Особенности развития познавательного туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование особенностей развития культурно-познавательного туризма в РБ.

Задачи:

- раскрыть сущность культурно-познавательного туризма;

- выявить ресурсный потенциал культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;

- изучить проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

- исследовать развитие культурно-этнографического туризма в Гомельской области.

Работа содержит 1 файл

Я.Курсовая Особенности развития познавательного туризма в РБ.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

      — развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское обслуживание туристов;

      развитие  с учетом потребностей туристов коммунального  хозяйства города, общественного  пассажирского транспорта, систем инженерно-технического обеспечения, телекоммуникаций;

      приспособление  мест массовых посещений к потребностям пожилых людей и инвалидов;

      — развитие объектов туристской инфраструктуры, включая места проживания (гостиницы, апартаменты, квартиры для туристов), питания (рестораны, кафе, пункты быстрого питания), обслуживания (справочно-информационное, торговля сувенирами, бытовые услуги и др.), развлечений (театры, киноконцертные залы, казино и др.), транспортное обеспечение(транспортные средства, автостоянки, прокат автомобилей  и др.)[10;26].

    Одной из важных проблем для развития познавательного  туризма является то, что Беларусь, расположенная на пересечении трансъевропейских  транспортно-коммуникационных коридоров  Запад - Восток и Север - Юг, нуждается  в улучшении инфраструктуры.

    Автомобильный транспорт. Самой современной автомагистралью  Беларуси является дорога Брест-Минск-Москва. Однако и она имеет минимально необходимое обустройство и нуждается в развитии туристской инфраструктуры. Техническое состояние и обустройство других автодорог Беларуси, связывающих зоны туризма между собой, с соседними странами, ниже современных международных стандартов. Они нуждаются в реконструкции и модернизации, развитии придорожного сервиса и туристской инфраструктуры.

    При оценке возможностей и целесообразности использования транспортных коммуникаций для развития культурно-познавательного  туризма важны не только их технические  характеристики и уровень развитости объектов обслуживания туристов, но и  наличие объектов туристской притягательности вблизи дорог.

    Наибольшей  привлекательностью для туризма  обладают автодороги, вдоль которых  расположено большое количество ценных историко-культурных и природных  объектов и территорий:

    — Гродно-Слоним-Кобрин-Малорита; Брест-Минск-Орша;

    — Верхнедвинск-Полоцк-Витебск;

    — Гродно-Лида-Минск;

    — Шклов-Могилев-Корма;

    — Кобрин-Пинск-Житковичи;

    — Минск-Молодечно-Ошмяны[10;26].

    Речной  транспорт не получил большого распространения  в системе туризма Беларуси. Это  связано с относительно небольшой  протяженностью рек, имеющих глубины, позволяющие использовать комфортабельные  теплоходы с широким набором  услуг. В то же время в Беларуси большое количество озер, малых и  средних рек, расположенных в  районах с богатыми природными и  историко-культурными туристскими  ресурсами. Здесь важна организация  туристских маршрутов река-берег  и организация экскурсионно-прогулочных  водных маршрутов. 
 
 
 
 

    Глава 2. Культурно-этнографический туризм в Гомельской области

    2.1 Сущность этнографического  туризма

    Одним из перспективных направлений культурно-познавательного туризма является этнический или ностальгический туризм. Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Другими словами этнический туризм выступает формой историко-культурного наследия региона. Необходимо сказать, что его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их[2;26].

    Этнический  туризм может быть представлен двумя  основными видами[3;26]. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов.

    Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного  быта. Особый интерес вызывают этнографические  музеи под открытым небом, в которых  содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может  своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его  деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить  причастность к культуре своего и  других народов.

    Итак, благодаря этническому туризму  человек получает возможность увидеть  традиционные жилищные и хозяйственные  постройки, местных жителей в  национальной одежде, а также принять  участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров  предметы традиционного быта.

    Говоря  о ностальгических турах, можно  выделить один из подвидов такого туризма, как посещение родственников и друзей (relative & visitors tour). Но данный вид туризма, подходит не для всех людей, большинство, это те, кто имеет кровные связи с землями, на которые едут.

    Белорусский этнографический туризм приобретает  все большую популярность. Специалисты  выделяют на территории Беларуси около 100 центров традиционных народных ремесел  и декоративно-прикладного искусства[20;26]. Наиболее известные этнографические центры:

    —  этнографический комплекс Могилев (экскурсии проходят по комплексу  «Белорусская деревня XIXв.». Здесь можно узнать о прошлом белорусского Приднепровья, познакомиться с народными промыслами, обычаями и приметами; посетить мастерские гончара, ткача, плотника, кузнеца, пекаря, понаблюдать за работой мастеров, отведать национальные блюда в корчме);

    —  музейно-этнографический комплекс «Дудутки» (расположен в 40 км от Минска. Единственный в Беларуси музей материальной культуры под открытым небом с  действующими народными промыслами. Экскурсия в музее предусматривает  посещение гончарной мастерской, кузницы, хлебопекарни, единственной на территории РБ ветряной мельницы и  др.);

    —  этнографический музей в Заславле (Минский район. В настоящее время  посещение музея в Заславле включено во многие туристические программы).

