Особенности религиозного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение религиозного туризма, как объекта туристской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме;
2. Ознакомиться с религиозным туризмом в России и его особенностями;
3. Изучить сегментацию рынка религиозного туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3
1. Общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме ……….5
2. Религиозный туризм в России и особенности его организации …………...…...13
3. Сегментация рынка религиозного туризма ....…………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………...37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Наоборот, окружающие просили помолиться за них, поставить свечку, принести хотя бы песчинку со Святой земли. Иногда обществом собирали деньги и все необходимое для путешествия, передавали дар, купленный всей округой. В конце XIX в. социальный состав паломников был необычайно пестрым. Среди богомольцев встречались дворяне, представители духовенства, мещане, крестьяне, отставные солдаты [28,c. 437].

Паломническая традиция, имеющая в русской культуре тысячелетнюю историю существования, достигает своего расцвета в XIX в. В  этом немалую роль сыграло открытие в Иерусалиме Русской Духовной Миссии (1847г.) и создание Императорского Православного Палестинского Общества (1882), взявших на себя и улучшение быта паломников, и научное описание Святой Земли. Все изменилось в начале ХХ в. В 20-е гг. начались гонения на Православную Церковь, по степени жестокости не уступавшие первым векам христианства, и паломническая традиция надолго исчезла из официальной русской жизни. О поездках на Святую землю не могло быть и речи, они стали достоянием русского Зарубежья .

Православные  писатели первой волны эмиграции  А.Ладинский, В.А.Никифоров-Волгин, Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев, как никто ощущали  свое одиночество в окружающем мире, чувствовали себя «странными» в  тех местах, куда забросила их судьба. Мысленное обращение к родной земле осознавалось ими как некое паломничество длиною в жизнь. «Святая Русь» жила в их душе, отзывалась болью в доходивших известиях о непрестанных мучениях и лишениях, которые претерпевал оставшийся «дома» русский народ. Все они, и эмигранты, и представители метрополии, прошли скорбным путем утрат. Россия, попираемая, оскверняемая большевиками, была ими достижима в духовной реальности мысленного богомолья. Радостная и мучительная встреча с родиной приобретает в их произведениях форму покаянного и благоговейного поклонения святыне.

Несмотря на невиданный террор, развязанный против Русской Православной Церкви в советские  годы, паломническая традиция продолжала жить, принимая скрытые формы, и в  тяжелейших условиях переживалась русским  народом как исповедничество, подвиг стояния в вере. Первый удар приняли на себя православные монастыри, затем - храмы. К концу 30-х годов большинство православных святынь было осквернено и разрушено. Во время второй мировой войны и в 50-е гг. ситуация ненадолго изменилась. Хрущевская «оттепель» для Православия оказалась не менее тяжелой, чем «безбожная пятилетка». Именно тогда большинство земельных участков в Палестине было продано за бесценок. В конце 60-х гг. почитание святых мест по-прежнему сохраняло значение в жизни христиан, особенно деревенских жителей. На протяжении 70 лет Советская власть вела непримиримую борьбу с паломничеством - засыпали и загрязняли святые источники, разрушали часовни, насильственно разгоняли паломников [12,c. 227].

Во время  больших церковных праздников на пути к монастырям, церквям ставились кордоны милиции. Сам по себе красноречив материал, свидетельствующий о бесчинствах в отношении паломничества и паломников, творимых властью в Новгородской области в 60-80-е гг.: святые источники засыпают, почитаемые могилы сносят тракторами, святые колодцы заваливают или бетонируют, на их месте устраивают автостоянки, бензоколонки, берега святых рек превращают в свалки строительного мусора или склады [13,c. 28].

В праздничные  дни, когда число паломников возрастало, власти резко ограничивали автобусное движение, на дорогах усиливали инспекторский контроль. Эти дни объявлялись то «днями заготовки корма для личного скота», то «ударным декадником по завершению уборки картофеля» и т.п. Но паломников остановить не удавалось. Их настроение прекрасно передают воспоминания паломников, посещавших в 50-е годы Глинскую пустынь: «В Глинской пустыни не было ничего внешне значимого и привлекательного. Бедность, даже убожество во всем. И, конечно, не это привлекало толпы паломников со всей России. Было только одно: была жизнь и эта жизнь была светом для многих. Свет этой жизни будил в душах новое сознание, желание очиститься, что-то изменить в себе к лучшему» [4,c. 145].

Особый интерес  представляет возрождение паломнической традиции в последнее десятилетие ХХ и в начале ХXI века. Стремление к обретению святынь, восстановление храмов и монастырей, организация паломнических поездок внутри страны и за рубеж свидетельствуют о неиссякаемости православной веры в среде русских людей. Богомолье является одним из действенных способов воцерковления людей. Выходит в свет множество паломнических описаний прошлого и настоящего времени, путеводителей по святым местам, энциклопедий по монастырям и храмам. [21,c. 36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • В данной курсовой работе мы рассмотрели:  общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме; религиозный туризм в России и сегментацию рынка религиозного туризма, а также  его особенности организации. Подводя итог всему выше сказанному можно прийти к следующим выводам.

  • Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным.

  • Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей.

  • В нашей стране религиозный туризм в настоящее время недостаточно развит. Сохранившиеся до наших дней культовые постройки могут служить важными объектами религиозного туризма и паломничества в современной России. Среди них есть памятники различных эпох, начиная с XII - XIII вв. и кончая XIX в., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с историей и культурой Российской империи.

  • Целесообразно выделить из них наиболее значимые объекты посещения религиозного туризма и основные места паломничества. В большей своей части они совпадают, и их можно включать в маршруты, как религиозного туризма, так и паломничества (либо совмещенных групп). Несовпадающие объекты характеризуются тем, что не отвечают цели поездки или туристов, или паломников.

  • Центральными устремлениями при совершении паломничества можно назвать:

  • - совершение религиозного обряда или участие в таковом;

  • - поклонение святому месту, храму, мощам;

  • - духовное совершенствование;

  • - получение благодати, исцеления духовного и физического, совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

  • - достижение политических и иных целей обретения прав на определенное лидерство или положение в религиозной общине или секте.

  • Основными потребителями этого туристического продукта являются верующие люди, а также туристы, интересующиеся историей православия. В турфирмах отмечают, что в последнее время религиозным туризмом заинтересовалось молодежь. Все больший спрос на краткосрочные программы у школьников, студентов лицеев и колледжей, не говоря уже об учащихся православных гимназий и воскресных школ.

  • Существуют различные варианты паломнических поездок. Наибольшим спросом пользуются одно - и двухдневные автобусные туры продолжительностью от 8 до 36 часов. Такие программы недороги и дают возможность посетить несколько находящихся недалеко друг от друга монастырей, поучаствовать в богослужении, а также осмотреть достопримечательности посещаемых мест за достаточно короткое время.

  • Многодневные туры незначительно отличаются от обычных туристских поездок. Одной из главных специфических характеристик этого турпродукта является участие туристов в богослужении. Причем наряду с участием в общих праздничных службах специально для группы может быть заказан молебен в том или ином святом месте. Кроме того, при проведении поездки учитывается уровень духовных знаний и особенности интересов членов группы. Соответственно, обычный текст экскурсии дополняется более подробными сведениями о местных святынях, празднике или святом, память которого чтится в этот день. Наконец, при обслуживании большое значение имеет организация питания, так как необходимо учитывать ограничения, накладываемые церковным календарем. Договариваясь с монастырем о приеме группы, турфирмы оговаривают возможности организации питания. Наконец, отличительной чертой многодневного тура является проживание туристов в монастырских гостиницах.

  • При организации маршрутов религиозного туризма необходимо соблюдать следующие правила. Нецелесообразно включать в маршруты религиозного туризма объекты посещения, которые не представляют историко-культурного интереса и имеют малое число объектов показа. В маршруты паломнических групп нельзя включать недействующие монастыри и церкви (даже если они включены в списки ЮНЕСКО), которые не имеют святынь (источника благодати). Одна только историко-культурная ценность таких объектов не может стать целью паломнической поездки. Такие объекты посещения включаются только в маршруты религиозного туризма.

