Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа
Хотя Республика Башкортостан издавна и славится своими замечательными, многочисленными пещерами, но именно Шульганташ является природным памятником мирового масштаба; со своими настенными рисунками древнего человека эпохи палеолита, эта пещера является самой уникальной и известной пещерой из всех.
Введение
Глава1.Пещера Шульганташ, как уникальный
спелеологический объект Урала.
---------------------------------------------------------------------------- 4
Месторасположение пещеры.
---------------------------------------------------------------- 5
Описание пещеры
------------------------------------------------------------------ 6
Этажи пещеры
-------------------------------------------------- 8
Залы пещеры.
------------ 9
Голубое и круглое озера.
--------------------------------------------------------- 15
---------------------------------------------------------------- 14
Глава 2. История пещеры Шульганташ. Изучение учеными.
Глава 3. Живопись на стенах.
-------------------------------------------------------- 16
3.1 Живопись на втором этаже.
---------------------------------------------------------------- 17
3.2 Живопись на первом этаже.
------------------------------------------------------------------------- 18
3.2.1 Купольный зал.
------------------------------------------------------------------------- 18
3.2.2 Зал Знаков.
----------------------------------------------------------------------------------------------- 19
3.2.3 Зал Хаоса.
---------- 22
3.3 Задачи.
--------------------------------------------- 24
Глава 4.Легенды и загадки связанные с Каповой пещерой.
4.1 Происхождение названия пещеры.
------------------------------------ 26
----------------------------- 25
Глава 5.Флора и фауна пещеры Шульганташ.
---------------------------------- 27
Глава 6. Шульганташ как объект туризма.
Глава 7. Проблемы Каповой пещеры. Охрана.
Заключение
Литература
3.2.1 Купольный зал.
В
зале Купольном большое количество
рисунков сосредоточено в нише западной
стены. На восточной стене находится
очень своеобразный рисунок - «Решетка»,
представляющий собой наложение
перекрещивающихся линий на более
ранний рисунок. Изображение создано,
возможно, с магическими целями.
3.2.2 Зал Знаков.
В
зале Знаков на западной стене находится
рисунок бизона и двух небольших
трапеций. Под бизоном находится
одно из самых ярких пятен. При
компьютерной обработке выявляется
его внутренняя структура, свидетельствующая
о том, что первоначально это
тоже была трапеция, но позднее она
была затушевана. Правее бизона находится
крупное яркое пятно трудно интерпретируемое
визуально. При обработке выявляется,
что знак неоднороден и дорисовывался
позднее.
3.2.3 Зал Хаоса.
В зале Хаоса живопись сосредоточена в трех пунктах: на выступе южной стены (композиция «Лошадки»), в щелевидном наклонном аппендиксе под восточной стеной (многочисленные знаки), зооморфное и антропоморфное изображения над аппендиксом, а также черный «Трезубец» и мамонт в северо-восточной части зала.
Наиболее интересна и известна композиция «Лошадки». Она была вскрыта московскими реставраторами под руководством О.Н. Бадера из-под четырехсантиметрового слоя сталагмитовых натечных кальцитовых кор в семидесятых годах. Была выявлена прекрасная многоцветная композиция с темной, почти черной обводкой, состоящая из двух стилизованных лошадок, двух Трапеций и знаков, близких к лесенкам. Вскрытая часть составляет около половины общей площади предполагаемой композиции. За прошедшее время она подверглась интенсивному негативному воздействию влаги, поступающей в зал из каньона Шульгана с поверхности. Часть расчищенной площади теперь перекрыта тонким новообразованным слоем белого кальцита, отлагающегося в межень. Наблюдается образование гидроокислов на границе скального основания и натеков с красочным слоем, что может привести к отслоению натеков и гибели всей композиции.
Таким образом, живопись Каповой пещеры представлена не пятидесятью рисунками, как это считалось ранее, а почти несколькими сотнями разнообразных реалистичных, стилизованных и сложных абстрактных изображений. Сложность, системность и разнообразие этих знаков позволяют предположить, что они несут информационную нагрузку, то есть практически являются иероглифами.
На основании этого, а также наличия большого количества сложных абстрактных знаков может быть высказано предположение о разновременности создания живописи, начиная с позднего палеолита и, возможно, до неолита.
3.3
Задачи.
Одной из важнейших задач являлось проведение
детальной фиксации рисунков, некоторые
из которых могут погибнуть в ближайшем
будущем. Проводится топографическая
привязка и фотофиксация изображений.
Выполняется работа по топографической
пересъемке залов с рисунками для точной
фиксации интерьера полостей и положения
в них самих рисунков. Фотофиксация осуществлялась
А.К. Солодейниковым и Ю.С. Ляхницким, а
также А.А. Юшко и Е.А. Далецкой с применением
эталона цвета и размера, указывающего
также положение объекта относительно
горизонтали. Была разработана оригинальная
методика цифровой обработки фотодокументации,
позволяющая выявить слаборазличимые
(практически не видимые глазом) рисунки,
что привело к открытию десятков новых
рисунков и около сотни неясных пятен
– реликтов рисунков, уничтоженных природными
факторами. Обнаружено несколько случаев,
видимо ритуального, нанесения новых абстрактных
рисунков на старые, с целью изменения
или уничтожения первичных.
Накопленный материал
позволяет опубликовать Каталог рисунков
и знаков, который будет содержать около
двухсот изображений пяти типов. К первому,
наиболее распространенному, относятся
изображения, нарисованные красной охрой.
Это практически все рисунки второго этажа
в зале Рисунков. Почти все они контурные.
Второй тип – полихромные рисунки, обычно
от красного до коричневого с темной, почти
черной обводкой. К нему могут быть отнесены
«Лошадки» зала Хаоса. Третий тип – черные,
почти наверняка – угольные абстрактные
знаки, например «Трезубец» в зале Хаоса.
К четвертому немногочисленному типу
относятся глиняные изображения, которые
могут быть реликтами глиняных барельефов
или своеобразной грунтовкой несостоявшихся
рисунков. Он представлен «Лошадью Ильина»
в зале Знаков. К пятому относятся скальные
частично моделированные выступы-барельефы.
Единственным пока сравнительно надежно
диагностированным представителем этого
типа является лошадь в нижней части восточной
стены зала Рисунков.
Для создания рисунков использовался бурый железняк, найденный вблизи пещеры (гетит, гидрогетит и др. минералы). Он подвергался обжигу, добавлялись различные красители, например глинистые и карбонатные охры из кор выветривания, возможно «животный клей» из жира и крови. Нами были выполнены анализы бурых железняков и красителя рисунков, которые доказывают, что использовался местный железняк. Пока уверенных результатов по выявлению органической составляющей красителя не получено. Среди глыб зала Хаоса была найдена древняя «палитра» - плоский камень со слоем приготовленной красной охры (снята археологами и находится в музее в Уфе). Обнаружено несколько камер между крупными глыбами, некоторые из которых почти наверняка доделывались – изолировались дополнительно. Они расположены по периметру зала Хаоса и могли использоваться при проведении обрядов.
Совместно с Государственным
Эрмитажем (Е.П.Мельникова) разработана
методика покрытия рисунков защитным
гидрофобным составом, который прошел
апробацию на моделях, но решение о его
практическом использовании пока не принято.
О.Н.
Бадер и В.Е. Щелинский, ученые-археологи
проводили исследования палеолитической
живописи Каповой пещеры в 60-х – 80- х годах
двадцатого века, когда отсутствовали
многие технические возможности, появившиеся
теперь. Поставлена задача выявления и
фотофиксации всех изображений (рисунков,
знаков, слаборазличимых пятен) для их
дальнейшей интерпретации и создания
Каталога рисунков и знаков.
Таким образом, выполняется
детальное комплексное исследование спелеосистемы,
проводится мониторинг ее динамических
параметров, а также фиксация древних
рисунков. Полученные результаты позволяют
наметить реальные пути корректировки
чрезвычайно неблагоприятной гидрологической
ситуации и спасения уникальной для Восточной
Европы палеолитической живописи, обосновываются
перспективы организации на базе пещеры
современного историко-археологического
ландшафтно-спелеологического музея заповедника.
В настоящее время спелеологи начали фиксировать древние рисунки по-новому, в 3D-формате. Для этого делается несколько парных снимков, со смещением 10-12 см, из которых уже потом создаётся стереоизображение. Такая технология позволяет отразить древние рисунки со всеми подробностями строения не только самих изображений, но и стен, на которые они нанесены.
Рисунки
в Каповой пещере появились не
в одночасье. Древние кроманьонцы
оставили свои следы на ее стенах. Но
уникальная наскальная живопись соседствует
с малохудожественными
Глава 4.Легенды и загадки связанные с Каповой пещерой.
С пещерой Шульганташ или с Голубым озером связано множество преданий и легенд. Общим для них является мотив выхода коней или скота из озера. Он присутствует там, где необходимо обосновать чудесное происхождение этих животных (эпосы «Кара-юрга», «Акхак-Кола», «Куныр Буга»). Все они восходят к своему древнему прототипу — эпосу «Акбузат».
В
эпосе «Акбузат» батыр заставил побежденного
им повелителя подводного мира Шульгана
(Шульгена) рядом с озером вырубить в скале
гигантскую пещеру — стойло для своего
коня Акбузата.
Мифологический основой эпоса «Урал-батыр» является миф инициации (посвящения) культурного героя — батыра Урала и его брата и противника Шульгана (Шульгена). Сюжет делится на две части: детство и отрочество с одной стороны, и подвиги героя в ходе путешествия принимает законченную форму — Урал стал защитником и повелителем мира Света и Добра, а коварный Шульган выступил на стороне Зла и Тьмы в лице змей-драконов (дивов). В неравной схватке Урал-батыр с помощью крылатого коня Акбузата и своих сыновей побеждает чудовищ, складывает из них горы — сушу и осушает воды всемирного потопа. Добравшись до родника с живой водой, он узнает от старика-предка сокровенную мудрость — закон вечного круговращения Жизни и Смерти, что изменяет его планы. Он орошает (освящает) созданную им землю для того, чтобы она жила вечно. Последним подвигом Урала стала его попытка окончательно победить сил Зла. Пытаясь выпить воды бездонного озера, где укрылись дивы и змеи во главе с Шульганом, он погибает — чудовища поражают его изнутри. Перед смертью оставляет ряд наказов, призванных установить мир и порядок среди людей, в том числе — необходимость юношам проходить обряд испытания (инициации).
Существует поверье, что у подземного народа, во главе с Хозяином пещеры — Дивом, хранилось много золота, их мельницы приводились в действие подземными реками, а еще они делали отличное оружие. Согласно преданию, если окажешь какую-либо услугу Хозяину пещеры, то в благодарность получишь от него везение в жизни.
Так же говорят, что в подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же укрывались разные джины, дивы ... Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся, собаке: это див, окаменевший в принятом образе. Замечательно, что собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность.
У подножья пещеры расположено небольшое озеро Шульган, возникшее, согласно одному из башкирских преданий, когда Шульген — хозяин подводного мира — рассердившись, ударил посохом о землю, а вода в образовавшуюся чашу попала из моря-потопа, который устроили дивы. В древних башкирских эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат» описан ритуал приношения в жертву озеру Шульган самых красивых девушек в окрестности.
Так же в народе считается, что Голубое озеро — источник с живой водой, а Круглое — с мертвой. Некоторые люди стремятся попить воды из Голубого озера, считая ее лечебной. Существует поверье, что воздух и глина пещеры также целебны. На самом деле оздоровительный эффект в пещерах создают чистота, ионизация воздуха и небольшое содержание в нем газа радона.
Если же вглядеться в рельеф потолка, то можно различить очертания мальчика. Легенда гласит, что древние люди доводили до конца пещеры двенадцатилетних мальчиков и оставляли самих искать выход, кто найдет его, тот и считался настоящим мужчиной.
При выходе из пещеры нельзя оборачиваться – это давняя традиция.
4.1 Происхождение названия пещеры
Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру. Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», младший брат главного героя — повелитель подземного мира.
О происхождении названия «
Глава 5.Флора и фауна пещеры Шульганташ.
Флора и фауна пещеры хорошо изучены. За последние 10 лет были найдены 38 видов грибов, 7 видов мхов, беспозвоночные и позвоночные.
Беспозвоночные:
круглые черви и малощетинковые черви.
Предполагается, что черви попадают в
пещеру по трещинам с поверхности.
Также были найдены двустворчатые моллюски,
остракоды или ракушковые раки, веслоногие
раки гарпактициды и ногохвостки.
Найдено два отряда паукообразных: акариформные
клещи и паразитоморфные клещи.
Так же обнаружены три семейства жесткокрылых
или жуков: Carabidae, Leiodidae (Catopidae), Staphilinidae (6
видов). Найдено два семейства двукрылых:
Sciaridae и Mycetophilidae (3 вида).
Позвоночные:
из земноводных были встречены лягушки
и тритоны. Предполагается, что они
попали в пещеру во время половодья.
Из рыб были найдены: таймень, хариус и гол
Летучие мыши представлены шестью видами : ночница Брандта , усатая ночница, водяная ночница, ночница Наттерера, бурый ушан и северный кожанок.
Глава
6. Шульганташ как объект
туризма.
Добраться до пещеры Шульганташ можно
двумя способами: