Особо охраняемые природные территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти.

Работа содержит 1 файл

курс от светы охраняемые природные территории.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Введение

В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной  формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных  территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

По мере освоения территорий, их хозяйственного освоения возникла проблема обеспечения сохранения хотя бы части первозданной природы, а также и сохранения отдельных рукотворных объектов, представляющих культурно-историческую ценность для культуры данной страны или общества или для всего человечества. Для этого в мире практически во всех государствах выделены определенные участки суши или водные пространства, объявленные охраняемыми территориями, где хозяйственная деятельность человека строго ограничена, либо прекращена вовсе, за исключением необходимой для поддержания развития растительного и животного мира или сохранения рукотворных объектов.

Туризм является важной составляющей  хозяйственной деятельности и в отдельных охраняемых территорий осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах. Деятельность в национальных парках и других резервациях и объектах, находящихся под охраной, может служить источником и средством самофинансирования и инструментом охраны природы. Однако чаще всего парки и территории находятся на бюджетном финансировании данной страны или международных организаций, особенно если находятся вне зоны действия национальной юрисдикции. Для этого осуществляется регулирование и планирование туризма, и соблюдение показателя пропускной способности территории или объекта.

Такие территории, полностью или частично изъятые  из хозяйственного использования, имеют  исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы особо охраняемых природных территорий, основу которой составляют государственные природные заповедники, и национальные парки. Основная задача заповедников состоит в  строжайшей охране этих эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех  изменений, которые вносит в природу человек. Целью заповедников является – оберегать все виды животных и растений, обитающих на Земле. Перед нашими заповедниками, природными парками и другими формами государственного природно-заповедного фонда стоят очень большие и разнообразные задачи. Важнейшая задача состоит в повышении интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатейших природных ресурсов для блага человека.

Природный туризм или экотуризм определяется ВТО  как туризм в относительно нетронутые хозяйственной деятельностью человека уголки природы. Цель и метод туризма – наблюдение, изучение растительного и животного мира, а также любых культурных ценностей, как древних, так и современных, которые находятся на этих территориях. Природный туризм отличается от других видов туризма слабым воздействием на природную среду и не нуждается в широко развитой инфраструктуре1. Диапазон методов экотуризма необычайно широк – от научного подхода в изучении природных явлений растительного и животного мира, например, в выходные дни, сочетая отдых и познание.

Глава I.

Особо охраняемые природные  территории

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся  к объектам общенационального достояния  и представляют собой участки  земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти.

 По  имеющимся  оценкам идущих международных организаций в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

- государственные -природные заповедники, в том числе биосферные Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 21 российский заповедник имеет международный статус биосферных резерватов, 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции, 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы.

Статус государственных  природных биосферных заповедников имеют государственные природные  заповедники, которые входят в международную  систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям  биосферных заповедников в целях  проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования  и внедрения методов рационального  природопользования, не разрушающих  окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный  режим особой охраны территории биосферного  полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники.

- национальные парки; Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На настоящее время в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах.  
- природные парки; Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

- памятники природы; Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей¦ участки живописных местностей;

- эталонные  участки нетронутой природы; 

-участки с  преобладанием культурного ландшафта;

- места произрастания  и обитания ценных, реликтовых, малочисленных,  редких и исчезающих видов  растений и животных;

- лесные массивы  и участки леса, особо ценные  по своим характеристикам, а  также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

- природные  объекты, играющие важную роль  в поддержании гидрологического  режима;

- уникальные  формы рельефа и связанные  с ним природные; 

- геологические  обнажения, имеющие особую научную  ценность;

- геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

- местонахождения  редких или особо ценных палеонтологических  объектов;

- участки  рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий,  небольшие реки с поймами, озера,  водохранилища и пруды; 

- природные  гидроминеральные комплексы, термальные  и минеральные водные источники,  месторождения лечебных грязей;

- береговые объекты;

- отдельные  объекты живой и неживой природы.

Памятники природы  могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости  от природоохранной, эстетической и  иной ценности охраняемых природных  комплексов и объектов2.

Государственный контроль за функционированием 18 памятников природы федерального значения, расположенных на землях лесного фонда, осуществляли органы Рослесхоза, а за функционированием остальных 10 памятников природы федерального значения - органы Госкомэкологии России.

- дендрологические парки и ботанические  сады; Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

- лечебно-оздоровительные местности и курорты. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает организацию на территориях национальных парков массовых спортивных мероприятий. И не надо быть ни опытным юристом, ни знатоком спорта, чтобы предположить, что  развитие именно горнолыжного спорта  сопряжено с  массовыми спортивными мероприятиями. Тем не менее, на наши национальные парки начинает наползать бум горнолыжного строительства.       

 В связи  с развитием горноклиматического  курорта «Красная Поляна» предусмотрена  официальная, строго легитимная  передача в аренду участков  Сочинского национального парка под объекты инфраструктуры горнолыжного спорта. Такой же вопрос прорабатывается по национальному парку «Зюраткуль» в Челябинской области, по национальному парку «Прибайкальский» в Иркутской области и по некоторым другим. И дело тут даже не в правовой казуистике - где проходит граница между созданием условий для отдыха граждан и проведением массовых спортивных мероприятий. Дело в идеологии и в изначальном предназначении национальных парков. Почему-то в великолепных  национальных парках в американских Скалистых горах  никому и в голову не пришло использовать их природные комплексы под строительство горнолыжной инфраструктуры.

 

    Но так как национальных парков в России все, же мало, а заповедников в 3 раза больше, эти же «горнолыжные» проблемы начинают затрагивать и  заповедники, где с правовой точки зрения (в отличие от национальных парков) данный вопрос не подлежит даже обсуждению. Это сегодня касается и уже приведенных в пример Кавказского и Южно-Уральского заповедников, и Тебердинского биосферного заповедника в Карачаево-Черкесии, и заповедника «Столбы» в Красноярском крае.

Первые две  группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для  охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к  ним участках земли и водного  пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут  иметь федеральное, региональное или  местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных  органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории