Понятие, виды и формы туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы – классификация видов и форм туризма, в ходе написания которой, автором были проанализированы теоретические научные труды, раскрывающие сущность и содержание туризма. Перед автором стояла цель – овладеть в полной мере знаниями по теоретическим основам туризма, в данном случае – классификации видов и форм туризма по разным критериям.
Контрольная работа включает в себя: введение, 3 параграфа, заключение, список литературы и приложения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание туризма 4
1.1. Туризм как понятие 4
1.2. Основные понятия туризма по российскому законодательству 6
1.3. Турист как объект туризма 7
2. Основные классификации в туризме 9
2.1. Формы туризма 9
2.2. Виды туризма 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19

Работа содержит 1 файл

Понятие, виды и формы туризм.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения.

      Однодневный туризм – это туры продолжительностью в световой день, не предполагающие оста­новки на ночлег.

      Кратковременный туризм – важная форма непродолжительного туризма. Он включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются по­ездки в деловых или личных целях, средняя продолжительность кратковременных путешествий составляет не более 3 суток.

4. Формы туризма в зависимости от возраста путе­шествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:

      дети, путешествующие со своими родителями; 

      молодежь (туристы в возрасте 15 – 24 лет);

      относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 –

44 лет;

      экономически активные люди среднего (45 – 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей);

      пенсионеры (65 лет и старше).

4.      Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различают туризм с использованием личного транспорта и туризм использованием общественного транспорта:

      авиатуризм,

      автобусный,

      железнодорожный,

      морской.

6. Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различаются зимний и летний туризм. Туризм только в определенное время (летом или зимой характеризуется как односезонный), туризм, совершаемый в любе время года (и летом, и зимой), называется двухсезонным. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершает­ся максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.[11]

Кроме предложенных шести критериев, существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам:

      внутренний туризм – путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;

      въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

      выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма.

Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.

Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах – деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль.

Имеет также место понятие национальный туризм – совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.[12]

 

2.2. Виды туризма

 

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются по определенным критериям. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления:

1)     Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

2)     Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

3)     Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

4)     Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

5)     Экономический туризм.  Поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

6)     Политический туризм. Данный вид туризма подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.[13]

По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм.

Плановый туризм – любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма – туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.[14]

Самодеятельный туризм – специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.[15]

Еще одна разновидность туризма – социальный туризм. Данный вид туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г.

Социальный туризм рассматривается как:

      путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

      сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма;

      общественное движение участников социального туризма. [16]

 

 

 

 

Заключение

 

Бесспорно, туризм сегодня является неотъемлемой частью экономической и общественной жизни любой страны. Туристическая активность как внутри страны, так и за рубежом способствует не только повышению образовательного уровня граждан, но и формированию здорового образа жизни населения. Туризм в России – одна из самых перспективных и быстроразвивающихся индустрий. Сдерживающим фактором для бурного и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации. Популяризация туристических возможностей России – стратегическая задача, которой Правительство нашей страны уделяет большое внимание. В непростых экономических условиях приоритетным становится вопрос развития внутреннего туризма. Большинство регионов России обладает достаточным количеством ресурсов для развития туристического потенциала страны в целом.

Но, к сожалению, в российском туризме, в целом, наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского туризма еще очень далеки от желаемых. Поэтому в ближайшее время в России назрела необходимость развития туризма, создающего структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров должно сопровождаться возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструк­туру, а также на потребительский рынок и другие сферы пред­принимательской деятельности. А развитая туристская инфраструк­тура в том или ином регионе, в свою очередь, служит показателем уровня жизни местного населения.

Список использованной литературы:

 

 

1.      Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме (1963 г.).

2.      Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г.

3.      Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г. Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года // Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма «Изд-во Михайлова». – 2005.

4.      Проект Федерального закона «О социальном туризме» // Актуальные проблемы туризма'98. – М.: РМАТ, 1998.

5.      Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.: АСТ, 2004. – 256 с.

6.      Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика. – 2003. – 672 с.

7.      Квартальнов В.А. Туризм. Учебник, 2-е изд., М.: Финансы и статистика. – 2002. – 315 с.

8.      Международное право: учебник/ отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2005. – 815с.

9.      Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н. И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 432 с.

10. Информационный проект о туризме – работа турфирм, туристических компаний, туроператоров, принцип деятельности туристических агенств. [Электронный ресурс]: (http://www.kukiani.ru). Проверено 21.03

 

 

 

 

Приложение 1

Формы туризма

 

Признак

Форма

В зависимости от его органи­зации (организационной формы)

паушальный;

индивидуальный тур

В зависимости от происхож­дения туристов

внутренний;

международный

В зависимости от длительно­сти пребывания

продолжительные поездки;

непродолжительные поездки:

      транзитные поездки;

      однодневные поездки;

      кратковременный туризм (1-3 дня)

В зависимости от возраста туристов

дети, путешествующие со своими родителями;

молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет);

относительно молодые экономически актив­ные люди в возрасте 25-44 лет;

экономически активные люди (45-64 года);

пенсионеры (65 лет и старше)

В зависимости от транспорт­ных средств

авиатуризм;

автобусный;

железнодорожный;

автомобильный;

морской

В зависимости от времени года

сезон;

межсезонье

Информация о работе Понятие, виды и формы туризма