Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:04, реферат
Потребность в отдыхе свойственна каждому человеку. Все мы привыкли что-то вкладывать в свою жизнь - внимание, эмоции, любовь, труд. Но иногда этим жизненным ценностям необходимо восстановление. Ведь нельзя поделиться тем, чего уже нет в наличии.
Введение
Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше потребностей. В настоящее время, когда вокруг нас суетится богатый мир материальных и духовных возможностей, потребности играют особую роль – роль нашего путеводителя. Потребности – это наш двигатель, они направляют нас, заставляют идти вперед и не останавливаться на достигнутом.
Но вместе с тем есть и отрицательные стороны. Потребности зачастую сбивают с толку и мешают определить истинную цель, они же прививают нам ряд комплексов и недостатков.
Потребность в отдыхе свойственна каждому человеку. Все мы привыкли что-то вкладывать в свою жизнь - внимание, эмоции, любовь, труд. Но иногда этим жизненным ценностям необходимо восстановление. Ведь нельзя поделиться тем, чего уже нет в наличии.
Поэтому, целью данной работы является:
- рассмотреть виды потребностей человека;
- более подробно рассмотреть потребность человека в отдыхе;
- выделить положительные стороны потребности в активном отдыхе;
1. Общее понятие потребности
1.1.Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
1.2. Виды потребностей
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.
Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
Различают потребности:
по сферам деятельности:
потребности труда
познания
общения
отдыха
по объекту потребностей:
материальные
духовные
этические
эстетические и др.
по значимости:
доминирующие/второстепенные
центральные/периферические
по временной устойчивости:
устойчивые
ситуативные
по функциональной роли:
естественные
обусловленные культурой
по субъекту потребностей:
групповые
индивидуальные
коллективные
общественные
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации потребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал, что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.
1.3. Виды потребностей по А.Маслоу
Не мало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).
Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Позже была составлена более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребность в принадлежности и любви.
4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
2. Отдых как одна из главных потребностей человека
2.1. Потребность в отдыхе
Каждый человек, без исключений, чем-либо занят - ребенок активно познает окружающий его мир, взрослый осуществляет профессиональную деятельность, совмещая ее хлопотами и обязанностями по дому. Но в любом случае наступает такой момент, когда ребенка начинает клонить в сон, а взрослый понимает, что у него больше нет сил для работы. Необходимо срочно отдохнуть или сменить надоевшую порядком деятельность на что-то другое.
Наш организм - это сложная система с большим количеством связей - мы анализируем, думаем, сопереживаем, осмысливаем и все эти процессы осуществляются нами практически постоянно. Но любому, даже суперсовременному компьютеру, требуется отдых, иначе перегрузки и сбои в работе просто неизбежны.
Усталость и отдых - это два понятия, неразрывно связанные друг с другом. Если мы трудимся, трудимся, трудимся - и конца этому не видно, то в какой-то момент наступает состояние переутомления, слишком длительное нахождение в котором способно нанести ощутимый вред здоровью человека и подорвать его и без того небольшие силы. Поэтому, если человек - трудоголик и всегда работает, что называется " в поте лица", то он не должен приравнивать отдых к проявлению лени. Ведь отдых - это обратная, причем, вполне закономерная, сторона работы.
В реальности же, между понятиями "лень" и "отдых" существует глубокая пропасть. Лень - это полное отсутствие мотивации. А отдых - восполнение жизненных сил. И если человек постоянно путает одно с другим, отказывая себе в отдыхе и испытывая чувство вины, если выдалась свободная минутка, то он должен всегда знать: подобные игры с собственным сознанием не доведут до добра.
Отдыхать просто необходимо. Кому-то для того, чтобы отдохнуть от работы, достаточно почитать на диване книгу, а кто-то отправляется с рюкзаком наперевес в туристический поход.
Как известно, психологи всех людей разделяют на четыре типа: меланхолический, холерический, сангвинический, флегматический. Люди с разными темпераментами и отдыхать тоже должны по-своему. Ведь главная цель отдыха - получить силы для дальнейшей работы.
К примеру, холерики - это типичные трудоголики. Они не могут сидеть на месте, одновременно принимаются за множество различных дел, но ни одно из них не могут довести до конца. Они зачастую неуравновешенны, и, чересчур увлекшись одним делом, моментально истощаются. Если холерик отказывает себе в отдыхе, то, в один прекрасный момент, вся накопившаяся усталость выльется в гневной тираде. Такого предмета, как диван, для холерика не существует совершенно. Поэтому отдохнуть от работы он может только тогда, когда занимается активной деятельностью, к примеру, танцами, аэробикой или активными видами спорта.
Флегматик - полная противоположность холерику. Он не эмоционален и не тратит свою драгоценную энергию впустую. Спорт для него - сущий кошмар, поэтому многие флегматики проводят свободное время в уединении, занимаясь любимым занятием - пишут компьютерные программы, выращивают помидоры на приусадебном участке, рисуют картины.
Сангвиники - это люди чрезвычайно общительные и увлекающиеся, поэтому отдыхом для них является общение. Переписка с друзьями, приятельские посиделки, разговоры по телефону, обмен информацией через торрент - вот то, что любит настоящий сангвиник. Недостаток дружеского общения может сделать сангвиника легкомысленным и апатичным.
Для меланхолика настоящий отдых - это приятная музыка в плеере, интересная книжка, укрытые теплым пледом ноги. Чем дольше меланхолик не получает такого отдыха, тем он становится мрачнее и раздражительнее.
2.2. Потребность во сне
Эта витальная потребность зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года – около 18 часов, а к возрасту 12 до 16 лет – 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.
В результате наблюдений было установлено, что люди старше 60 лет, страдающие различными заболеваниями, спят, как правило, менее 7 часов в сутки. В то же время, практически здоровые люди этого возраста спят более 8 часов в сутки. При увеличении продолжительности сна у «малоспящих» пожилых людей наблюдается улучшение самочувствия. По некоторым данным, продолжительность сна долгожителей Кавказа колеблется от 9 до 16-17 часов в сутки. В среднем же долгожители спят по 11-13 часов. Иными словами, по мере старения человека продолжительность сна должна увеличиваться.
Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе. Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.
Изменения вегетативных функций при длительной бессоннице очень невелики, отмечается только небольшое понижение температуры тела и незначительные замедления пульса.
В науке описаны несколько случаев длительного отсутствия сна, которые, наряду с явлениями сомнамбулизма (лунатизма) и летаргического сна до сих пор не нашли объяснений. Чаще всего эти случаи были связаны с сильными психическими потрясениями.
Медленноволновой и парадоксальный сон в равной степени необходимы организму. Так, если будить человека каждый раз при наступлении парадоксального сна, тенденция впадать в парадоксальный сон станет нарастать. Через несколько дней человек будет переходить от бодрствования к парадоксальному сну без промежуточной фазы обычного сна.