Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.
Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие из-за границы, предпочитают останавливаться в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах – деловых центрах страны.
Наиболее
перспективными регионами культурно-
Одним
из перспективных направлений
Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан обусловлена не только экономическими факторами - созданием новых рабочих мест, развитием местных сообществ в отдаленных регионах, но и социальным заказом – потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним из инструментов устойчивого развития любого государства.
Как показали итоги исследований туристского потенциала, Казахстан имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты в центре Евразии, многочисленные природные, исторические памятники, культурное и этническое наследие народов, населявших территорию Казахстана в различные исторические периоды.
В настоящее время в Казахстане наблюдается развитие экологического туризма. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, национальными особо охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге.
Однако несмотря на то, что экологический туризм отличается от других видов туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе становления.
Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически неограничен – Щучинско-Боровская зона, «Сары-Агаш», «Арасан - Капал», «Моялды», «Баянаул», «Жанакорган», «Каспий» – далеко не полный перечень «жемчужин» Казахстана.
Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения инвестиций и частного капитала с целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство туристского комплекса на Рахмановских ключах в районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской области, создание сети горнолыжных курортов в Алматинской области, и других.
Другим приоритетным направлением туристской отрасли является развлекательный туризм. Развлекательный туризм представлен пляжным и круизным туризмом на Каспийском море.
Еще одним интересным проектом в области развития туризма является организация так называемого «космического туризма». Космический туризм планируется развивать в городе Байконыр в рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты».
Большой
экономический потенциал
При
этом люди с инвалидностью и престарелые,
составляя все более
Таким
образом, доступность туристских ресурсов
становится все более важным фактором
в развитии туризма. Несмотря на увеличение
числа туристов, к которому привело
бы расширение доступа к туристским ресурсам
и услугам, многие туроператоры пока еще
не осознали значения принятия мер в этом
отношении. Поэтому необходимо выработать
четкую политику и стратегию содействия
обеспечению доступности туристских ресурсов,
поднять уровень специальной подготовки
персонала в индустрии туризма, повысить
информированность общественности о потребностях
туристов с инвалидностью и о значимости
туризма в социально-экономическом-
Развитие социального туризма, в том числе краеведческого, спортивного, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического туризма, семейных путешествий, туризма пожилых лиц и инвалидов, молодежного и детско-юношеского туризма имеет большое воспитательное и патриотическое значение.
В решении всех этих вопросов первостепенную роль приобретают институциональные элементы формирования турпродукта.
Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.
В целом для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. Наиболее интересные, привлекательные и перспективные маршруты разработаны: ТОО «Саяхат» Кызылординская область, ТОО «Компания Жибек Жолы», ТОО «Туристическое агентство» Национальной компании «Шелковый Путь-Казахстана», ТОО МАЛ «Хантенгри», ТОО «Азия туризм», ТОО «Туран-азия» г.Алматы, ТОО «Акколь», ТОО «Шиндал-Сан» Алматинская область, ТОО «Экосистем», ТОО «Рахмановские ключи», ТОО «Шара» Восточно-Казахстанская область, ТОО «Фирма-Турист» Мангистауской области, ТОО «Камек тур» Южно-Казахстанской области. Тур операторами Жамбылской области разработаны маршруты «Тараз – Древний город Шелкового пути», «Тараз - Туркестан» и другие.
В настоящее время ведется работа по развитию наиболее привлекательных туристских направлений по:
-
экологическому туризму с
-
культурно-познавательному
Согласно данным Всемирной Туристской Организации, примерно 67% мировых расходов туристов приходится на граждан США, Германии, Японии, Великобритании, Италии, Франции и Канады, выезжающих в другие страны. Именно на эти рынки ориентирован въездной туризм Казахстана.
Основными
поставщиками туристских услуг являются
туристские организации, которые представлены
туристскими организациями и
индивидуальными предпринимателями, имеющими
лицензии на право осуществления туристской
деятельности. В таблице 4 представлены
данные о количестве туристских фирм Казахстана
в разрезе областей и крупных городов
за период 2002-2006 года.
Таблица 4
Количество туристских фирм Казахстана, единиц
(данные
Агентства по статистике
Область, регион | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2006 в % к 2002 |
Всего по республике: | 612 | 713 | 751 | 846 | 921 | 50,5 |
Акмолинская область | 10 | 10 | 19 | 16 | 17 | 70 |
Актюбинская область | 10 | 11 | 16 | 20 | 18 | 80 |
Алматинская область | 18 | 29 | 37 | 30 | 50 | 177,7 |
Атырауская область | 4 | 13 | 18 | 22 | 23 | 475 |
Восточно-Казахстанская область | 23 | 22 | 24 | 34 | 39 | 69,5 |
Жамбылская область | 5 | 13 | 10 | 11 | 13 | 160 |
Западно-Казахстанская область | 2 | 4 | 5 | 6 | 8 | 300 |
Карагандинская область | 25 | 25 | 29 | 46 | 52 | 108 |
Костанайская область | 2 | 5 | 6 | 10 | 13 | 550 |
Кызылординская область | 7 | 3 | 4 | 3 | 4 | -42,8 |
Мангистауская область | 4 | 10 | 12 | 15 | 21 | 425 |
Павлодарская область | 17 | 25 | 21 | 23 | 32 | 88,2 |
Северо-Казахстанская область | 4 | 7 | 12 | 15 | 16 | 400 |
Южно-Казахстанская область | 4 | 5 | 12 | 16 | 18 | 450 |
г.Астана | 23 | 37 | 26 | 28 | 44 | 91,3 |
г.Алматы | 454 | 494 | 500 | 551 | 553 | 17,4 |
Из данных приведенных в таблице 4, следует, что в 2003 году в Казахстане было официально зарегистрировано 713 туристических фирм и организаций, большинство из которых (553) действуют в Алматы.
В 2004 году в стране функционировали около 750 туристских компаний, которые сотрудничали с 80 странами мира. И лишь около 20% из них оказывали услуги по привлечению туристов в страну и по внутреннему туризму. Остальные компании работали исключительно в сфере выездного туризма. Чтобы изменить ситуацию, государство создало благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма. В частности, туроператоры, занимающиеся этими направлениями, освобождены от уплаты НДС.
В 2005 году основными поставщиками туристских услуг являлись 846 туристских организаций и 30 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находилось в г.Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г.Астане (79).
В 2006 году в Казахстане работали уже около 1000 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в более чем 80 странах мира.
По состоянию на 01.01.2006 года на рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3%, а крупные – 0,4%. Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.
Основу туристических компаний составляют малые предприятия с численностью до 50 человек (93%), 6% – средние организации (от 51 до 250 человек). Крупных туристических организаций только восемь. Среди них можно назвать такие, как Kazakhstan Travel International, Central Asian Corporation, «Отрар Авиа», ТОО «Турагентство Шелковый путь» и др.
Туристические фирмы, функционирующие на территории Казахстана, характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются:
Информация о работе Перспективы развития туризма в современном Казахстане