Перспективы развития туризма в современном Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Работа содержит 1 файл

Перспективы развития туризма в современном Казахстане.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

     Анализ  туристской деятельности показал, что  туристы, прибывающие из-за границы, предпочитают останавливаться в  гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах – деловых центрах страны.

     Наиболее  перспективными регионами культурно-познавательного  туризма являются город Алматы и  Алматинская область, развитие туризма  по Шелковому пути (международный туристский поезд "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту Алматы - Туркестан - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Мары - Ашгабат – Алматы). Огромные возможности для развития внутреннего культурно-познавательного туризма в республике открывает участие Казахстана в туристском трансконтинентальном маршруте «Шелковый Путь», осуществляемый под эгидой UNWTO в сотрудничестве с UNESCO.

     Одним из перспективных направлений развития туристской отрасли в Казахстане становится экологический туризм. Количество туристов, проявляющих интерес к заповедным зонам Казахстана, растет, получают развитие новые формы организованного туризма: велосипедный, конный, водный.

     Необходимость развития экологического туризма в  Республике Казахстан обусловлена  не только экономическими факторами - созданием новых рабочих мест, развитием местных сообществ в отдаленных регионах, но и социальным заказом – потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним из инструментов устойчивого развития любого государства.

     Как показали итоги исследований туристского потенциала, Казахстан имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты в центре Евразии, многочисленные природные, исторические памятники, культурное и этническое наследие народов, населявших территорию Казахстана в различные исторические периоды.

     В настоящее время в Казахстане наблюдается развитие экологического туризма. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, национальными  особо охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге.

     Однако  несмотря на то, что экологический  туризм отличается от других видов  туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе становления.

     Экономический потенциал экологического туризма  в Казахстане практически неограничен  – Щучинско-Боровская зона, «Сары-Агаш», «Арасан - Капал», «Моялды», «Баянаул», «Жанакорган», «Каспий» – далеко не полный перечень «жемчужин» Казахстана.

     Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения инвестиций и частного капитала с целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство туристского комплекса на Рахмановских ключах в районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской области, создание сети горнолыжных курортов в Алматинской области, и других.

     Другим  приоритетным направлением туристской отрасли является развлекательный  туризм. Развлекательный туризм представлен  пляжным и круизным туризмом на Каспийском море.

     Еще одним интересным проектом в области  развития туризма является организация  так называемого «космического  туризма». Космический туризм планируется  развивать в городе Байконыр в  рамках проекта «Казахстан – первая космическая гавань планеты».

     Большой экономический потенциал представляет развитие социального туризма, субсидируемого из источников внебюджетного финансирования, в целях создания условий для  путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

     При этом люди с инвалидностью и престарелые, составляя все более многочисленную группу потребителей услуг индустрии  путешествий и других видов отдыха в мире, а также семьи с детьми, которые также становятся частью этого расширяющегося рынка индустрии  туризма, не имеют физического доступа к большинству гостиниц, транспортных средств и туристских достопримечательностей.

     Таким образом, доступность туристских ресурсов становится все более важным фактором в развитии туризма. Несмотря на увеличение числа туристов, к которому привело бы расширение доступа к туристским ресурсам и услугам, многие туроператоры пока еще не осознали значения принятия мер в этом отношении. Поэтому необходимо выработать четкую политику и стратегию содействия обеспечению доступности туристских ресурсов, поднять уровень специальной подготовки персонала в индустрии туризма, повысить информированность общественности о потребностях туристов с инвалидностью и о значимости туризма в социально-экономическом-развитии.

     Развитие  социального туризма, в том числе краеведческого, спортивного, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического туризма, семейных путешествий, туризма пожилых лиц и инвалидов, молодежного и детско-юношеского туризма имеет большое воспитательное и патриотическое значение.

     В решении всех этих вопросов первостепенную роль приобретают институциональные  элементы формирования турпродукта.

     Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые  заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.

     В целом для туристов предлагается более 700 маршрутов путешествий по всей территории Казахстана. Наиболее интересные, привлекательные и перспективные маршруты разработаны: ТОО «Саяхат» Кызылординская область, ТОО «Компания Жибек Жолы», ТОО «Туристическое агентство» Национальной компании «Шелковый Путь-Казахстана», ТОО МАЛ «Хантенгри», ТОО «Азия туризм», ТОО «Туран-азия» г.Алматы, ТОО «Акколь», ТОО «Шиндал-Сан» Алматинская область, ТОО «Экосистем», ТОО «Рахмановские ключи», ТОО «Шара» Восточно-Казахстанская область, ТОО «Фирма-Турист» Мангистауской области, ТОО «Камек тур» Южно-Казахстанской области. Тур операторами Жамбылской области разработаны маршруты «Тараз – Древний город Шелкового пути», «Тараз - Туркестан» и другие.

     В настоящее время ведется работа по развитию наиболее привлекательных  туристских направлений по:

     - экологическому туризму с привлечением  ресурсов Государственных национальных  природных парков «Алтын Емель», «Иле Алатау», «Чарынский каньон»;

     - культурно-познавательному туризму  по маршрутам Великого Шелкового  пути;

     Согласно  данным Всемирной Туристской Организации, примерно 67% мировых расходов туристов приходится на граждан США, Германии, Японии, Великобритании, Италии, Франции и Канады, выезжающих в другие страны. Именно на эти рынки ориентирован въездной туризм Казахстана.

 

      Глава 2. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Казахстан

     2.1 Проблемы развития туристской индустрии Казахстана

 

     Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены туристскими организациями и  индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. В таблице 4 представлены данные о количестве туристских фирм Казахстана в разрезе областей и крупных городов за период 2002-2006 года. 

     Таблица 4

     Количество  туристских фирм Казахстана, единиц

     (данные  Агентства по статистике Республики  Казахстан)

Область, регион 2002 2003 2004 2005 2006 2006 в % к 2002
Всего по республике: 612 713 751 846 921 50,5
Акмолинская область 10 10 19 16 17 70
Актюбинская область 10 11 16 20 18 80
Алматинская область 18 29 37 30 50 177,7
Атырауская  область 4 13 18 22 23 475
Восточно-Казахстанская  область 23 22 24 34 39 69,5
Жамбылская  область 5 13 10 11 13 160
Западно-Казахстанская область 2 4 5 6 8 300
Карагандинская  область 25 25 29 46 52 108
Костанайская  область 2 5 6 10 13 550
Кызылординская  область 7 3 4 3 4 -42,8
Мангистауская область 4 10 12 15 21 425
Павлодарская  область 17 25 21 23 32 88,2
Северо-Казахстанская область 4 7 12 15 16 400
Южно-Казахстанская  область 4 5 12 16 18 450
г.Астана 23 37 26 28 44 91,3
г.Алматы 454 494 500 551 553 17,4

 

      Из данных приведенных в таблице 4, следует, что в 2003 году в Казахстане было официально зарегистрировано 713 туристических фирм и организаций, большинство из которых (553) действуют в Алматы.

     В 2004 году в стране функционировали  около 750 туристских компаний, которые  сотрудничали с 80 странами мира. И лишь около 20% из них оказывали услуги по привлечению туристов в страну и по внутреннему туризму. Остальные компании работали исключительно в сфере выездного туризма. Чтобы изменить ситуацию, государство создало благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма. В частности, туроператоры, занимающиеся этими направлениями, освобождены от уплаты НДС.

     В 2005 году основными поставщиками туристских услуг являлись 846 туристских организаций и 30 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находилось в г.Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г.Астане (79).

     В 2006 году в Казахстане работали уже  около 1000 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в более чем 80 странах мира.

     По  состоянию на 01.01.2006 года на рынке  туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций  туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3%, а крупные – 0,4%. Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.

     Основу  туристических компаний составляют малые предприятия с численностью до 50 человек (93%), 6% – средние организации (от 51 до 250 человек). Крупных туристических организаций только восемь. Среди них можно назвать такие, как Kazakhstan Travel International, Central Asian Corporation, «Отрар Авиа», ТОО «Турагентство Шелковый путь» и др.

     Туристические фирмы, функционирующие на территории Казахстана, характеризуются тем, что  предоставляют довольно широкий  спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются:

Информация о работе Перспективы развития туризма в современном Казахстане