- 4 заповедника, находящиеся
в ведении РАН и непосредственном управлении
ее структурных подразделений;
-заповедник "Галичья гора",
находящийся в ведении Минобразования
России и непосредственном управлении
Воронежского госуниверситета;
- Южно-Уральский заповедник,
находящийся в ведении Рослесхоза и непосредственном
управлении Минлесхоза Республики Башкортостан.
- Особый статус и назначение
имеет также и не включенный в общий перечень
и расположенный в Тверской области государственный
комплекс "Завидово" Минобороны России,
год образования - 1929, общая фактическая
площадь - 1254 км².
В частности,
в 1997 г. были созданы четыре новых
госзаповедника, находившиеся в ведении
Госкомэкологии России: "Бастак",
Богдинско-Баскунчакский Болоньский,
Ненецкий. Кроме того, была расширена площадь
заповедника "Остров Врангеля" на
14,3 тыс км2 за счет отнесения к ней 12-мильной
зоны вокруг заповедных островов Врангеля
и Геральд.
В феврале 1998
г. был учрежден государственный
природный заповедник "Норский"
в Амурской области общей площадью 211 168 га. В
1998 г. была официально расширена территория
Центрально-Черноземного государственного
природного биосферного заповедника им.
В.В. Алехина и государственного природного
заповедника "Чазы" в Республике
Хакасия.
В 1999 г. работы в области заповедного дела
были продолжены. В частности, в самом
конце 1999 г. постановлением Правительства
Российской Федерации был организован
государственный природный заповедник
"Тигирекский". Было принято решение
создать на базе реорганизуемых государственных
природных заповедников "Малый Абакан"
и "Чазы" новый заповедник "Хакасский"
Госкомэкологии России. В целях оптиматизации
территорий государственных природных
заповедников "Лес на Ворскле" и Центрально-Черноземного
распоряжением Правительства Российской
Федерации в марте 1999 г. участки Центрально-Черноземного
заповедника, расположенные в Белгородской
области, общей площадью 1003 га были переданы
в состав заповедника "Лес на Ворскле",
переименнованного этим же распоряжением
в заповедник "Белогорье". Была расширена
площадь Сихотэ-алинского государственного
природного биосферного заповедника,
а также Лазовского государственного
природного заповедника им. Капланова.
В апреле 2000 г.
площадь природного биосферного
заповедника "Убсунурская котловина"
(Республика Тыва) была увеличена
на 283 558 га. Кроме того, правительством
страны принято решение по расширению
территории государственного природного
заповедника "Ханкайский" на 1300 га.
Проводились также и другие работы в этом
направлении.
На рубеже
2000-2001 гг. Правительство Российской
Федерации приняло официальное решение
об образовании еще одного государственного
природного заповедника "Эрзи" в
Республике Ингушетия. Заповедник находится
в системе МПР России; в соответствии с
правительственным решением ему отведено
почти 6 тыс. га земель.
Проектирование
и строительство объектов хозяйственной
и иной деятельности во многих случаях
проводится без положительного заключения
государственной экологической
экспертизы. Так, в настоящее время
в нарушение законодательства Российской Федерации
активизировалась деятельность Правительства
Республики Адыгея по осуществлению проекта
строительства автодороги "Майкоп-Дагомыс"
через территорию Кавказского государственного
биосферного заповедника.
Глава III.
Развитие сети национальных парков в
России
Первым государственным заповедником
России официально считается Баргузинский,
образованный в 1917 г., хотя несколько ранее
был организован ныне не существующий
Саянский заповедник, не оформленный правительственным
постановлением. Заповедник - специфичная
для СССР/России форма ООПТ, практически
не имеющая аналогов в мире (недаром в
зарубежных публикациях о российсих ООПТ
все чаще встречается не перевод "reserve",
а прямая транскрипция "zapovednik"). Только
в России заповедник является не только
охранямой территорией, но и научным учреждением9.
На территории государственных природных
заповедников полностью изымаются из
хозяйственного пользования, особо охраняемые
природные комплексы и объекты (земля,
воды, недра, растительный и животный мир),
имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское
значение как образцы естественной природной
среды, типичные или редкие ландшафты,
места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники
являются природоохранными, научно-исследовательскими
и эколого-просветительскими учреждениями,
имеющими целью сохранение и изучение
естественного хода природных процессов
и явлений, генетического фонда растительного
и животного мира, отдельных видов и сообществ
растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем.
Земля, воды, недра, растительный
и животный мир, находящиеся на территориях
государственных природных заповедников,
предоставляются в пользование (владение)
государственным природным заповедникам
на правах, предусмотренных федеральными
законами. 31 российский заповедник имеют
статус биосферных, то есть входит в международную
сеть биосферных резерватов, осуществляющих
глобальный экологический мониторинг.
Основное их отличие от остальных заповедников
- наличие на территориях, прилегающих
к заповеднику, биосферных полигонов,
где ведется ограниченное природопользование
(преимущественно традиционное для региона,
а также туризм и иные виды рекреационной
деятельности).
Почти все заповедники
(99 из 101) находятся в подчинении Департамента
особо охраняемых природных территорий
и объектов Министерства природных ресурсов
Российской Федерации. Заповедник, "Ильменский
Минералогический" находится в подчинении
УРО РАН, заповедник "Галичья Гора"
- в ведении Воронежского Государственнго
Университета Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации. Тем
не менее, эти 2 заповедника представляют
ряд отчетных материалов в вышеназванное
Управление.
Каждый из государственных
заповедников строит свою деятельность
в соответствии с индивидуальным "Положением
о заповеднике", отражающем особенности
функционирования и режима охраны территории
конкретного заповедника (например, регламентация
туризма на территории, выделение зон
ограниченного природопользования для
обеспечения функционирования кордонов
и др.). Так же в России на настоящий момент
действует 35 национальных парков в 36 субъектах
РФ общей площадью около 70000 кв.км.
1. Национальные парки
являются природоохранными, эколого-просветительскими
и научно-исследовательскими учреждениями,
территории (акватории) которых включают
в себя природные комплексы и объекты,
имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и которые предназначены
для использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных
целях и для регулируемого туризма.
2. Земля, воды, недра, растительный и животный
мир, находящиеся на территории национальных
парков, предоставляются в пользование
(владение) национальным паркам на правах,
предусмотренных фед.законами.
В классическом понимании
национальный парк имеет функциональное
зонирование территории. На территории
национального парка выделяются заповедное
ядро, по режиму соответствующее природному
заповеднику, рекреационную и буферную
зоны, в которых разрешается хозяйственная
деятельность различной интенсивности
(туризм и иные формы рекреации, традиционное
природопользование, щадящая сельскохозяйственная
и лесоустроительная деятельность). На
практике в ряде случаев роль заповедного
ядра играет прилегающий к национальному
парку природный заповедник (например,
Баргузинский заповедник, прилегающий
к Забайкальскому национальному парку).
В 2001 г. первый из российских
национальных паков - "Водлозерский"
получил статус биосферного резервата.
Необходимо отметить, что статус национального
парка ближе к международному пониманию
биосферного резервата, чем статус заповедника,
который "в чистом виде" может являться
только заповедным ядром биосферного
резервата, в котором по определению осуществляется
ограниченная хозяйственная деятельность
и должны присутствовать нарушенные экосистемы.
В 2002 г. биосферными резерватами стали
также национальные парки "Смоленское
поозерье" и "Угра", позже - еще
2 национальных парка.
Долгое время (до 2000 г.) национальные парки
находились в большинстве своем в подчинении
лесных ведомств и (или) регионов. В 2000
г. с упраздением федерального лесного
ведомства все национальные парки были
переподчинены Департаменту особо охраняемых
природных территорий и объектов Министерства
природных ресурсов Российской Федерации.
Благодаря этому формы деятельности и
отчетности национальных парков приняли
единые формы, хотя процесс формирования
единой программы деятельности национальных
парков находится в стадии становления.
Историко-культурные
объекты, поставленные на государственную
охрану в установленном порядке,
передаются в пользование национальным
паркам только по согласованию с государственным
органом охраны памятников истории
и культуры. В отдельных случаях в границах
парков могут находиться земельные участки
иных пользователей, а также собственников.
Национальные парки имеют исключительное
право приобретения указанных земель
за счет средств федерального бюджета
и иных не запрещенных законом источников.
Эти парки относятся исключительно к объектам
федеральной собственности. Здания, сооружения,
историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за национальными
парками на праве оперативного управления.
Конкретный парк функционирует на основании
положения, утверждаемого государственным
органом, в ведении которого он находится,
по согласованию со специально уполномоченным
на то государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды. Вокруг национального
парка создается охранная зона с ограниченным
режимом природопользования.
За рубежом
национальные парки являются наиболее
популярным видом ООПТ. В частности,
в США история создания некоторых
парков насчитывает более ста
лет.
В Российской
Федерации национальные парки стали создаваться
лишь с 1983 г. и явились новой для России
формой территориальной охраны природы.
Идея их создания
связана с совмещением широкого
спектра задач: охраной природного
и культурного наследия, организацией
туризма, поиском путей устойчивого развития
территории. Новая форма охраняемых территорий
позволяет сберечь как уникальные природные
комплексы, так и объекты историко-культурного
значения. В то же время национальные парки
предусматривают возможность посещения
их большим количеством людей, ознакомления
с природными и историко-культурными достопримечательностями,
отдыха в живописных ландшафтах.
Всего в Российской
Федерации к началу 1999 г. функционировали
34 национальных парка, суммарная официально
установленная площадь которых
составляла 6784,6 тыс. га, а к началу
2000 г. - 35 парков общей площадью 6956 тыс.
га.
Подавляющее
большинство национальных парков находится в Европейской
части Российской Федерации. Национальные
парки образованы на территории 13 республик
в составе Российской Федерации, 2 краев
и 20 областей. Большинство национальных
парков находилось в непосредственном
подчинении Федеральной службы лесного
хозяйства России и один - в ведении Правительства
Москвы.
В начале 1998 г.
в системе Рослесхоза был создан
новый национальный парк "Алания".
Кроме того, в ведение Рослесхоза
был передан Государственный
природно-исторический национальный парк "Переславский",
ранее находившийся в ведении Администрации
Ярославской области.
В середине 1999
г. было принято решение об образовании
национального парка "Алханай"
в ведении Федеральной службы
лесного хозяйства России на площади
почти 140 тыс. га.
В марте 2000 г. постановлением
Правительства Российской Федерации национальный
природный парк "Лосиный остров"
отнесен к особо охраняемой природной
территории федерального значения и переименован
в национальный парк "Лосиный остров" 10.
На территориях
национальных парков устанавливается
дифференцированный режим особой охраны
с учетом их природных, историко-культурных
и иных особенностей. Исходя из указанных
особенностей на территориях парков, можно
выделить функциональные различные зоны,
в том числе заповедные, с режимом, характерным
для природных заповедников. Вокруг парка
выделяется также охранная зона, где хозяйственная
деятельность должна согласовываться
с администрацией парка.
Основную
часть территории парков занимают земли,
которые предоставляются им для управления и осуществления
основной деятельности. Другие территории
входят в границы парков, как правило,
без изъятия их из хозяйственного использования.
Обычно именно на этих землях находятся
памятники культуры и истории, составляющие
единое целое с окружающими природными
комплексами.
B настоящее
время из всех национальных
парков в составе примерно 20 имеются
земельные участки других собственников,
владельцев и пользователей. Доля
таких земель в ряде парков
исключительно высока.