Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:52, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике объективно сопровождается постепенным созданием конкурентной среды во всех отраслях экономики. Это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает необходимость внесения адекватных изменений в систему и методы управления фирмами независимо от их размеров и профиля деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА  В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ  

Рогачев А.Ф., 
д.т.н., профессор, зав. кафедрой 
информационных технологий и экономико-математического моделирования  
Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии 
 

Скопина И.В., 
к.э.н., доцент кафедры управления производством 
Вятского государственного университета 

 
    Переход к рыночной экономике объективно сопровождается постепенным созданием  конкурентной среды во всех отраслях экономики. Это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает необходимость внесения адекватных изменений в систему и методы управления фирмами независимо от их размеров и профиля деятельности.  
  
    Гостиничная индустрия сегодня представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции на рынке гостиничных услуг. Несмотря на трудное становление рыночных отношений, в России за последние годы открылось немало отелей. Новые предприятия создаются, но через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса. Конкуренция — сильный стимул для улучшения работы гостиницы. 
  
    До настоящего времени в отечественной экономической литературе индустрия гостеприимства не рассматривалась в качестве одного из эффективных направлений развития экономики. Гостеприимство привыкли считать как форму проведения досуга, а отнюдь не как доходную статью бюджета. Важнейшие сферы гостиничного хозяйства (управление, финансирование, дизайн) являются резервами повышения его конкурентоспособности [1, 44, 11, 12, 13]. Но проблема совершенствования управления потенциалом гостиничных предприятий недостаточно изучена и освещена в литературе, до настоящего времени нет системных научных разработок в этой области.  
  
    Основными тенденциями в развитии гостиничного бизнеса являются:

распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организация питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и др.);
развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;
усиление специализации  гостиничного бизнеса, позволяющей  более четко ориентироваться  на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;
глобализация  и концентрация гостиничного бизнеса;
персонификация  обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;
широкое внедрение  новых средств коммуникации и  информационных технологий, позволяющее  проводить глубокую и системную  экономическую диагностику;
внедрение новых  технологий в деловую стратегию  гостиничных предприятий, в частности  широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных  продуктов и услуг.

 

  
    Основными задачами в сфере  гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных услуг. 
  
    Проблемы повышения конкурентоспособности гостиничного бизнеса укрупненно можно подразделить на следующие:

проведение  исследований по формированию принципов  управления гостиничным бизнесом в  рыночных условиях;
применение  к менеджменту и разработке управленческих решений основных научных подходов (системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного и др.);
переработка стандартов ISO серии 9000 по системам качества для  их увязки с целым — конкурентоспособностью и дополнения такими научными подходами, как маркетинговый,функциональный, воспроизводственный и др., охватывающими большинство аспектов управления;
ориентация  развития гостиничного бизнеса преимущественно  на инновационный путь развития, и  др.

 

  
    Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых. 
  
    Глобализация и концентрация гостиничного бизнеса проявляются в создании крупных корпораций и гостиничных цепей. Такой подход позволяет гостиничным предприятиям перегруппироваться и привлечь дополнительные ресурсы для развития своего бизнеса. Гостиничные предприятия концентрируются через создание союзов или ассоциаций, не нарушающих их юридическую и хозяйственную самостоятельность, но позволяющих проводить совместные маркетинговые программы, вести исследовательскую деятельность, формировать единую систему подготовки и переподготовки кадров. 
  
    Мировая практика убедительно доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче сравнимы с вложениями в нефтедобычу. Экономический анализ гостиничного сектора свидетельствует об эффективности инвестиций именно в гостиничные цепи, а не в отдельные гостиничные хозяйства. В мировой практике существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели [7, 5]. 
  
    Интегрированные гостиничные цепи (см. табл.1) производят и продают однородный продукт. Они управляются прямо или косвенно через франчайзинговую систему или по контракту на управление. 
 