    Также, в соответствии с историческими, этнокультурными и лингвистическими критериями на территории РБ выделяется шесть историко-этнографических  регионов:

    —  Северный (Поозерье) – территория Витебской  области(кроме Дубровенского, Толочинского и Оршанского районов), а также  часть северных районов Минской  области;

    —  Восточный (Поднепровье) – Дубровенский, Оршанский и Толочинский районы Витебской области, основная часть  Могилевской области (без Глусского, Бобруйского и Осиповичского  районов) и восточная (до Днепра) часть  Гомельской области;

    —  Центральный – территория в центре республики. В основном это Минская  область, три района (Глусский, Бобруский  и Осиповичский) Могилевской области и Барановичский и Ляховичский районы Брестской области;

    —  Северо-Западный (Понеманье) – в  основном территория Гродненской области;

    —  Восточное Полесье – остальная  часть Гомельской области, западная окраина Брестской области и  юго-западная окраина Минской области;

    Западное  Полесье – основная часть Брестской  области (без Барановичского и Ляховичского районов)[21;26].

    Границы историко-этнографических ареалов  близко соотносятся с границами  основных диалектов белорусского языка.

    2.2 Культурно-этнографический  туризм в Гомельской  области

    Одна  из самых интересных культурно-этнографических  областей – Гомельская. Как указано  выше, Гомельская область относится  к двум историко-этнографическим  регионам: к Восточному (Поднепровью) и к Восточному Полесью.

    Особенности Восточного (Поднепровья) и Восточного Полесья:

    —  именно Поднепровье является своеобразным заповедником такого красивого и  древнего вида танцевального искусства, как хоровод. Здесь бытовали различные  типы хороводов: хороводы весенне-летней и зимней приуроченности; хороводы разных функций (обрядовые и игровые), разных рисунков (круговые, ленточные, \"стенка на стенку\" и др.), разных исполнительских стилей (медленные, подвижные, плясовые);

    —  широко распространенным занятием жителей  Поднепровья было пчеловодство. Наибольшее развитие это занятие получило в Гомельском и Рогачевском уездах. Пчеловодством занимались не только крестьяне, но также шляхта и однодворцы;

    —  наряду с земледелием и животноводством  большую роль в хозяйственном  комплексе полещуков (коренные жители Восточного Полесья) играли собирательство, рыболовство, пчеловодства, домашние ремесла, лесные промыслы;

    —  особый интерес представляет исследование взаимодействия старообрядческой культуры Восточного Полесья (Ветка-Стародуб) с  культурой автохтонного населения;

    —  чрезвычайным разнообразием композиционных приемов, богатством декоративного  украшения жилого дома характеризуется  зодчество Восточного Полесья. Старинная  плотничная декорация, в основе которой  художественное осмысление роли конструктивных элементов, соединялась с новыми приемами пропильной резьбы. Только здесь  известны дома с шатровой крышей[21;26].

    Особый  интерес для культурно-этнографического туризма Гомельской области представляет деревня Погост Житковичского района. Здесь 7 мая 2011 года с успехом прошел уникальный обряд «Юраўскi карагод», который в 2004 году получил статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси. Исполнителем и хранителем обряда является фольклорно-этнографический  коллектив «Междуречье». Именно «Юраўскi карагод» включен в семь пилотных программ, поддержанных проектом «Туризм  в рамках местных сообществ как  средство сохранения, формирования партнерства  и развития сельских территорий», в  рамках которого планируется сформировать уникальный туристический продукт  на основе духовного наследия Беларуси[16;26].

    Нередко, говоря о развитии локальных экологических  и этнографических маршрутов, специалисты  подчеркивают, что главной их ценностью  являются редкие памятники и достопримечательности. Посетив Ветку – центр староверов, убеждаешься в этом высказывании. Экспозиция этнографического музея  уникальна (иконы староверов, рукописные книги и тканые рушники). И только в Ветке можно услышать, что  ткацкий станок с деревянными "ногами" - это конь, на котором ткачиха  виртуально путешествует во времени  и пространстве (еще недавно в  деревнях говорили: "майстрыха, калі тчэ, можа бачыць мёртвых"), а нити от станка подвязываются к потолку, поскольку всякое ремесло дано человеку свыше. Ветка была богата резчиками, чеканщиками, здесь выделывали кожи, вили веревки и канаты, ковали якоря, строили баржи и вели торговлю. К тому же Ветка была хранительницей древней книжной культуры, здесь  на протяжении почти двух с половиной столетий создавались свои рукописные книги, писались иконы. Старое, устоявшееся переплеталось с новым, приходящим. Кстати, в Ветковском районе музейные работники все еще находят уникальные рукописные, которые  уцелели после войн, революций, десятилетий борьбы с церковью, когда старые книги сжигали вместе с церковной утварью.

    Несомненный интерес у посетителей Ветковского  музея вызывают работы народных мастеров – умельцев. Наиболее полно представлено в музее неглюбское ткачество. Ткут на Ветковщине в д. Неглюбка, где  традиции ткачества по-прежнему живы, волшебные рушники. Вытканы на неглюбских рушниках древние славянские письмена, знаки. Неглюбский рушник - это явление  в народной культуре Ветковского  края. На протяжении 70-90-х годов 20в. в  музее собирались неглюбские узоры  со специальными местными названиями «медведи», «медвежьи лапы», «волчьи  глаза», «ливни» и т. д. Неглюбка известна далеко за пределами Белоруссии благодаря  знаменитым рушникам, которые экспонировались  на выставках художественных изделий  в Англии, Бельгии, Франции, США, Канаде, Германии, Японии[16;26].

    Бережно хранят в Ветковском районе и древние  обряды. Одним из примеров подобного  рода является обряд "похороны стрелы" в деревне Столбун[16;26].

    Еще одним этнографическим центром  является город Чечерск. В Чечерской  ратуше размещается историко-этнографический  музей. Среди его экспонатов археологические  находки из Бердыжской палеолитической  стоянки и Замковой горы города Чечерска, коллекция монет, иконы ХVIII-ХIХ веков, предметы этнографии[16;26].

Информация о работе Особенности развития познавательного туризма в РБ