Правовой нигилизм и пути его преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:04, реферат

Описание работы

Проблема правового нигилизма является одной из важнейших в теории государства и права, актуальной для России, и именно она вызывает споры в юридической науке - начиная с определения данной категории и заканчивая более детальными вопросами и положениями.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты понятия "правовой нигилизм"………………………………………….3

2.Причины распространения правового нигилизма…………………………………………4
3. Пути преодоления правового нигилизма...7
4. Перспективные правительственные меры по борьбе с правовым нигилизмом в России….10
Заключение………………………………….11
Библиографический список………………...12

Работа содержит 1 файл

правов.культ.docx

— 32.76 Кб (Скачать)
 

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

     НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ» 
 
 

     Факультет заочного обучения

     Специальность 100103.65 – «Социально-культурный сервис и туризм» 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     Правовой  нигилизм и пути его  преодоления 
 
 
 
 
 

     Выполнил  студент 4 курса группы Т – 402В

     Мерзлякова  Анастасия Викторовна

     Проверил:

     Щербакова И.К. 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

                                                         2010 
 

     Содержание 

     Введение 

     1. Теоретические аспекты понятия "правовой нигилизм"………………………………………….3

      

      2.Причины распространения правового нигилизма…………………………………………4 

     3. Пути преодоления правового нигилизма...7 

     4. Перспективные правительственные меры по борьбе с правовым нигилизмом в России….10 

     Заключение………………………………….11 

     Библиографический список………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Проблема  правового нигилизма является одной  из важнейших в теории государства  и права, актуальной для России, и  именно она вызывает споры в юридической  науке - начиная с определения  данной категории и заканчивая более  детальными вопросами и положениями.

По мнению президента, сейчас экономика, как никогда, подвержена влиянию правовых факторов. При этом, «правовой нигилизм»  и «несовершенство право применения»  сдерживают экономический рост страны. [1] 

1. Теоретические аспекты понятия "правовой нигилизм"

Правовой  нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой  нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры. [2]

Другими словами, правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

2. Причины  распространения правового нигилизма.

Причины распространения правового нигилизма весьма разнообразны:

1. Исторические  корни:

а) являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего  массу людей прав и свобод, репрессивного  законодательства, несовершенства правосудия.

б) Теория и практика понимания диктатуры  пролетариата как власти, не связанной и неограниченной законами.

в) Правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права.

г) Количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и не отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. 

2. Содержание  самих законов. Государство как  выразитель общественных интересов  не может не вступать в противоречие  с частными интересами, т.е. принимаемые  законы, в целом носящие консервативный  характер, не имеют прямого действия. Поэтому законы далеко не всегда  соответствуют конкретным интересам  личности, тем более ложно понятым.  В ряде случаев в силу тех  или иных причин правотворческому  органу не удается адекватно  выразить интересы общества и  государства в праве. Вследствие  этого появляются ошибки в  законодательстве, которые усугубляют  положение. Если существующие  законы при этом далеки от  интересов граждан, то неудивительно,  что люди не заинтересованы  непосредственно в их реализации. Трудно рассчитывать на то, что будут реализованы и те законы, которые на практике приспосабливаются для нарушения прав граждан. 

3. Играет  свою негативную роль и простое  незнание права. Актуально звучат  слова И.А, Ильина о том, что  «народ, не знающий своей страны, ведет внеправовую жизнь или  довольствуется… неустойчивыми  зачатками права. …Народу необходимо  и достойно знать законы, это  входит в состав правовой жизни.  Поэтому нелеп и опасен такой  порядок, при котором народу  недоступно знание права… Человеку, как существу духовному, невозможно  жить на земле без права» Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. М., 1994. С. 165-166.. 

4. Роль  традиций в отношении к закону, которые (традиции) передаются из  поколения в поколение и которые  трудно преодолеть. Речь идет  о понимании ценности закона, недопустимости его игнорирования.  Учитывая пороки самих законов,  стало привычным противопоставлять  требование соблюдать законы (законность) требованиям справедливости. В обществе  давно уже сформировалось мнение, что справедливость выше права.  Законы сами должны оцениваться  с позиции справедливости, и если  правоприменительный орган поступает  вопреки закону, но справедливо,  никто не станет осуждать его  действия. Идея закона как само  ценности все еще не стала  частью правосознания наших граждан. 

5. Практика  применения права в немалой  степени способствует расширению  социальной базы правового нигилизма.  Например, его распространение стимулировано  беззаконностью банков, других финансовых  структур, нанесших ущерб населению,  а также деятельностью предприятий  и других хозяйственных структур, месяцами и годами не выплачивающих  своим работникам начисленной  им зарплаты. Нельзя не сказать  о том, что есть жизненные  ситуации, которые как бы сдвигают  мнение общества на снисходительное отношение к нарушению закона. При этом, чем хуже условия жизни людей, тем в меньшей степени они доверяют закону и выражают готовность его соблюдать. 

6. Многих  людей поражает бессилие закона  и его служителей перед потоком  преступлений, захлестнувших страну. Наткнувшись на эту особенность  права, к нему перестанут обращаться  и те, кто прежде был приверженцем  рассмотрения споров в суде. В  условиях очевидного бессилия  права распространяется мнение, что сила выше права. Среди  части предпринимателей зреет  уверенность, что реальную помощь  им в конфликтах с должниками  могут оказать не правоохранительные  органы, а частные сыскные службы, что, в свою очередь, ведет  к новому витку правового нигилизма.  Праву не доверяют, когда считают,  что только богатый и сильный  могут найти правду в суде. 

7. Как  это ни странно, но правовой  нигилизм может опираться и  на разного рода концепции и теории. В прошлом недобрую службу для правовой практики сыграла теория отмирания права, выдвинутая марксизмом-нигилизмом. Считалось, что рано или поздно право отомрет, а его место займут нормы общежития. При этом многим доказывалось, что этот процесс отмирания начинается непосредственно с захватом государственной власти пролетариатом. Реально, конечно, никакого отрицания права как средства регулирования общественных отношений не происходило. Но создавалась иллюзия как о чем-то временном, чуждом обществу, а потому не имеющем само ценности. Именно на такой почве получил в тридцатые годы практическую реализацию в государственной практике принцип, согласно которому благая цель может оправдать любые используемые для нее средства. Этот принцип оправдал, в частности, массовые внесудебные репрессии утверждением, что репрессированные - это шпионы и диверсанты, выступающие против социализма.

3. Пути преодоления правового нигилизма

Важнейшая политическая предпосылка преодоления  правового нигилизма - формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей  порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов  управления делами общества, эффективные  гарантии и средства поддержания  всех аспектов безопасности в социальной системе. 

1) Определяющий  фактор в системе правовых  средств преодоления правового нигилизма - юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права. Однако от осознания идеи до ее воплощения - огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и остро политических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс. 

2) В  плане рассматриваемой проблемы  важно подчеркнуть, что стратегия  правового развития должна быть  сориентирована на личность, ее  права и законные интересы  должны занять центральное место  в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан, преодолен или значительно ослаблен правовой нигилизм. 

3) Кардинальная  реорганизация системы нормативного  и индивидуально-юридического регулирования  в обществе, где главное значение  будет иметь «очищение» правового  пространства от обилия запретных  зон, чрезмерной юридической закрепощенности  личности, предоставления ей максимума  юридической свободы для самовыражения.  В связи с этим актуальное  значение приобретает переход  от декларирования к повсеместному  воплощению в правотворческую  практику обще дозволительного принципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений. 

4) Большое  значение для преодоления правового  нигилизма, укрепления у граждан  доверия к праву имеет повышение  авторитета закона. Изучение проблемы  показывает, что доверия у граждан  к закону можно добиться при  условии, если закон:  

а) соответствует  представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление  такого закона будет выгодным для  адресатов, позволит с помощью предусмотренных  в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых  он принят);  

б) не имеет  расхождений с передовыми моральными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными и историческими  традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан); 

в) имеет  надлежащее организационное и материальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит, соизмерение такого закона с международными пактами  не вызывает у адресатов чувства  неудовлетворенности национальным правом и потому отпадают мотивы, по которым закон может быть отвергнут  массовым сознанием);  

Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления