Природоведческая экскурсия для школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:24, отчет по практике

Описание работы

Цель данного отчета по практике – разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить методологические основы экскурсионной деятельности;
проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;
разработать экскурсию по предложенной теме;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Методическая разработка на тему………………………………………. 6
2. Контрольный текст экскурсии…………………………………………… 11
3. Индивидуальные тексты экскурсоводов………………………………... 29
Заключение ………………………………………………………………….. 51
Список использованной литературы …………………………………….. 54

Работа содержит 1 файл

отчет экскурсия2.docx

— 113.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

1. Методическая разработка на тему………………………………………. 6

2. Контрольный текст экскурсии…………………………………………… 11

3. Индивидуальные  тексты экскурсоводов………………………………... 29

Заключение  ………………………………………………………………….. 51

Список использованной литературы …………………………………….. 54

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы, в то же время служат важным средством воспитания трудящихся и учащейся молодежи.

     Основная  цель экскурсий - содействие всестороннему  развитию личности. Они занимают важное место в системе нравственного, атеистического и эстетического воспитания.

     Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и  другие – основываясь на экскурсионной  практике, начали заниматься разработкой  вопросов школьной экскурсионной методики.

     Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией  Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные  экскурсии, их значение и организация».

     В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –  расширение культурного кругозора детей и подростков,  воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду и родному краю.

     Создание  экскурсии по любой теме - сложный  процесс, требующий активного участия  целого коллектива работников.

     Содержание  будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости  от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического  усвоения ими основ педагогов  и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

     Экскурсия - это результат двух важнейших  процессов: ее полготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке [11, с. 118].

     Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, что несомненно, подчеркивает актуальность развития экскурсионной деятельности в рамках образовательного процесса.

     Выбор темы работы определяется её актуальностью. Являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, показать его красоту, разнообразие и уязвимость, убедить экскурсантов в необходимости активной его охраны и рационального использования.

     Цель  данного отчета по практике – разработать  экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».

      Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  1. изучить методологические основы экскурсионной деятельности;
  2. проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;
  3. разработать экскурсию по предложенной теме;

     Предметом исследования выступает экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования природные памятники Сахалина.

       Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность.

     Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов  – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины  краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

       Данную  работу можно использовать в экскурсионной  деятельности работникам практического  туризма, а так же в качестве методического  материала студентам туристских специальностей.

Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, Л.Я. Чурина, Е.Н. Ильина и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати.

       Методологическую  основу составили теоретические исследования литературы, наблюдение, опрос.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Методическая разработка на тему «Природоведческая экскурсия для школьников»      

     Экскурсия разработана для учащихся старших  классов (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.

     Остров  Сахалин – уникальный природный объект. К сожалению, сегодня молодежь забывает об этом, а чаще просто не знает. Молодых людей больше привлекают кино, телевидение, интернет.

     При разработке экскурсии, была поставлена задача - привлечь внимание молодежи к природным памятникам Сахалинской области, познакомить их с известными, ставшими знаменитыми не только в области, но и во всей стране и даже за рубежом, природными памятниками.

     Экскурсоводы  будут встречать экскурсантов непосредственно у объекта и сопровождать их в течение всего посещения объекта.

     До  объектов экскурсантов будет сопровождать экскурсовод, который также будет  останавливать внимание экскурсантов на отдельных зданиях, природных памятниках и других объектов, представляющих культурно-историческую ценность.

     Главной задачей экскурсии является - повысить уровень культуры и образования  экскурсантов.

     Экскурсия рассчитана на 12 часов.

     Общая схема маршрута экскурсии с учетом очередности объектов представлена на рисунке 1.

     

       
 

     Рисунок 1 - Общая схема маршрута экскурсии

     Программа экскурсии представлена в таблице 1. 
 
 

     Таблица 1

Программа экскурсии 

Объект  Время посещения Описание экскурсии
Останец «Лягушка»
      5ч.
Ознакомительная экскурсия с горой Лягушка
Ботанический  сад Сахалинской области 2,30 ч. Изучение флоры  и фауны острова Сахалин
Парк  имени Ю.А. Гагарина 2,30 ч. Знакомство  с достопримечательностями г. Южно-Сахалинска

 

 Экскурсия проводится 2 экскурсоводами: работником Сахалинской областной библиотеки, отдела краеведения Зиновьевой Ларисой Ивановной и работником Сахалинского  областного краеведческого музея Ларионовым Эдуардом Василевичем.

     Портфели  экскурсовода и карточки объектов представлены в приложении 1,2,3,4, 5, 6.

     Методические  приемы показа, используемые при проведении экскурсии по каждому объекту представлены в таблице 2, Приложении 7.

     Этапы проведения экскурсии представлены в таблице 3.

     Таблица 3

     Этапы проведения экскурсии

Этап                  Характеристика

            этапа

Время проведения
1 Знакомство экскурсовода с группой 3 мин.
2 Выход экскурсантов из автобуса 3 мин.
3 Движения от автобуса к объекту В зависимости  от осматриваемого объекта
Продолжение таблицы 3
4 Расстановка у объекта В зависимости  от осматриваемого объекта
5 Возвращение в автобус 5 мин.
6 Соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия) 10 мин.
7 Ответы на вопросы экскурсантов 5 мин.
8 Использование индивидуального текста в экскурсии 20-30 мин
9 Работа с «портфелем экскурсовода» 5 -10 мин

 

     В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии предлагаются также следующие дополнительные методы экскурсии:

       1.Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, переход с наблюдения панорамы парка к наблюдению объектов природы).

     Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше  понять первоначально наблюдаемый  объект [9, с. 272].

     Данный  прием используем, например при показе:

  • объекта – Здание управления детской железной дороги
  • объекта  - мост на озере Верхнее

     2. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

     Данный  прием используем при показе, например:

  • объекта – туристическая тропа до горы «Лягушка»
  • объекта - дороги парка имени Ю.А. Гагарина

     3. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.

     4. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования [10, с. 224].

     Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом  объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

  • объекты – Ботанический сад, Парк имени Ю.А. Гагарина и т.д.
  1. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека [5, с. 56].
  1. В экскурсии дается речевая характеристика объектов Останец «Лягушка», Ботанический сад, Парк. В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.
  2. Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет) [24, с. 196]. При проведении данной экскурсии используется цитирование цитат, стихов сахалинских авторов.
  3. Прием вопросов-ответов. Суть приема в активизации слушателей. Вопросы,   задаваемые экскурсоводом делятся на несколько видов:

Информация о работе Природоведческая экскурсия для школьников