Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
Объектом изучения рекреационной географии являются территориальные рекреационные системы (ТРС) всех типов и рангов. В 1969 г. в Москве прошло 1-е совещание по географическим проблемам организации отдыха. Был предложен системный подход для изучения рекреационной деятельности.
Тема: Природные ресурсы Крыма и проблемы их рационального использования.
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения рекреационной географии являются территориальные рекреационные системы (ТРС) всех типов и рангов. В 1969 г. в Москве прошло 1-е совещание по географическим проблемам организации отдыха. Был предложен системный подход для изучения рекреационной деятельности.
Предметом изучения является география туристских регионов России и основные концепции видов рекреационных ресурсов (рекреалогия).
Методы рекреационной географии:
1) Системного анализа
- Компонентный (изучение систем и их связей).
- Функциональный (изучение механизма взаимодействия подсистем в ТРС).
- Исторический (генетический и прогнозный анализ)
- Экспедиционный
- Картографический (способ отображения информации)
2) Математического анализа и моделирования
3) Социологический
- Анкетные опросы
- Интервью
- Газетно-почтовый опрос
4) Балансовый
1. Рекреационная география выявляет закономерности:
- формирования, динамики, развития, разнообразия и распространения ТРС,
- морфологической структуры,
- территориальной дифференциации и интеграции,
внутренних взаимосвязей (структур), обусловливающих целостность ТРС,
- связей между ТРС,
- взаимодействия ТРС с другими геосистемами,
2. Рекреационная география прогнозирует:
спонтанные и целенаправленные изменения ТРС.
3. Рекреационная география разрабатывает:
систему методов познания ТРС.
4. Совместно с другими науками рекреационная география:
разрабатывает предложения по оптимальному функционированию систем и по проектированию систем с заданными свойствами, определяет рекреационные потребности и т.д.
Рекреационная география принадлежит к семейству общественных географических наук, поскольку основная функция территориальных рекреационных систем социальная.
С первых же шагов формирования рекреационной географии для нее типично использование, наряду с традиционными географическими методами (картографическим, методами экспедиционных исследований), разнообразных методов моделирования.
Так, например, именно в географии сложилось представление и была выдвинута рассмотренная выше гипотеза о рекреационной системе, как объекте междисциплинарного исследования. Это было необходимо для уяснения стоящих перед географией теоретических и конструктивных задач.
Затем следующим этапом развития рекреационной географии явилось определение собственного объекта исследования - уяснение проблематики, составляющей непосредственную сферу ее деятельности. На третьем этапе был сформулирован научный заказ другим наукам, выявлен круг проблем, которые не являются объектом научной деятельности самой рекреационной географии, но ответы на которые необходимы для решения географических рекреационных задач. Примером может служить изучение устойчивости природных комплексов против рекреационных воздействий. Это одна из новых задач комплекса физико-географических наук, поставленная перед ними рекреационной географией
Место рекреационной географии в системе географических наук.
- Экономическая география (туризм рассматривается как отрасль экономики, затрагивает вопросы рекреационного обслуживания). Методы, пришедшие из экономической географии: балансовый и компонентный.
- География населения. Рассматривает географию туристских потоков, формирование и развитие городов-курортов и крупных курортных агломераций.
- Физическая география. Даёт полную информацию о состоянии ПК. Основные работы – по ландшафтной карте
- Медицинская география. Изучает влияние природных условий на организм человека. Адаптация к новым природным условиям.
Рекреационная география изучает всё в системе. Причём взаимодействует не только с географическими науками, но и с другими (рекреационная архитектура, психология, социология, экономика).
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рекреационная деятельность – деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека и характеризующаяся разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса.
Жизнедеятельность человека делится на 2 группы: рабочее и внерабочее (свободное) время. Последнее тратится на удовлетворение биологических потребностей, домашний труд, и рекреационную деятельность.
Аспекты свободного времени:
Хронологический – изучение количества свободного времени.
Структурный – обуславливается ритмами жизнедеятельности (суточные, недельные, годовые) субъекта, располагающим свободным временем. Чтобы в идеале использовать эти ритмы, необходимо создание общей интеграции рекреационной среды, которая включает:
- ближайшее окружение (рекреационная зона жилья)
- пригородные парки, которые обслуживают городские агломерации (зелёные зоны)
- специальные районы отпускного цикла
Аксеологический (ценностный) – изучение роли и места свободного времени в обществе.
Функциональный – назначение видов рекреационной деятельности:
- восстановительные функции: рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные занятия
- функции развития: рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные занятия.
Циклы рекреационной деятельности – обособленные во времени устойчивые комбинации повторяющихся занятий.
Спрос на рекреационную деятельность определяется рекреационными потребностями людей, подкреплённый их платёжеспособностью и выраженными в форме реальных требований к организаторам отдыха, с другой стороны – системой имеющихся предложений.
Поэтому спрос отражает лишь часть потребностей— в нем не приняты во внимание, во-первых, общественные потребности, во-вторых, потребности для удовлетворения которых еще не создана система предложений (чаще всего это новые потребности), в-третьих—потребности, подавленные неблагоприятным соотношением доходов субъекта и ценой предложения. Поэтому при долгосрочном планировании и прогнозировании нельзя ограничиться лишь анализом спроса.