Таблица 1 

 
Крупнейшие гостиничные цепи мира 
 

Группы Количество  номеров Количество  гостиниц Среднее количество номеров, приходящихся на 1 гостиницу
Хоспиталити Франшиз Системе 354 997 3413 104
Холидей Инн Уордвайд 328 679 1692 194
Бест  Вестерн Интернэшнл 273 804 3350 82
Аккор Групп 238 990 2098 114
Чойс  Отеле Интернэшнл Инк 230 430 2502 92
Мариотт Корпорэйшн 166 919 750 223
ИТТ Шератон  Корпорэйшн 132 361 426 311
Хилтон  Отел Корпорэйшн 94 653 242 391
Форте 76 330 871 88
Хаятт Отелс- Хаятт Интернэшнл 77 579 164 473
Карлсон-Редиссон- Колони 76 069 336 226
Промус  Кос 75 558 459 165
Клаб  Медитеран СА 63 067 261 242
Хилтон  Интернэшнл 52 979 160 331
Сол Групп 40 163 156 257
Интер-Континентал  Отеле 39 000 104 375
Уэстин  Отеле энд Резортс 38 029 75 507
Нью Уорд-Рамада Интернэшнл 36 520 133 275
Канадиен  Пацифик Отеле 27 970 86 325
Сосьете дю Лувр 27 427 398 69

 

    Источник: Hotels. 
  
    По контракту франчайзинга крупная фирма или компания (франчайзер) передает свои права на использование торговой марки, системы маркетинга, сбыта и централизованного резервирования номеров, системы управления операциями франчайзиату, который подчиняется управленческим критериям франчайзера, поддерживает его стандарты обслуживания и комфорта, выплачивает гонорар за соглашение в размере 3—4% оборота, а также вносит первоначальный взнос в размере около 30%. Франчайзер по контракту франчайзинга передает свои стандарты обслуживания и вместе с ними свою репутацию. Компания предоставляет свою технологию в обмен на инвестиции. Она помогает франчайзиату в организации мероприятий по паблисити и советами при покупке оборудования, а также занимается подготовкой персонала. 
  
    Во Франции, например, система франчайзинга развивается в одно- и двухзвездном гостиничном секторе. Благодаря этой системе двухзвездные гостиничные цепи («Аркад», «Ибис») и однозвездные цепи («Балладан», «Формула 1») построили сотни гостиниц за последнее десятилетие. Этот успех можно отнести к политике французских гостиничных цепей, которая заключается в привлечении франчайзиатов маленьким первоначальным взносом от 270 до 540 тыс. долл. В США систему франчайзинга активно применяют такие именитые гостиничные цепи, как «Холидей Инн Уордвайд» и «Редиссон Отеле».  
  
    Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных и франчайзинговых цепей, независимые гостиницы объединяются в гостиничные консорциумы.  
  
    Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов в мире значительно возросло. Самый крупный гостиничный консорциум в мире — американская цепь «Бест Вестерн Интернэшнл», насчитывающая 3350 гостиниц и более 270 тыс. номеров. Стоимость членства в этом международном гостиничном консорциуме составляет 1% оборота после уплаты налогов. В Европе Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. Двадцать консорциумов разного объема составляют четверть всех отелей страны. Самый крупный из них — «Ле Ложе де Франс» — обеспечивает 60% общего количества предложений номеров в стране и объединяет почти 70% всех отелей — членов консорциумов страны. В Великобритании объединенные в консорциумы гостиницы обеспечивают 60% общего предложения гостиничных номеров, т.е. четвертую часть рынка. 
  
    Сегодня доля России составляет всего 1% в мировой индустрии гостеприимства, поскольку пока еще не восстановлен уровень до кризиса 1998 года, о чем свидетельствуют данные табл .2. В то же время прослеживается тенденция к повышению конкурентоспособности гостиниц прежде всего за счет их укрупнения при увеличении среднего числа номеров и одновременной вместимости. Разорение и перепрофилирование части менее рентабельных гостиниц обусловливает снижение общего их количества. 
 

Таблица 2 

 
Численность гостиниц и их вместимость  в России <*> [14] 
 

Годы Число гостиниц Их  единовременная вместимость, тыс. мест Среднее количество номеров, приходящихся на 1 гостиницу
1970 3549 259,7 73,2
1975 3883 291,6 75,1
1980 4737 332,9 70,3
1985 4968 357,3 71,9
1990 4686 434,8 92,8
1995 5504 426,1 77,4
1996 5294 410,6 77,6
1997 5043 390,9 77,5
1998 4258 372,8 87,6
1999 4224 357,6 84,7
2000 4182 346,1 82,8
2001 4120 338,4 82,1
2002 3873 343,5 88,7

 

     

 
    <*> Включая аналогичные  средства размещения. До 1995 г. данные  приведены без учета гостиниц, находившихся на балансе колхозов  и совхозов. 
  
    Однако в России законодательно не закреплены отношения гостиничных хозяйств в интегрированных цепях как во всем мире. Но в настоящее время делаются попытки создания интегрированных гостиничных цепей и в регионах России. Например, предполагается создание на территории города Волгограда гостиничного комплекса категории «три звезды» на базе действующей гостиницы «Южная», в перспективе — формирование гостиничной цепи, объединяющей ряд других гостиничных комплексов региона. Основная ориентация данного проекта связана с повышением качества обслуживания российских граждан, а также обеспечением возможности приема и проживания иностранных граждан, которые предъявляют повышенные требования к комфортности своего пребывания в Волгограде, созданием условий для развития так называемого «делового туризма», проведения различных бизнес-мероприятий. 
  
    С правовой точки зрения все гостиницы, которые войдут в гостиничную цепь, будут являться самостоятельными юридическими лицами. В то же время стандартами гостиничных цепей предусматривается контроль управляющей организации за всеми гостиницами, входящими в цепь. 
  
    Предполагается, что участники цепи добровольно на договорных условиях будут принимать в своей деятельности следование определенным внутренним стандартам данной гостиничной цепи. Внутренние стандарты предполагают централизацию ряда организационно-хозяйственных функций предприятий, вступающих в гостиничную цепь, и могут включать в себя самые разнообразные виды и направления деятельности. Например, разработку и использование общего логотипа и товарной марки, распространение рекламно-информационных материалов по всему миру, включение гостиниц в международные компьютерные системы бронирования туристических услуг,разработку дизайна гостиниц, включая фирменный стиль, оформление фасадов и интерьеров номеров, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации работников, управление персоналом предприятия и другие. Оплата деятельности управляющей компании гостиничной цепи будет осуществляться путем отчислений процентов от объема оборота или от объема полученной прибыли. Возможны также фиксированные суммы отчислений или комбинированная система оплаты [7]. 
  
    Гостиничные консорциумы и интегрированные гостиничные цепи выигрывают от экономии в масштабе при маркетинге, приобретении оборудования, объединении в компьютерную систему бронирования (КСБ), которая позволяет агентам забронировать номер прямо с экрана компьютера. 
  
    Российским гостиницам, принимающим западных туристов, желательно иметь представительство во всех системах резервирования. На сегодняшний день в мире существуют четыре по-настоящему глобальные системы резервирования (Global Distribution Systems — GDS): Amadeus, Galileo, Sabre и Warldspan. Им принадлежит более 90% рынка, их терминалы установлены более чем в 400 тыс. турагентств по всему миру. Неслучайно их называют «золотой четверкой», вхождение в которую становится уже необходимостью, а не просто данью моде.  
  
    Для гостиниц, ориентирующихся на внутренний туризм, более предпочтительно представление в системе SAHARA [10]. Для гостиниц, входящих в гостиничные цепи Inter-Continental, Radisson и другие, работа с GDS выполняется централизованно и является неотъемлемой частью маркетинговой стратегии гостиничной цепи в целом.  
  
    Для независимых гостиниц существует несколько вариантов работы с глобальными системами резервирования:

Информация о работе Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях