Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа
Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих показателей является рекреационное обеспечение, в том числе и туризм. Туризм, как статья пополнения бюджета, является той сферой деятельности, которая при определенных первоначальных затратах достаточно скоро окупается и приносит доход. В Саратовской области существуют все предпосылки к тому, чтобы стать территорией с развитой индустрией туризма. Организация туризма на современном уровне и создание комфортных условий для туристов будут способствовать повышению международного престижа области.
АНКЕТНЫЙ ОПРОС
Объектом исследования данного метода являются жители г. Саратова в возрасте от 16 до 75 лет.
В ходе исследования в выборке были выделены группы по полу, уровню дохода и возрасту. Такое разделение оптимально для того, чтобы выяснить предпочтения к различным видам туризма в зависимости от возраста и материальных возможностей. В опросе участвовало 100 респондентов. Это минимальное количество опрошенных, при котором выборка будет репрезентативной. Опрос проводился на центральных улицах города Саратова в вечернее время, что обеспечило достаточное количество респондентов для опроса.
Для проведения исследования
была составлена анкета из 19 вопросов,
которые помогают выяснить отношение
респондентов как вообще к туризму, так
и к региональным его разновидностям.
Общая характеристика выборки
В исследовании использовался кластерный метод формирования выборки. С целью получения наиболее достоверной и точной информации респонденты были разделены на четыре основные возрастные группы:
1) До 20 лет
2) 20-29 лет
3) 30-39 лет
4) 40-49 лет
5) 50-59 лет
6) 60 лет и старше.
Общее число опрошенных в г. Саратове составило 100 человек. Количество опрошенных в возрасте 30-49 лет решено было сделать приоритетным по сравнению с остальными группами, поскольку предполагалось, что это наиболее состоятельная категория граждан, которая имеет больше финансовых возможностей для отдыха.
Социально-
Мужчины (%) | Женщины (%) | |
Очень редко | 11 | 7 |
1 раз в год | 39 | 24 |
2-3 раза в год | 35 | 51 |
Чаще 3 раз в год | 15 | 18 |
Как видно из результатов ответов на первый вопрос, чаще всего население Саратова отдыхает лишь раз в год. Проведенное исследование показывает, что 89 % опрошенных женщин и 88 % мужчин пользуются услугами сферы туризма, причем 51 % женщин и 35 % мужчин приобретают подобные услуги более двух раз в год.
Отдохнуть 1 раз в год могут себе позволить лишь % мужчин и 24% женщин. Очень редко же отдыхает сравнительно небольшое количество населения.
В Саратовской области | 33% |
В других регионах России | 13% |
За рубежом | 54% |
Большинство
респондентов предпочли отдых за
границей. В Саратовской области
отдыхать согласна лишь треть населения.
И лишь 13% готовы путешествовать по России.
Виды туризма | Мужчины (%) | Женщины (%) |
Пляжно-купальный | 23 | 36 |
Оздоровительный | 6 | 14 |
Познавательный | 8 | 10 |
Религиозный | 4 | 5 |
Пешеходный | 38 | 24 |
Авто-мототуризм | 29 | 14 |
Рыболовный | 31 | 4 |
Охотничий | 17 | 0 |
Парусный | 5 | 2 |
Горный | 11 | 9 |
Лыжный | 28 | 35 |
Наибольшей
популярностью среди опрошенных
пользуется пляжный, пешеходный, а так
же лыжный туризм. Мужчины явно отдают
предпочтение экстремальным видам отдыха,
женщины же предпочитают более спокойное
времяпрепровождение. Судя по опросу,
на выбор вида отдыха так же оказал влияние
возраст респондентов. В частности, в возрастных
категориях от 20 до 39 лет популярностью
пользуются активные виды туризма. Респонденты
в возрасте от 40 лет и старше предпочитают
познавательный, религиозный и оздоровительный
туризм. Так же можно отметить, что женщины
любого возраста в ходе опроса показали
малую заинтересованность охотой и рыбалкой.
69% опрошенных
предпочитают обращаться к профессиональным
организаторам отдыха. И лишь 31% надеется
в этом плане на свои силы.
Респонденты активно пользуются услугами турагентств при покупке туров за границу(79%). Чуть реже они обращаются к профессионалам за помощью в получении визы(61%) и покупке билетов(49%). Покупка туров по России и Саратовской области пользуются сравнительно невысокой популярностью (30% и 27% соответственно).
Из причин, по которым респонденты не обращались к услугам туроператоров, на первом месте находится некачественный сервис(48%), а так же недостаток информации о предлагаемых услугах(34%) при достаточно высоких ценах на них(39%).
Ответы на этот вопрос не порадовали разнообразием. В основном респонденты отмечали несколько основных мест, таких как Хвалынск(79%), Вольск(53%), Чардым(39%), деревню ремесел «Яблочко»(29%), а так же Зеленый остров(42%). В Саратовской области есть множество мест для отдыха, но жители региона не осведомлены о них, и предпочитают ездить в несколько наиболее известных мест.
Как видно из данной диаграммы, региональный туризм привлекателен для опрошенных своей приемлемой ценой и территориальной близостью. Однако почти четверть опрошенных не готова посещать достопримечательности Саратовской области.
Как показали результаты опроса, для увеличения частоты посещаемости туристами местных достопримечательностей необходимо больше информировать население о возможностях отдыха в Саратовской области. Недостаток профессионально организованных туров по региону и несовершенство существующей инфраструктуры так же отпугивает респондентов от активного отдыха в области.
Наиболее
популярными источниками
Полученные
ответы на вопрос об уровне сервиса
туристских услуг позволяют сделать
заключение о том, что большую
часть респондентов (82% мужчин и 90% женщин)
интересует профессионально
Цена,
которую готов заплатить
В числе нескольких наиболее важных проблем, препятствующих развитию туризма в округе, указаны следующие: недостаточная реклама в СМИ(43%), высокая стоимость услуг(21%), недостаточный выбор предлагаемых услуг(46%), недостаточный уровень сервиса предлагаемых услуг(17%). Важно отметить, что такой субъективный фактор, как “высокие затраты на проезд в округ” оказался далеко не на первом по важности месте. А факторы, представленные под номерами 1-4, вполне регулируемы.
Наряду с такими общеизвестными факторами, мешающими пользоваться услугами сферы туризма, как “недостаток времени” и “денег”, респонденты указали на “недостаток востребованных услуг” - 34% мужчин и 44% женщин, на “недостаточный сервис оказываемых услуг” указали 31% мужчин и 25% женщин, существенный вес имеет такой фактор как “недостаток информации об оказываемых услугах” - его отметили 25% мужчин и 31% женщин.
Информация о работе PR-проект «Развитие регионального туризма в Саратовской области»