Природоведческая экскурсия для школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:24, отчет по практике

Описание работы

Цель данного отчета по практике – разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить методологические основы экскурсионной деятельности;
проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;
разработать экскурсию по предложенной теме;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Методическая разработка на тему………………………………………. 6
2. Контрольный текст экскурсии…………………………………………… 11
3. Индивидуальные тексты экскурсоводов………………………………... 29
Заключение ………………………………………………………………….. 51
Список использованной литературы …………………………………….. 54

Работа содержит 1 файл

отчет экскурсия2.docx

— 113.72 Кб (Скачать)

     Остановка «железная дорога»

     В середине 50-х годов XX столетия в стране действовало более 20 детских железных дорог. Самая протяженная (12,5 км) дорога, построенная в 1940 году, находилась на Дальнем Востоке в городе Свободном Амурской области. В воскресенье, 6 июня 1954 года, в городском парке г.Южно-Сахалинск была открыта детская железная дорога .

     Трасса  дороги протяженностью 2,2 км. и шириной колеи 750 мм. проходит вокруг Верхнего пруда, образуя кольцо. Профиль пути – три площадки, подъемы и уклоны 22–32%.

     Первоначально паровоз и вагоны были выкрашены в голубой цвет. Южносахалинцы прозвали детский поезд голубым экспрессом.

     На  сегодняшний день на дороге имеется:

     Станция «Комсомольская» и остановочный пункт «Пионер», локомотиво-вагонное депо на два пути, две стрелки с ручным управлением, три трубы, два металлических моста через реку «Рогатка», подпорная стена со стороны озера, автоблокировка с 2 линзовыми светофорами на станции «Комсомольская»; связь-поездная диспетчерская, односторонняя громкоговорящая, телефоны АТС города.

     Подвижной состав: тепловоз серии ТУ-7, пять пассажирских вагонов постройки Демиховского завода, оборудованных ручным и автоматическими тормозами. Состав поезда: тепловоз и 3–5 вагонов. Движение поездов производится по расписанию с интервалом движения 30 минут, продолжительность рейса 13 минут.

     Дорога  работает с 1 мая по 30 октября, все дни недели, за исключением понедельника и вторника, с 9 часов до 18 часов.

     В остальные месяцы проводятся по расписанию теоретические занятия и другие мероприятия согласно плана работы.

     На  детской железной дороге организована работа детских кружков, ими охвачено 20 школ города и ежегодно на дороге обучается и проходит практику более 200 человек.

     Штат  взрослых состоит из 3-х человек: начальник, инструктор, станционный  рабочий.

     Сооружения  и подвижной состав находятся на балансе железнодорожных предприятий Сахалинской железной дороги [4, с. 109]. 

     На  Сахалине можно найти почти все  уникальные природные сообщества Дальнего Востока - горы и долины рек, тундроподобные долины и нерестовые реки, морские  побережья и тайгу...

     Разнообразен  и животный мир острова. Фауна  Сахалинской области еще до конца  не изучена. При проведении исследований в этой области ученые находят  новые виды животных.

       В 2000 году издана Красная книга Сахалинской области [16, с. 348].

     Один  из сахалинских писателей так  описал красоту природы Сахалина:

     …помню звезды сахалинские, 
Тайгу одетую в «муар», 
Тымь с берегами все лесистыми, 
Да деревянный тротуар... 
 
Глуши таежной мхи пушистые, 
Озер безвестных полотно, 
С расшивом бисера лучистого, 
Их первозданное стекло. 
 
Звериных троп извивы тонкие, 
Природы дикой благодать, 
Птиц незнакомых крики звонкие, 
И чрез ручей боброву гать... 
 
Я помню дней отраду милую, 
«Бывалых» байки у костра, 
И осень слякотно - унылую, 
И в зиму пышные снега...
.
 

      А еще на карте нашей области  многие мальчишки и девчонки могут

      отыскать  свои имена:

      Аленушкина - река на о. Парамушир;

      Анастасия - мыс в Корсаковском районе;  
         Андрей - мыс на о. Итурyn;

      Аня - скала у о. Уруп;

      Валентина - озеро и река на о. Кунашир;

      Варвара - гора в Поронайском районе;

      Владимир - полуостров на о. Атласова, мыс и озеро в Поронайском районе;

      Галина - мыс на о. Уруп;

      Георгий - мыс на о. Уруп, мыс и озеро в Поронайском районе, на

      полуострове Терпения;

      Диана - остров, пролив между островами Кетой и Симушир;

      Евгения - мыс на о. Итурyп.

     Я благодарю Вас за то, что вы были внимательными слушателями, Очень  бы хотелось, чтобы данная экскурсия  оставила вам исключительно положительные  эмоции! Любите свой город и берегите его!

     А закончить наше путешествие мне  бы хотелось следующим стихотворением:

Здесь сочетанье севера и юга -  
Лицо страны в миниатюре тут.

На  горных склонах, спорящие с вьюгой,  
Среди берез магнолии цветут.
 

Венками лег шиповник ярко-красный   
На острых скулах ноздреватых скал ...  
Поверив слухам, я, видать, напрасно  
Суровый край на острове искал.
 

По  сопкам вьется лентой транспортера,  
Раздвинув ельник, гладкое шоссе.

А высь над лесом  тучи распростерла

В неповторимой, сказочной  красе.  

Когда на остров спустятся  потемки 

И пик вулкана спрячется  в туман,  
Напротив окон у прибрежной кромки  
Хрустальный блеск качает океан.
 

