Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:24, отчет по практике
Цель данного отчета по практике – разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить методологические основы экскурсионной деятельности;
проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;
разработать экскурсию по предложенной теме;
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Методическая разработка на тему………………………………………. 6
2. Контрольный текст экскурсии…………………………………………… 11
3. Индивидуальные тексты экскурсоводов………………………………... 29
Заключение ………………………………………………………………….. 51
Список использованной литературы …………………………………….. 54
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Методическая разработка на тему………………………………………. 6
2. Контрольный текст экскурсии…………………………………………… 11
3. Индивидуальные
тексты экскурсоводов…………………………
Заключение ………………………………………………………………….. 51
Список использованной литературы …………………………………….. 54
Приложения
Введение
Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы, в то же время служат важным средством воспитания трудящихся и учащейся молодежи.
Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности. Они занимают важное место в системе нравственного, атеистического и эстетического воспитания.
Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие – основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики.
Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду и родному краю.
Создание экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.
Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогов и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее полготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке [11, с. 118].
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, что несомненно, подчеркивает актуальность развития экскурсионной деятельности в рамках образовательного процесса.
Выбор темы работы определяется её актуальностью. Являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, показать его красоту, разнообразие и уязвимость, убедить экскурсантов в необходимости активной его охраны и рационального использования.
Цель данного отчета по практике – разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Предметом исследования выступает экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования природные памятники Сахалина.
Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность.
Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Данную работу можно использовать в экскурсионной деятельности работникам практического туризма, а так же в качестве методического материала студентам туристских специальностей.
Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, Л.Я. Чурина, Е.Н. Ильина и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати.
Методологическую основу составили теоретические исследования литературы, наблюдение, опрос.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
1. Методическая разработка на тему «Природоведческая экскурсия для школьников»
Экскурсия разработана для учащихся старших классов (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.
Остров Сахалин – уникальный природный объект. К сожалению, сегодня молодежь забывает об этом, а чаще просто не знает. Молодых людей больше привлекают кино, телевидение, интернет.
При разработке экскурсии, была поставлена задача - привлечь внимание молодежи к природным памятникам Сахалинской области, познакомить их с известными, ставшими знаменитыми не только в области, но и во всей стране и даже за рубежом, природными памятниками.
Экскурсоводы будут встречать экскурсантов непосредственно у объекта и сопровождать их в течение всего посещения объекта.
До объектов экскурсантов будет сопровождать экскурсовод, который также будет останавливать внимание экскурсантов на отдельных зданиях, природных памятниках и других объектов, представляющих культурно-историческую ценность.
Главной задачей экскурсии является - повысить уровень культуры и образования экскурсантов.
Экскурсия рассчитана на 12 часов.
Общая схема маршрута экскурсии с учетом очередности объектов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общая схема маршрута экскурсии
Программа
экскурсии представлена в таблице
1.
Таблица 1
Программа экскурсии
Объект | Время посещения | Описание экскурсии |
Останец «Лягушка» |
|
Ознакомительная экскурсия с горой Лягушка |
Ботанический сад Сахалинской области | 2,30 ч. | Изучение флоры и фауны острова Сахалин |
Парк имени Ю.А. Гагарина | 2,30 ч. | Знакомство с достопримечательностями г. Южно-Сахалинска |
Экскурсия проводится 2 экскурсоводами: работником Сахалинской областной библиотеки, отдела краеведения Зиновьевой Ларисой Ивановной и работником Сахалинского областного краеведческого музея Ларионовым Эдуардом Василевичем.
Портфели экскурсовода и карточки объектов представлены в приложении 1,2,3,4, 5, 6.
Методические приемы показа, используемые при проведении экскурсии по каждому объекту представлены в таблице 2, Приложении 7.
Этапы проведения экскурсии представлены в таблице 3.
Таблица 3
Этапы проведения экскурсии
Этап |
Характеристика
этапа |
Время проведения |
1 | Знакомство экскурсовода с группой | 3 мин. |
2 | Выход экскурсантов из автобуса | 3 мин. |
3 | Движения от автобуса к объекту | В зависимости от осматриваемого объекта |
Продолжение таблицы 3 | ||
4 | Расстановка у объекта | В зависимости от осматриваемого объекта |
5 | Возвращение в автобус | 5 мин. |
6 | Соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия) | 10 мин. |
7 | Ответы на вопросы экскурсантов | 5 мин. |
8 | Использование индивидуального текста в экскурсии | 20-30 мин |
9 | Работа с «портфелем экскурсовода» | 5 -10 мин |
В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии предлагаются также следующие дополнительные методы экскурсии:
1.Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, переход с наблюдения панорамы парка к наблюдению объектов природы).
Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект [9, с. 272].
Данный прием используем, например при показе:
2. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.
Данный прием используем при показе, например:
3. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.
4. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования [10, с. 224].
Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.
Информация о работе Природоведческая экскурсия для школьников