Пещера Шульганташ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Хотя Республика Башкортостан издавна и славится своими замечательными, многочисленными пещерами, но именно Шульганташ является природным памятником мирового масштаба; со своими настенными рисунками древнего человека эпохи палеолита, эта пещера является самой уникальной и известной пещерой из всех.

Содержание

Введение
Глава1.Пещера Шульганташ, как уникальный
спелеологический объект Урала.
---------------------------------------------------------------------------- 4
Месторасположение пещеры.
---------------------------------------------------------------- 5
Описание пещеры
------------------------------------------------------------------ 6
Этажи пещеры
-------------------------------------------------- 8
Залы пещеры.
------------ 9
Голубое и круглое озера.
--------------------------------------------------------- 15
---------------------------------------------------------------- 14
Глава 2. История пещеры Шульганташ. Изучение учеными.
Глава 3. Живопись на стенах.
-------------------------------------------------------- 16
3.1 Живопись на втором этаже.
---------------------------------------------------------------- 17
3.2 Живопись на первом этаже.
------------------------------------------------------------------------- 18
3.2.1 Купольный зал.
------------------------------------------------------------------------- 18
3.2.2 Зал Знаков.
----------------------------------------------------------------------------------------------- 19
3.2.3 Зал Хаоса.
---------- 22
3.3 Задачи.
--------------------------------------------- 24
Глава 4.Легенды и загадки связанные с Каповой пещерой.
4.1 Происхождение названия пещеры.
------------------------------------ 26
----------------------------- 25
Глава 5.Флора и фауна пещеры Шульганташ.
---------------------------------- 27
Глава 6. Шульганташ как объект туризма.
Глава 7. Проблемы Каповой пещеры. Охрана.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Краеведение..docx

— 458.76 Кб (Скачать)

       Только в двух пещерах мира: в Испании и у нас в России, в Башкирии, — найдены столь хорошо сохранившиеся наскальные рисунки. Даже время не смогло наложить на них свой отпечаток.

       Первые рисунки древнего человека были обнаружены еще 120 лет тому назад в Западной Европе, что явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков — от десяти до тридцати тысяч лет назад — существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствовали о том, что первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Так же здесь сохранились каменные орудия быта, труда и даже древесные угли. Всем этим находкам от 15 000 до 17 000 лет.

 
        По своему возрасту, Капова пещера является достаточно древней: ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Самым древним является средний ярус, на котором располагается современный вход в пещеру. 

    Тысячелетия тому назад пещера Шульганташ была пристанищем для древних людей. При малейшей опасности скот загонялся на нижний этаж, а женщины, дети и старики уходили на верхний. Иногда в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульганташ как будто бы специально устроена для убежища большого числа людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха. 

    Первая научная характеристика пещеры Шульганташ была сделана еще в XVIII веке П. Рычковым. До середины ХХ века о Каповой пещере практически никто не знал, а привлекла она к себе внимание только после того, как было совершено открытие древних настенных рисунков, выполненных красной охрой, растворенной в животном жире. 
Нашел их в подземных дворцах в 1959 году заместитель директора заповедника, зоолог А. В. Рюмин, спустившийся в пещеру в поисках летучих мышей. Позднее она исследовалась археологами О.Н. Бадером и В.Е. Щелинским, который вскрыл в зале Знаков культурный слой верхнего палеолита.  

    Научным коллективом О.Н. Бадера в пещере Шульганташ были выполнены работы по поиску и описанию рисунков. Реставраторы расчистили найденные рисунки от покрывавшего их слоя глинистых пленок, грязи и автографов посетителей. Были вскрыты мощные кальцитовые натеки ряда композиций. Проведение расчисток ухудшило сохранность многих рисунков, обнажив их красочный слой для неблагоприятного воздействия внешних факторов — колебания температур, влажности, конденсации водяных паров, деятельности микроорганизмов.

    В первой половине 1960-х годов началось благоустройство пещеры, была организована охрана пещеры, во входной части  была установлена металлическая  решетка, а деревянные лестницы были заменены металлическими. Через реку Шульган в двух местах на подходах к пещере сооружены мостки. По вязкой топкой глине были проложены мостики  из досок. Однако меры по охране не носили систематического характера. Со временем деревянные трапы погрузились в  грязь, под решеткой образовалось свободное  пространство, через которое в  пещеру свободно пролезали люди.

    С 17 августа 1965 года специальным постановлением Совета министров Башкирской АССР, пещера была «включена в число  ценных комплексных памятников природы, имеющих большое значение для  понимания теоретических положений геологии, геоморфологии, гидрогеологии, гидрологии, спелеологии, археологии».

