимпиада продолжалась 5 дней. Собственно спортивным состязаниям были посвящены второй, третий и четвертый дни.

     Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер:

     Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года; Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).

     Можно утверждать, что эллины собирались на Игры, повинуясь не только азарту. У них было сильно развито эстетическое чувство. Красота была не только эстетическим началом, она была составной частью идеологии. Известно, что Перикл говорил  о необходимости красоты и гармонии как залоге стабильности в государстве. Если посреди города стоит уродливое здание или статуя, то их дисгармонизирующее воздействие столь велико на жителей, что в данном городе никогда не будет нормального политического устройства, — считал он. Многие разделяли идею, что если человек некрасив, то это своего рода клеймо богов, указывающее на изъян его души. Поэтому греки славили и превозносили прекрасное человеческое тело как некий универсальный образец гармонии мира.

     На  Играх во всей полноте проявлялись и патриотические чувства. Каждый истово молил богов о ниспослании победы для атлетов своего полиса. Олимпионикам — победителям на Олимпиадах при жизни на родине ставили памятники. Они становились национальными героями, хотя далеко не всегда богатыми людьми. Победителю вручалась пальмовая ветвь, а друзья и родственники осыпали цветами. И если сначала, видимо в VIII—VII вв. до н.э., им раздавались драгоценные вещи и дорогие материи, то впоследствии на голову им стали возлагать венки из ветвей оливкового дерева, которое росло перед храмом Зевса и, по преданию, было посажено Гераклом. В этих венках и с пальмовыми ветвями они в сопровождении жрецов в торжественной процессии спускались к восторженно ждавшей их и ликующей толпе. Игры завершались пиром. Известно, что Алкивиад пригласил на свой пир всех «туристов».

     Благодаря путешествиям развивается  картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Это приписывают философу Анаксимандру — ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).

     Величайшими достижениями греков были учения о  сферичности Земли (Парменид, Эвдокс Книдский) и единстве Мирового океана (Аристотель).

     Говоря  о путешествиях эпохи эллинизма, в первую очередь следует упомянуть  Восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Об этом походе писали Плутарх, Диодор, Арриан, Страбон и многие другие авторы древности. Некоторые историки считают, что уже сам поход можно считать проявлением эллинизма, так как он является ключом к началу новой эры и ее пониманию.

     Благодаря этому походу греки и македонцы  познакомились с мало известными, а то и совсем неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, и деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

     Этим  походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю в дар 30 талантов золота. На эти деньги Аристотель основал естественнонаучный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра.

     Поход сыграл большую роль в развитии военных  дисциплин: как стратегии, так и тактики. По-новому стали подходить к проблемам снабжения армии, обеспечению коммуникаций: строению дорог, возведению мостов, организации тыла. Возникла и блестяще была решена задача организации управления покоренными территориями империи. На новую ступень развития поднялась и дипломатия.

     Новые горизонты открылись и в области  мореходства. Необходимо было модифицировать греческие корабли к плаванию в открытых южных морях: от Индии  до Аравии.

     Выдающимся  путешествием этой эпохи было плавание Неарха. Значение плавания Неарха для европейцев трудно переоценить. Именно благодаря этому плаванию европейцы познакомились с морским путем в Индию. Военные суда, которыми располагал Александр, имели неглубокую осадку и, в основном, предназначались для действия на реках. По мере роста империи Александру понадобился морской флот. Его строительство было поручено другу юношеских лет императора — Неарху. Само имя «Неарх» означает «начальник корабля», очевидно, что Неарх относился к семье с древними мореходными корнями.

Информация о работе Путешествия в античности