  • Объекты посещения являются также неоднородными по своей историко-культурной ценности и культовой значимости. При составлении маршрутов религиозного туризма необходимо учитывать цель поездки туристов или паломников и, по возможности, формировать однородные группы. Акцент в подготовке экскурсовода и текстов экскурсии также определяется целью поездки. Сопровождающему паломнические группы экскурсоводу желательно иметь дополнительную подготовку, знать тексты молитв, жития святых, даты церковных праздников и литургику.

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список  использованной  литературы

     

    1. Абрамович, Д.И. Киево-Печерский Патерик [Текст]/ Д.И. Абрамович - Киев, 1991. 278 с.
    2. Алексеева, Н.В. Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII - XIX вв. [Текст]/ Н.В. Алексеева - Вологда, 1998. 232 с.
    3. Брянчанинов, Игнатий Свт. Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Слово о человеке [Текст]/  И. Брянчанинов. Богословские труды, сб. 29. М., 1998.
    4. Глинская мозаика: Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942 - 1961) [Текст]/ - М., 1997. 145 с.
    5. Громыко, М.М. Мир русской деревни. [Текст]/ М.М. Громыко - М., 1991. 269 с.
    6. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского [Текст]/ М.,1997. Том 1.
    7. Интервью губернатора Калужской области А.Д. Артамонова журналу «Отдых в России» [Текст]/ - Калуга, 2006.
    8. Ладинский, А. Путешествие в Палествину [Текст]/ А. Ладинский - София, 1937.
    9. Нечипоренко, В. Особенности маркетинговых исследований в туризме [Текст]/ В. Ничипоренко, Журнал - Маркетинг Про, 2002. №3.
    10. Никифоров-Волгин, В.А. Алтарь затворенный [Текст]/ В.А. Никифоров-Волгин М., СПб., 1998. 430 с.
    11. Никифоров-Волгин, В.А. Заутреня святителей [Текст]/ В.А. Никифоров-Волгин,  М., 1998. 526 c.
    12. Носова, Г.А. Бытовое православие (на материалах Владимирской области) [Текст]/ Г.А. Носова - М., 1969.
    13. Орехов Дм. Святые источники России. [Текст]/ СПб., 1999.
    14. Паломничество во Святую Землю: 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме [Текст]/ М., 1997. 323 с.
    15. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 2. [Текст]/ СПб, 1896.
    16. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 3. [Текст]/  СПб, 1897. 
    17. Поплавская, Х.В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь в Рязанском крае XIX - XX вв. [Текст]/ Х.В. Поплавская - Рязань , 1998.
    18. Православные обители России Путеводитель [Текст]/ М., 1999.
    19. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. [Текст]/ СПб., 1910. Репринтное издание СПб., 1994. 695 с.
    20. Преподобне отче Серафиме Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч.2. 1903 - 1927 гг. [Текст]/ 207 с.
    21. Просвирнин, А. свящ. Афон и Русская Церковь: Библиография // Богословские труды, сб. 15. [Текст]/ А. Просвирнин М., 1975.
    22. Путеводители по святым местам [Текст]/.
    23. Россия и Святая Земля: русское присутствие в Палестине: Страницы истории.[Текст]/ М., 1999.
    24. Русский монастырь на Святой Земле. [Текст]/ Журнал Московской Патриархии. - №1, 2000.
    25. Самсонова, Т. Соловецкий монастырь на рубеже XIX - XX вв. [Текст]/ Т. Самсонова. Церковно-исторический вестник. - №1, 1998.
    26. Сидоров, А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. [Текст]/ А.И. Сидоров - М., 1998. 528 с.
    27. Соловьев, М.П. Святая земля и Императорское Православное Палестинское общество. [Текст]/ М.П. Соловьев СПб., 1891.
    28. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. [Текст]/ СПб., 1907. Т. 18.
    29. Хоскинг, А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. [Текст]/ А. Хоскинг - М. 1993. 212 с.
    30. Художественная проза Киевской Руси XI - XIII веков [Текст]/ Под ред. И.П.Еремина и Д.С.Лихачева. М., 1957. 372 с.
    31. Электронный обмен коммерческими и финансовыми данными, технологии электронных коммуникаций. Т.15.[Текст]/ - М., 1992.
    32. Яблоков, А.А. Религиоведение. [Текст]/ А.А. Яблоков - М., 2006.

    Информация о работе Особенности религиозного туризма в России