     Схема маршрута по данному объекту представлена в приложении 13. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Реформирование  общественно-политического строя  и социально-экономические преобразования в нашей стране, появление платежеспособной части населения обусловили возникновение  спроса на экскурсионные услуги.

       Экскурсионную деятельность характеризуют  два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь.

       С одной стороны, с помощью  экскурсий можно сравнительно  быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах.

       С другой стороны, велико воспитательное  значение экскурсии, основанное  на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций  отечественной культуры.

     Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных  программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни  имеет большую популярность и  оказывает положительное влияние на сферы общества.

     Подготовка  экскурсии проходила три основных ступени:

     Предварительная работа - подбор материалов для будущей  экскурсии, их изучение (т.е. процесс  накопления знаний по данной теме, определение  цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

     Непосредственная  разработка самой экскурсии включала в себя: составление экскурсионного маршрута;

    • обработку фактического материала;
    • работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов;
    • написание контрольного текста;
    • работу над методикой проведения экскурсии;
    • выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии;
    • подготовку методической разработки новой экскурсии;
    • написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

     В процессе подготовки экскурсии был выделен ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке:

  1. Определение цели и задач экскурсии.

     Главной задачей экскурсии было - повысить уровень культуры и экологического образования экскурсантов.

  1. Отбор литературы и составление библиографии.

     В ходе разработки экскурсии был составлен список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В качестве источника были также использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий.

  1. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

     Правильный  отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии, поэтому для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, использовались следующие критерии:

  • Познавательная ценность
  • Необычность (экзотичность) объекта
  • Выразительность объекта, т.е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.
  • Сохранность объекта.
  • Местонахождение объекта.
  1. Составление маршрута экскурсии

     Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной  группы, способствующий раскрытию темы. Поэтому в рамках заданной темы были выбраны три объекта: Останец «Лягушка», Ботанический сад, Парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина.

     Целю данного отчета по практике была разработка экскурсии для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».

      Для достижения цели были решены следующие задачи:

  1. изучены методологические основы экскурсионной деятельности;
  2. проанализирована и обобщена информация по природным памятникам Сахалина;
  3. разработана экскурсию по предложенной теме;

     Предметом исследования выступила экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования - природные памятники Сахалина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Александров С. М. Остров Сахалин. М.: Сфера, 2007. 183 с.
    2. Анкудинов  Ф.С., Ведмицкий В.А. Сахалин – Курилы: природа, здоровье, жизнь. Южно – Сахалинск.:Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение, 1992. 11с.
    3. Баркалов В.Ю., Таран А.А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин. // В кн.: Растительный и животный мир острова Сахалин. Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 40.
    4. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. Южно-Сахалинск: кн. изд. Книга, 2009. 109 с.
    5. Булыгина И.И. Организация досуга и отдыха / Учебно-методические материалы.  Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2009.  56 с.
    6. Василевский А.А. Каменный век острова Сахалин. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008.  411с.
    7. Власов К.Ю. Сахалин - родина моя. // Вестник Сахалинского музея. - 2009. - №4. -  С. 24.
    8. Горбунов С.В. Красоты Сахалина // Вестник Сахалинского музея. - 2009. - №6. -  С. 12.
    9. Долженко Г.П. Экскурсионное дело.  М.: ИКЦ «МарТ», 2005.  272 с.
    10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010.  224 с.
    11. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов.  М.: Турист, 2000. 118 с.
    12. Жемчужины мысли. Сборник / Сост. А.А. Жадан. М.: Изд-во Сфера, 2008. 477 с.
    13. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона/ М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. 712 с.
    14. История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др. Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2005.  272 с.
    15. Козинец Л.И. Каменная летопись города.  Южно-Сахалинск: кн. изд. Книга, 2007. 79 с.
    16. Красная книга Сахалинской области: Растения. Южно-Сахалинск:Сахалин. кн. изд-во, 2005. 348 с.
    17. Кротова Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития.// Южно-Сахалинск: Институт экономики и права. - 2007. - №2. - С. 9.
    18. Лукьянин В.Н., Никулина М.А. Прогулки по Сахалину. Южно-Сахалинск: Банк культурной информации, 2008.  15 с.
    19. Мельников О.А. Останец «Лягушка» // Вестник Сахалинского музея. - 2004. - №11. -  С. 33-34.
    20. Муромцев А.Ю. Стихи сахалинских поэтов// Вестник Сахалинского музея. - 2010. -  №5. – С. 8.
    21. Нечаев В.А. Обзор фауны птиц  Сахалинской области // В кн.: Растительный и животный мир острова Сахалин. Владивосток: Дальнаука, 2005. - С. 278.
    22. Пасюков П.Н., Волков В.С. Региональный туризм: состояние и направление развития. Южно — Сахалинск, 1999. 4 с.
    23. Сахалинский зооботанический сад ДВ РАН. Памятники природы. http://www.sakhalin.ca/sbg/pugachev.htm (дата обращения 27.03.2011)
    24. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм/ Учебное пособие.  М.: Сфера, 2010. 196 с.
    25. Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З.Н. Хоменко. Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2006. 169 с.
    26. Чиркина С.Ю. Полезная справочная информация для желающих самостоятельно посетить Сахалин // Сахалинский справочник. 2010. http://avp.travel.ru/rus/65_rus.htm (дата обращения: 26.03.2010).

Информация о работе Природоведческая экскурсия для школьников