Понятие Делового туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение развития делового туризма в Вологодской области.
Задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме.
Рассмотреть историю развития делового туризма за рубежом и в России.
Дать понятие делового туризма.
Провести эмпирическое исследование развития делового туризма в Вологодской области.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА I 2003.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Что касается стран  южной части Европы, - там начинается бурное развитие городов, возрождение  практически из руин римских городов, которые в свою очередь начинают привлекать путешественников как культурные центры, славящиеся памятниками античного  зодчества и первыми университетами, а также как центры торговли. Современный массовый туризм в Европе получил развитие в XIX веке - в основном с распространением железных дорог и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие, главным образом для английской публики. В 1829 году немецкий путешественник К. Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих лиц самостоятельно.

А в 1841 году англичанин, краснодеревщик и баптистский пастор Томас Кук (1808-1892) создал первоначально в Лестере, затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие, так называемые паушальные, то есть по единой цене путешествия. 1841 год датируется началом современного массового туризма в Европе. До наших дней дошло описание первой туристской поездки членов общества трезвости из Лестера в Лафоборо, организованной Куком в 1843 году. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. Таким образом, он организовал первый групповой тур, арендовав железнодорожный состав и обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания. С 1847 года Кук начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1851 году Т. Кук организованно отправил в поездку 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем - во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). В последующие годы с 1856 года Т. Кук организовывал поездки в другие города Европы, а в 1866 году - первые группы английских туристов посетили США.[11]

Развитие путешествий  в средневековую эпоху было также  связано с монгольскими завоевательными  походами. В начале XIII века, завоевав Русь, татаро-монголы создали огромную империю, простирающуюся от Дуная до Тихого Океана. В результате были созданы пути, соединившие Европу и Азию, по которым устремились потоки купцов. Ценные сведения о жизни народов на бескрайних просторах монгольской империи содержит книга "Описание путешествия на Запад", написанная учеником известного китайского ученого Чан Чуня, который по приглашению монгольского правителя Чингисхана совершил длительное путешествие из Пекина в Самарканд. За точность и обстоятельность эту книгу ученые называют путеводителем по дорогам средневековья. [4]

Соприкосновение европейцев с империей монголов не могло не породить стремления, как  можно больше узнать о народах, населяющих обширные территории. Европейские купцы  не могли не понимать, какие возможности открывает им торговля с Востоком. С целью исследовать новые страны было предпринято немало путешествий, в том числе и двумя венецианскими купцами из семейства поло, ставшими знаменитыми путешественниками средневековья, и купцом из Твери Афанасием Никитиным.

Что касается эпохи  великих географических открытий, она  была подготовлена изменениями, которые  произошли в европейском обществе и в науке того времени. Еще  в начале 15 века появляются книги, в  которых оспаривается замкнутость  Индийского океана с юга и поддерживается идея шарообразности земли. Благодаря книгопечатанию, в Европе начинают издаваться страноведческие произведения других авторов, описывающих сказочные богатства стран востока - Индии, Китая, Цейлона, Японии. [6]

Постепенно  ко второй половине XV в. средневековая культура в Западной Европе начинает распадаться. Бурное развитие городов, ремесленного производства и торговли усиливает потребность в золоте и серебре, выполнявших в то время функции денег. Это приводит к тому, что Европа нуждается в освоении новых рынков этих ценных металлов. Великий шелковый путь, существовавший на протяжении сотен лет, практически был перекрыт в результате турецких завоеваний. Поиски южных морских путей осуществлялись в то время активно только Португалией, другим странам, находящимся в бассейне Средиземного моря, оставалось только попытать счастья через неведомый Атлантический океан.

Существовавшие  накануне великих географических открытий карты того времени, созданные на основе представлений о шарообразности земли, способствовали уверенности в успех подобного плавания. По традиционной версии, Колумб воспользовался картой, составленной флорентийским астрономом и географом Паоло-дель Поццо Тосканелли, который в одном из своих писем уверял мореплавателя, что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии.

Первый инсентив-тур  был проведен в 1910 г. в США компанией "National Cash Register Company of Danton". Агенты и  дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью-Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX века благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов. [6]

В отличие от других видов туризма, которые, не успев  оформиться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентив довольно долго "не покидал" Новый Свет. Лишь в 70-80-е гг. с расширением потока Премированных туристов из Америки на старый континент он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией. Именно в это время в Европе и Азии стали специально возводить пятизвездочные отели.

      1. Развитие делового туризма в России

 

Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.   

Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает пока весьма скромное место на мировом  рынке туризма. На ее долю приходится всего около одного процента мирового туристского потока. В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне его развития и показателем незначительной степени внимания государства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма.

Конечно, сложно утверждать, что Россия будет получать от туризма  доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран. В то же время нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и в значительной степени не использованы.

Вплоть до недавнего  времени индустрия туризма рассматривалась  в нашей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других стран говорят об обратном. Состояние туристской отрасли России без должного эффективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в качестве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма.

На протяжении последних  лет международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией  на выезд. Основным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный «отложенный спрос» на поездки за границу. Сегодня велика доля прибытий туристов из стран, которые также как и Россия не являются активными участниками в движении денежных потоков в сфере туризма (Польша, Финляндия, Китай), в то время как доля прибытий из стран, действительно приносящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония), незначительна.[14]

Сравнивая характер поездок  иностранных граждан в Россию в период с 1995 по 2003гг., возможно отметить, что быстрее других росло число частных поездок - более чем втрое. Количество поездок со служебными целями сократилось за этот период на 11% и составило в 2003г. лишь 11% от общего числа прибытий иностранных граждан. При этом доля поездок со служебными целями иностранных граждан из стран вне СНГ в 2003г. составила 25% от числа прибытий из данных регионов (24% в 2004г. соответственно) и всего 9% от общего числа прибытий. [8]

Следует отметить, что  доля поездок со служебными целями из стран вне СНГ остается постоянной вот уже на протяжении нескольких лет. Также необходимо принимать во внимание, что, учитывая сложную процедуру получения российской бизнес-визы, многие люди, приезжающие в Россию с деловыми целями, вынуждены оформлять туристическую визу, указывая в качестве целей своего пребывания либо туризм, либо частную поездку.

Сложившийся негативный образ Российской Федерации как  страны, неблагоприятной для туризма, неразвитость туристской инфраструктуры, неблагоприятный визовый режим, а также несоответствие цены качества являются главными факторами, сдерживающими прибытия иностранных туристов из стран Дальнего Зарубежья.

Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2005 – 2014 годах наша страна выйдет на второе место в мире по инвестициям  в туристическую отрасль. При этом прогноз роста деловых поездок в мире составит 4,7% на период с 2006 по 2015 гг. Таким образом, деловой туризм – одна из наиболее перспективных и высокодоходных сфер мировой экономики.

Рынок делового туризма  в России в качестве бизнеса существует недавно (речь идет только о последнем десятилетии) и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка деловых поездок в 2004г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на дополнительные услуги.

75-80% рынка делового  туризма приходится на Москву  и Санкт-Петербруг. Соответственно, участники данного сегмента рынка  – и турфирмы, и их клиенты  - сосредоточены в основном в наших двух столицах.

Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний, да и государства в целом – очевидны. Наиболее динамично развивающимся видом делового туризма является конгрессный туризм, который вносит значительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитых стран. [8]

К примеру, в материалах, опубликованных Профессиональной Ассоциацией Менеджмента Съездов, указывается, что в 2004 г. доля конгрессного туризма в валовом национальном продукте (ВНП) США составила 122,31 миллиардов долл. что соответствует двадцать девятому месту среди отраслей промышленности и сферы услуг, внесших наибольший вклад в ВНП. По этому показателю он обогнал таких общепризнанных гигантов, как фармацевтическая и медицинская отрасли промышленности. О его социальном значении свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек – т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.

По оценкам специалистов конгрессный туризм сегодня обеспечивает не более 5-7% загрузки ведущих московских гостиниц, в то время как на Западе эта цифра достигает 30%. При этом наиболее распространенной формой продажи конгрессных услуг гостиницами Москвы являются конференц-пакеты. И хотя возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд бизнес-центров, в Москве отсутствует современный конгресс-центр, способный принимать многотысячные международные деловые форумы. Основными заказчиками конференций и конгрессов выступают отечественные финансовые, компьютерные, фармацевтические и страховые компании.

Деловой туризм оказывает  воздействие на развитие экономики  тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличительных  особенностей:

- внесезонностью (мероприятия  с участием деловых путешественников  проводятся в течение всего  года);

- прогнозируемостью (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения);

- массовостью;

- ориентацией на  потребление услуг среднего и  высокого качества, а также широким  спектром дополнительных услуг.

Отсюда следует, что  с учетом реальных возможностей инфраструктуры российского туризма, требуется сосредоточить усилия на наиболее перспективном сегменте туристского рынка, имеющего экспортную направленность, а именно на деловом туризме в целом и конгрессном туризме, в частности. [8]

Для достижения данной цели необходимо провести:

1) определение норм  качества, которым должны отвечать  принимающие службы и профессиональные  организации, обслуживающие конференции;

2) оценку существующих  возможностей национальной территории;

3) координацию работы  профессионалов;

4) обеспечение обмена  информацией между всеми заинтересованными участниками данного сегмента рынка;

5) оказание бесплатной  помощи организаторам совещаний  в вопросах выбора мест и  дат проведения конференций, церемонии  открытия, проведения и закрытия, а также консультирование их  по вопросам взаимодействия с местными властями.

Среди способов и методов  продвижения, характерных для рынка  конгрессного туризма, выделяются два  принципиально отличных понятия: непосредственное продвижение конференции, а также  продвижение региона как центра конгрессного туризма. Важно разработать и реализовать конкретные предложения по осуществлению государственной политики в области туризма и, в частности, конгрессного туризма. Должен быть четко продуман механизм регулирующих методов со стороны государства. [8] 

В настоящее время основной проблемой  въездного и внутреннего делового туризма в России является неразвитость рынка специализированных деловых  услуг. Отсутствие необходимой инфраструктуры неизбежно затрудняет деятельность российских профессиональных компаний, создает трудности для грамотной организации деловых путешествий, усложняет взаимодействие с родственными международными и национальными структурами.

В целях развития делового туризма в России необходимо:

Информация о работе Понятие Делового туризма