    В это же время, поток посетителей  в Шульганташ увеличивался с каждым годом. В 1967 году состоялось открытие всесоюзного  водного туристического маршрута №57 по реке Белой, включающего посещение  пещеры. Также Капова пещера стала  местом паломничества больных жаждущих испытать на себе целебные свойства пещерной глины. В итоге, антропогенный прессинг объекта многократно возрос.

    В октябре 1971 года было принято решение  о временном прекращении доступа  в пещеру и начать на ее базе проектирование экскурсионного комплекса. К сожалению, этот проект так и остался неосуществленным, а посещение Шульганташ «дикими туристами» продолжилось. В 1977 году в пещере работала экспедиция Кафедры геологии и геоморфологии Башкирского государственного университета и Института Геологии БФАН. Проводилось комплексное изучение пещеры для организации. Один из руководителей экспедиции, И.К. Кудряшев, сделал описание санитарного состояния пещеры на момент ее обследования: «В разных местах встречаются предметы, оставленным больными: стеклянные банки, бутылки, лежанки из досок, бумага, остатки пищи. В отдельных местах стоит неприятный запах».

    К началу 1980-х годов строительными  организациями для обустройства инфраструктуры комплекса к кордону  «Капова пещера» была подведена  гравийная дорога, поставлено несколько  столбов для электропроводки  в направлении пещеры, до самой пещеры планировалось проложить электрокабель. Вход в пещеру круглосуточно должны были охранять двое лесников-сторожей. Они встречали участников сплавов и в случае желания подводили их к входу в пещеру для ознакомления. Но в середине 1980-х годов из-за недостатка средств работы по обустройству территории были свернуты. Памятник практически не охранялся. От проникновения туристов пещеру ограждала только одна заградительная решетка, находящаяся в аварийном состоянии. Археологам приходилось подпирать ее березовыми бревнами, решетка могла упасть в любой момент, создавая тем самым угрозу для самих исследователей.

    В 1986 году Капова пещера вошла в состав государственного природного заповедника  Шульган-Таш. В дальней части Главной галереи была установлена еще одна заградительная решетка, сваренная из стальных труб. Однако ввиду их большого диаметра существенно изменился режим вентиляции подземных залов. Специалисты рассчитали, что на участке местного сопротивления воздушного потока, создаваемого решеткой, его напор уменьшается на 98%. Самое грустное, что эта мера не преградила путь в пещеру, до 2002 года, туристы имели возможность, преодолев небольшой скальный уступ обойти решетку, проникнуть на второй этаж к рисункам.

    В начале 90-х годов было решено возобновить  организованное экскурсионное использование  пещеры. В рамках работ по комплексному изучению пещеры Шульганташ в марте 1991 г. В. Киселевым были произведены погружения на подземной р. Шульган. Вверх по ее течению из зала "Дальний" были пройдены 4-е сифона с небольшими залами и галереями между ними. В 1995 году при заповеднике «Шульган-Таш» формируется отдел экологического просвещения, включающий штат экскурсоводов и методистов. В 1995–2002 годах утвержденный экскурсионный маршрут в пещере проходил по первому этажу до композиции «Лошади и знаки зала Хаоса». Оборудование маршрута отсутствовало, для освещения использовались шахтерские аккумуляторные фонари. Люди ходили по рыхлому мокрому грунту и скользким глыбам. Только в 2002 году специалистам удалось добиться очередного запрета доступа к древним изображениям. Для туристов были созданы копии некоторых основных фигур.

    Спелеологами  пещера и по сей день пройдена не полностью, залы и переходы второго этажа неохотно поддаются изучению, на каждом шагу расставляя «ловушки» — обрывы, глубокие и узкие расщелины. А в июле 2009 года в одном из залов с наскальными рисунками, археологи Московского государственного университета в рамках экспедиции по изучению наскальной живописи, обнаружили несколько человеческих черепов. Ученые предположили, что это останки служителей культа, а значит, важных членов древнего племени.

    В ходе раскопок в пещере были найдены обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, тушканчика, копытного лемминга и других мелких грызунов. Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале, при раскопках были обнаружены многочисленные следы древних кострищ. Это говорит о том, что в древности залы пещеры имели какие-то естественные каналы вентиляции. В наши дни каких-либо выходов на поверхность не обнаружено, и пещера проветривается крайне слабо.

    Всего в культурном слое обнаружено более 200 предметов, среди которых преобладают  орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочие инструменты  и элементы вооружения составляют небольшую  часть коллекции. Они изготовлены  из кремня и зелено-коричневой яшмы. Интересно, что ближайшие выходы этих пород находятся довольно далеко от пещеры — в Зауралье. Наряду с  каменными, найдены два костных  орудия: нож из обломка трубчатой  кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.

    Совершенно  уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонкообразные бусинки их зеленого серпентинита, материала сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости, вероятно, бивня мамонта и сланца. Стоит отметить еще одну находку в культурном слое пещеры.

      Долгое время ученых мучил  вопрос — почему на потолке  и стенах пещеры так мало  копоти, ведь для того, чтобы выполнить  рисунки, нужен был свет, а единственным  его источником могли быть  только факелы. Эту загадку разгадали  уфимские археологи. В ходе раскопок они нашли фрагменты жировой лампы, которой пользовались древние люди. Она была сделана из глины и уникальна тем, что глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.

    Найденный в пещере древесный уголь обследован радиоуглеродным методом в разных лабораториях. В итоге были получены две довольно близкие: 14 680 +/- 150 и 13 930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст  культурного слоя такой же, как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Каповой пещере написаны древними художниками не менее 13–14 тысяч лет тому назад.

    В последние годы в Шульганташ проводят раскопки экспедиции института Истории, языка и литературы Уфимского  Научного Центра РАН и кафедры  археологии МГУ.

    Таким образом, результаты исследования этого памятника доказывают существование на Урале развитого очага палеолитической цивилизации.  

    Глава 3. Живопись на стенах.

    Галерея рисунков первобытных людей расположена  на двух стенах первого и в большом  зале второго этажей. Они живые  свидетели человеческого разума, творчества души и мечты. Столь древняя  наскальная живопись встречается в  мире еще только во Франции и Испании.

     В пещере преобладают абстрактные знаки (38%), на втором месте стоят трудно различимые красочные пятна — реликты разрушенных временем рисунков (32%), на третьем — зооморфные изображения (27%).

    Было  открыто большое количество новых рисунков и выявлена скрытая структура старых. Количество найденных рисунков на данный момент- 191. 

    3.1 Живопись на втором  этаже.

      На втором этаже пещеры живопись  сосредоточена в зале Рисунков, находящемся приблизительно в  300 м от входа. Там расположены  две основные композиции, выполненные  в реалистическом стиле красной охрой.  
Композиция восточной стены зала Рисунков включает двенадцать изображений. Это центральная большая лошадь, семь мамонтов, шерстистый носорог, геометрический знак (трапеция) и антропоморфная фигура. Кроме того, в нижней части композиции выступающий участок скалы с кальцитовыми натеками моделирован в виде лошади. В этой композиции нами впервые выделена антропоморфная фигура, находящаяся перед небольшим правым верхним мамонтом. Кроме того, в нижней части композиции нами независимо выявлен «Бледный мамонт», который, как позднее выяснилось, наблюдался в шестидесятых годах некоторыми исследователями, но позднее был «потерян», видимо, из-за ухудшения состояния. Барельеф в нижней центральной части композиции был открыт еще А.В. Рюминым, но не получил признания археологов. Съемки, проведенные нами при моделировании «живого света» факела показали, что кальцитовый натек специально обработан и весьма напоминает голову лошади. В центре композиции под лошадью, убедительно дешифрировано маленькое изображение мамонта, ранее не имевшее однозначного толкования. 

    Композиция  западной стены зала Рисунков состоит  из трех рисунков мамонтов и расположенного несколько в стороне рисунка  быка. Правый верхний рисунок мамонта  выполнен в силуэтной манере, а остальные рисунки – в контурной. В этой композиции однозначно подтверждено наличие антропоморфной фигуры над задней частью центрального мамонта, существование которой ранее было объектом дискуссий.  

    3.2  Живопись на первом этаже.

    На  первом этаже пещеры живопись выявлена в трех залах: Купольном, Знаков и Хаоса. В целом, там преобладают разнообразные геометрические абстрактные знаки, иногда достаточно сложные по морфологии, что отличает их от западных аналогов. Многие из них являются производными от трапеции, широко распространенной в пещере. Эти трапеции расширяются кверху, имеют различное количеством внутренних субвертикальных ребер и «ушки» на верхних углах. Подобные трапеции встречаются только в Каповой пещере. Интерпретация этого знака стала объектом дискуссий. Видимо, он является производной «женского треугольника», но несет какую-то информационную нагрузку (различное количество ребер), скорее всего по количеству детей у женщины – главы рода. «Ушки» по бокам трапеции (левое длинное, правое – короткое) очень напоминают завязки пояса, а сама трапеция может быть изображением ритуального передника матери – главы рода.  
 
Общее состояние живописи первого этажа, намного хуже, чем рисунков второго, из-за негативного воздействия воды, поступающей сверху из каньона Шульгана через поноры, а также из-за микроклиматического воздействия в виду близости зала Купольного к микроклиматическому барьеру. Многие рисунки уже превратились в размытые красные пятна, и их интерпретация возможна только при компьютерной цифровой обработке фотоматериала. Кроме реалистических рисунков мамонтов, бизонов, носорогов, на первом этаже нами выявлены рисунки, выполненные в своеобразной условной символической стилистике близкой к петроглифам Карелии и Казахстана.
 

Информация о работе Пещера Шульганташ