Планирование и развитие туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

По признаку территориальной принадлежности целевые программы подразделяются на:
• городские;
• районные;
• смешанные (нескольких городов и районов).

Содержание

1.Классификация целевых программ развития туризма………………………..3
2.Схема разработки плана экономического и социального развития внутреннего туризма ……………………………………………………………..6
3.Структура региональной целевой программы развития туризма ….............10
Заключение ………………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Планирование и развитие туризма контр.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

   К числу обязательных приложений к  тексту (проекта) программы относятся:

  • пояснительная записка;
  • бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономи-ческим обоснованиями;
  • предварительная бюджетная заявка на ассигнования из бюджета муниципального образования для финансирования программы внебюджетных источников.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

   При разработке данного раздела программы  рекомендуется выделить следующие  основные структурные части:

   а). Характеристика имеющихся в регионе туристских ресурсов

   Рекомендуется:

  • описать природно-рекреационные зоны, уникальные природные комплексы, исторические, социально-культурные и иные объекты туристского показа;
  • укрупненно охарактеризовать степень освоения туристских ресурсов, сложившиеся зоны туристской деятельности, привести имеющиеся оценки по перспективной схеме функционального зонирования туристской индустрии в регионе;
  • рассмотреть возможности и целесообразную этапность освоения новых зон туристской деятельности, новых видов и форм туризма;
  • провести укрупненные оценки, иллюстрирующие потенциальную экономическую выгоду для района освоения имеющихся туристских ресурсов;
  • охарактеризовать внутрирайонное территориальное распределение туристских ресурсов;
  • описать экологическое состояние туристских ресурсов.

   б). Анализ состояния туристской индустрии в районе и динамики показателей ее функционирования

   Рекомендуется:

  • привести соответствующие количественные и качественные характеристики имеющейся сети базовых и инфраструктурных объектов индустрии туризма;
  • проанализировать динамику основных показателей функционирования индустрии туризма, показать причины характерных изменений в динамике этих показателей;
  • охарактеризовать степень разрыва между существующим и желаемым состоянием индустрии туризма в районе.

   в). Проблемы, связанные с общесистемными и обеспечивающими видами деятельности по освоению туристского потенциала и развитию индустрии туризма в регионе

   Рекомендуется:

  • проанализировать проблемы и недостатки, имеющиеся в нормативно-правовой базе, организации и управлении, формах и методах государственной поддержки, привлечении предпринимательского капитала, формировании конкурентной среды, рекламно-информационном обеспечении, научном обеспечении туристской отраслью.

   г). Возможные сценарии развития ситуации в сфере туризма

   Рекомендуется:

  • на базе предшествующего анализа дать краткое обобщение факторов;
  • предоставить характеристики возможных сценариев развития ситуации в сфере туризма: сценарий инерционного развития, сценарий регулируемого развития.

   д). Обоснование необходимости решения проблемы развития туризма в районе программным методом

   Рекомендуется:

  • показать, что характер данной проблемы соответствует совокупности критериев, необходимых для решения проблемы на основе программного метода;
  • актуальность и социально-экономическая значимость проблемы;
  • невозможность решения данной проблемы в условиях действующего рыночного механизма;
  • многоаспектность решаемой проблемы, необходимость координации деятельности различных органов исполнительной власти;
  • показать, что программный подход в наибольшей степени обеспечивает достижение целей общегосударственной, региональной и местной политики в области развития туризма.

2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации

   Универсальная формулировка главной цели: создание в регионе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского  комплекса, обеспечивающего, с одной  стороны, широкие возможности для  удовлетворения потребностей населения  региона, российских и иностранных  граждан в туристских услугах, а  с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе  за счет налоговых поступлений в  бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона.

   Степень достижения главной цели может быть выражена через систему соответствующих  показателей:

объемы  туристских услуг, оказываемых населению  региона, российским и иностранным  гражданам;

  • объемы налоговых поступлений в местный бюджет от туристской деятельности и от дополнительного развития видов деятельности, связанных с туризмом;
  • динамика показателей регионального рынка труда, связанных как непосредственно с развитием туристской отрасли, так и с отраслями, зависящими от уровня развития и потребностей туристской отрасли;
  • показатели, характеризующие состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона и др.

   Для региональных целевых программ развития туризма можно выделить две подцели, вытекающие из формулировки главной  цели программы:

  • обеспечение приоритетного развития внутреннего и въездного туризма в регионе;
  • обеспечение развития социального туризма в регионе.

   Основные  задачи, которые решаются в рамках реализации региональных программ развития туризма:

  • создание современного регионального рынка туристских услуг на основе здоровой конкуренции, создания корпоративных связей между туристскими организациями региона;
  • формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма в регионе;
  • стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в туристской отрасли;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма;
  • стимулирование развития материально-технической базы туристской индустрии за счет внебюджетных источников, включая иностранные инвестиции, для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
  • создание современной системы рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности;
  • создание современной непрерывной системы подготовки кадров, переподготовки и повышение квалификации;
  • развитие научного обеспечения.

   Разработчикам долгосрочных (среднесрочных) целевых  программ развития туризма рекомендуется  разбивать программу на два основных этапа.

   I этап – приостановка процесса неуправляемого спада в туристической деятельности в области выездного и внутреннего туризма и стабилизация основных параметров, характеризующих туристическую деятельность в регионе; инвентаризация реального состояния дел в туристической отрасли и имеющихся возможностей, оценки текущих и перспективных потребностей и проблем.

   Задачи  I этапа:

  • формирование нормативно-правовой базы развития туризма в регионе;
  • формирование механизмов государственного регулирования туристической деятельности;
  • формирование систем современного рекламно-информацион-ного, кадрового и научного обеспечения туристической деятельности.

   В рамках первого этапа могут также  решаться задачи развития материальной базы на основе реконструкции наиболее важных туристических объектов и  развития инфраструктуры туристической  отрасли в сложившихся районах  туристической деятельности.

   II этап – наращивание заделов в правовой, организационной, информационной, кадровой и других обеспечивающих сферах до уровня, адекватного как текущим потребностям, так и долгосрочным интересам развития туристической отрасли в регионе; работы по реконструкции и наращиванию мощностей материально-технической базы туризма, реализации инновационных и инвестиционных мероприятий в туристической индустрии непосредственно и в сопряжённых отраслях.

   Задачи  II этапа:

  • освоение для туристических целей новых районов и нетрадиционных для данного региона видов туризма;
  • реконструкция существующих и строительство новых туристических объектов;
  • проведение природоохранительных мероприятий;
  • завершение работ по созданию современной непрерывной системы подготовки кадров для туризма;
  • разработка и внедрение прогрессивных технологий туристического обслуживания;
  • развёртывание крупных рекламных кампаний.

Для решения  взаимоувязанных задач программы  разрабатывается комплекс программных  мероприятий, определяются сроки их реализации, требуемые ресурсы и  головные исполнители. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Проанализировав работу по планированию и развитию туризма, мы видим, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990-х гг. многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества. Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.

   В современном мире, в условиях неконкурентоспособности  экономики многих стран на мировом  рынке, многие правительства рассматривают  туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение к туризму  как к инструменту развития общества и экономики базируется на его  эффективности в качестве мощного  ресурса занятости населения, а  также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных  и культурных ресурсов. Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.

Список  литературы 

Правовые  и нормативные  акты

  1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24 ноября 1996 г.// Собрание законодательства РФ 1996, №46
  2. Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  3. Федеральная Целевая Программа “Развитие туризма в Российской Федерации” / Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996. №49.
  4. Законодательство России, определяющее формы и методы координации и государственного регулирования туристско-экскурсионной деятельности/ Сост. Ю.С. Пономарев. - Ростов-на-Дону,1997.

Основная  литература

  1. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Уч. пос. - М.,1996.
  2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма.3-е издание, - Мн.: БГЭУ, 1999.
  3. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой.- М., 1998.
  4. Планирование на предприятии туризма //Учебное пособие. Под ред. Е.И. Богданова.- СПб,2003. гл.1,2.

Информация о работе Планирование и развитие туризма