Потребность в том или ином виде рекреационной деятельности выступает в спросе как требование средств и условии деятельности. Можно говорить, например, о существовании спроса на отдых у моря, а в связи с этим и на благоустроенные средства размещения и на пляж.
Платежеспособный спрос формируется множеством социально-экономических факторов, в том числе и такими, как мода. Однако основным определяющим его фактором является соотношение дохода субъекта и цены предложений.
Потребность – требующая удовлетворения нужда человека в том или ином объекте (материальные, духовные, биологические, и др.) Рекреационные потребности могут быть общественные, групповые, личные.
Общественные рекреационные потребности. При определении сущности этих потребностей необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашим обществом: сохранение здоровья людей, повышение уровня жизни всех членов общества, формирование личности в соответствии с общественными идеалами, развитие народного хозяйства и др. На одно из первых мест выступает формирование нового человека. В соответствии с этим общественные рекреационные потребности можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
Групповые рекреационные потребности. Эти потребности занимают промежуточное положение между общественными и личными. Особый интерес представляет содержание потребностей больших и малых групп людей, которые для географов часто выступают и как некоторые территориальные общности. К ним относится население городов, поселков, деревень, коллективы заводов и учреждений, высших учебных заведений, школ и, что особенно важно, семья.
В условиях современного общества не отдельный индивид, а семья становится основным потребителем рекреационных услуг. Поэтому организаторам рекреационной деятельности приходится учитывать специфические рекреационные потребности семей. К ним относятся потребности в воспитании и укреплении здоровья детей, в отдыхе в каникулярное время учащихся, в восстановлении здоровья одного из членов семьи, когда личные потребности других ее членов отходят на второй план, потребность в жилище, рассчитанном на проживание в нем не одного человека или группы не связанных друг с другом людей, а семьи.
Личные рекреационные потребности. Диапазон личных потребностей, удовлетворяемых путем рекреационной деятельности, довольно широк. Среди них можно выделить следующие: потребности в благоприятной природной среде, здоровье, общении с другими людьми, развлечениях, снятии утомления, творческой деятельности, смене видов деятельности и месте ее проявления, в познании мира, что тесно связано с потребностью в удовлетворении любознательности и первооткрывательстве, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей.
Мы уже говорили, что потребности человека удовлетворяются через его практическую деятельность. В ходе ее у людей вырабатываются определённые стереотипы поведения. Это относится и к рекреационной деятельности.
Каждой рекреационной потребности соответствует определённое множество рекреационных занятий, и люди при описании своих потребностей оперируют уже сложившимися наборами этих занятии. При этом одно занятие может быть связано с необходимостью удовлетворения нескольких потребностей. Так, «катание на лыжах» скрывает в себе потребность в снятии утомления после однообразной работы, в физическом развитии, в общении с природой.
Связи между группами рекреационных потребностей. Деление рекреационных потребностей на общественные, групповые и личные не может быть жестким и безоговорочным. В самом деле, личные потребности тесно связаны с групповыми и общественными, они меняются вместе с изменением общества. Последнее формирует у людей новые, более прогрессивные потребности, стремится, чтобы личные, групповые и общественные потребности согласовывались.
Общественные функции рекреационной деятельности:
- медико-биологические (лечение и оздоровление)
- социально-культурно-
- экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения).
ТРС КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
ТРС – социально-географическая система, гетерогенная по составу, состоящая из взаимосвязанных подсистем и характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью. Это совокупность 5-и взаимодействующих подсистем:
1. Группа отдыхающих – главный фактор.
2. Территориальные природные и (или) культурные комплексы. Базис формирования ТРС. Главные показатели ТПК: ёмкость, устойчивость, комфортность, аттрактивность (внешние привлекательные признаки какого-либо объекта или предмета)
3. Технические системы. Это в основном рекреационная инфраструктура: транспортное обеспечение, коммунальные системы, торговля и бытовое обслуживание, телекоммуникационные системы, места размещения и питания. Главные показатели: ёмкость, комфортность, загруженность, экологичность.
4. Обслуживающий персонал. Главные показатели: численность и уровень подготовки профессиональных кадров.
5. Органы управления решают 2 задачи: планирование и регулирование системы.
ТРС обладают рядом свойств. Последние могут фиксироваться, описываться и прогнозироваться как на уровне подсистем ТРС, так и на уровне системы в целом. Свойствами ТРС являются (дадим им определение):
Разнообразие – свойство, отражающее возможность деления множества на подмножества, классификацию ТРС, а также объективные отличия различных ТРС.
Динамичность—это свойство, отражающее изменчивость ТРС во времени.
Комфортность указывает на степень соответствия реальных или проектируемых ТРС требованиям отдыхающих.
Устойчивость отражает способность ТРС противостоять внешним и внутренним (исходящим от подсистем) воздействиям.
Эффективность—свойство, ставящее в соответствие затраты ресурса с достигаемым при этом результатом, оно отражает степень достижения цели при фиксированных затратах ресурса.
Иерархичность отражает существующие соподчинения ТРС, проявление новых качеств у систем как более высокого, так и более низкого ранга.
Надежность—свойство, указывающее на безотказность функционирования ТРС. Рассмотрим некоторые из этих свойств.
Информация о работе Природные ресурсы Крыма и проблемы их рационального использования