Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение религиозного туризма, как объекта туристской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме;
2. Ознакомиться с религиозным туризмом в России и его особенностями;
3. Изучить сегментацию рынка религиозного туризма.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….3
1. Общие подходы маркетинговых исследований в религиозном туризме ……….5
2. Религиозный туризм в России и особенности его организации …………...…...13
3. Сегментация рынка религиозного туризма ....…………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………...37
Программа тура – расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это: изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура; расчет стоимости и установление цены тура; продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке [9,c.59].
На первом этапе
происходит создание концепции тура,
изучение основных тенденций в паломническом
туризме и экскурсионном
После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены [9,c.60].
Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации – арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное – служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы [9,c.60].
Продвижение турпродукта на туристском рынке – система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как производителям, так и покупателям. Это относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков [9,c.33].
Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. Турист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. Посредники владеют информацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить самостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара [9,c.33].
В религиозном
туризме экскурсионно-
Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут – определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие маршрута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на маршруте [9,c.61].
В религиозном
туризме очень важна концепция
рекламы. Посещение тех или иных
религиозных центров, святых мест сопряжено
с глубокими
Для развития религиозного
туризма экскурсионно-
Учитывая духовно-
Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников [9,c.64].
Еще одной важной
составляющей паломнических программ
является благотворительная
Организаторы
паломнических туров должны учитывать
специфику подобных поездок и
соответствующим образом
Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов [9,c.67].
По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Израиля) [32,c. 26].
Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные. «Ближние», например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.) [32,c. 26].
Весьма популярны у паломников 2-3-дневные поездки в монастыри: в первую очередь в Оптину пустынь, к мощам Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь, в Нилову пустынь на озере Селигер, в Псково-Печорский монастырь.
Поездки в монастыри Болгарии (Рильский, Роженский монастыри) носят по преимуществу индивидуальный характер. На болгарском направлении, это связано с тем, что группу на 9-дневную поездку по Болгарии можно собрать лишь в канун пасхальных празднеств [32,c. 27].
Стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю - привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников - люди пожилого и среднего возраста. Реже - молодежь и дети [9,c.70].
Нужно сказать, что паломничество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жизни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику организации туризма. [9,c.71].
3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
В истории тысячелетнего
существования паломничества
Богатый культурно-исторический материал, накопленный в процессе изучения паломнической традиции, требует систематизации. Современная историческая наука разработала типологию паломнических поездок на основании сведений XIX-ХХ вв.. [17,c. 21].
Объектом изучения этнографов является дальность расстояния, которое преодолевают богомольцы. Паломничества совершаются 1) вблизи места проживания паломника; 2) в пределах одной епархии, но не рядом с местом проживания паломника; 3) в пределах России (общерусские св.места), порой удаленные от места проживания паломника и 4) за пределами России (заграничные паломничества). Вторым предметом исследования оказывается объект посещения: св.источники, чудотворные иконы, мощи святых, подвижники благочестия (старцы и старицы), могилы подвижников. Конечно, устоялись основные паломнические маршруты и выработалась определенная временная практика (в какое время года совершали паломничество, как долго находились в путешествии). [5,c. 118].
Перед отправкой на богомолье заранее обговаривали эти расходы в семье. Собирали попутчиков из числа родственников, соседей. Назначали день отправления, приуроченный к какому-нибудь празднику или другому событию. Отправлялись, как правило, группами по 10-15 человек, брали с собой опытного вожатого, уже ходившего по данному маршруту. Запасались хлебом, сахаром, чаем, но самое главное - сухарями. Существовали определенные нормы поведения в пути: «В дороге стараются не вести пустых разговоров, не думать о домашних делах, не злослословить, а держать себя в религиозном настроении. По дороге хлеба на пропитание не просят, более состоятельные делятся с неимущими» [5,c. 118].
Паломничества, конечно, совершались в течение всего года, но чаще всего были приурочены к престольным праздникам, дням памяти многочисленных Святых угодников, а также зависели от времени года. Например, крестьяне Каргополья в дальние монастыри - Соловецкий и Александро-Свирский - обычно ходили весной, а в расположенные близко - несколько раз в год. [5,c. 117].
Численность богомольцев в документах часто передается словами «толпы», «поток». Посещение Святой земли русскими уже в XI-XII вв. стало принимать такие масштабы, что Православная Церковь должна была останавливать не в меру ретивых богомольцев. Говоря о паломнических маршрутах на территории России, можно отметить интересное наблюдение Г.Р.Державина о массовом движении богомольцев в Соловецкий монастырь в 80-е годы XVIII века. [5,c. 117].
Соловецкая обитель активно посещалась и в последующие века: «Число посещавших Соловки богомольцев равнялось примерно 20 тысячам в год (в 1912 г. - 22 тысячи). [25,c. 126].
ХХ век начинался прославлением преподобного Серафима Саровского (1903). По мнению Сщмч. Серафима (Чичагова), участвовавшего в организации этого празднования, в Сарове собралось не менее 300 тысяч паломников. Обитель не могла вместить и сотой доли их, поэтому в окрестностях было выстроено 6 четырехэтажных деревянных корпусов для духовенства, иночествующих и господ. Оставшиеся расположились «на всех свободных от леса участках вокруг монастыря» [20,c. 207].
Небывалой паломническая активность отмечена в XIX в. «Ежегодно к Святым местам стекалось 10-12 тысяч богомольцев, причем из них 7 тысяч приходилось на женщин, большинство из которых составляли женщины средних лет, от 35-40 до 50 лет [27,c. 32].
Паломническая традиция, без преувеличения, захватывала все сословия русского общества. Широко известны паломнические поездки русских царей, императоров и императриц (Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра II, Царя-Мученика Николая II и Царицы-Мученицы Александры Федоровны). В старину паломничество порой было опасным для жизни, но и это не останавливало богомольцев. Такое духовное горение засвидетельствовано в бытовых документах, рассказывающих, насколько естественным оно было, например, для крестьянского мира. Община, как правило, очень неохотно отпускавшая полноценных работников из села (деревни), считалась с желанием богомольцев посетить святые места и не препятствовала им [5,c. 111].
Информация о работе Особенности религиозного туризма в России