Особенности проаедения экскурсий для различных категорий экскурсантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы было изучить методы и особенности ведения экскурсий для разных групп экскурсантов.
Для достижения поставленной цели я изучила классификацию экскурсий в целом,методы ведения экскурсий и особенности ведения экскурсий для разных групп туристов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Классификации экскурсионных групп……………………………………4
2.Особенности проведения экскурсий для различных групп……………..7
2.1.Экскурсии для сельского населения………………………………….10
2.2. Экскурсии для приезжих (в гостиницы, мотели)……………………10
2.3. Экскурсии для отдыхающих в санатории……………………………10
2.4. Экскурсии для молодёжи……………………………………………...11
2.5.Экскурсии для детей……………………………………………………11
2.6.Пешеходные экскурсии…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Курсач черновик.docx

— 27.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА 
 
 

Кафедра Туризма и гостеприимства 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине:Организация  экскурсионного дела

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ  ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ  КАТЕГОРИЙ ЭКСКУРСАНТОВ 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила ст.гр.БТД-3

                                                                 Курбангулова А.

ПроверилаРамазанова Л.А. 
 
 
 

Уфа-2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Классификации  экскурсионных групп……………………………………4

2.Особенности  проведения экскурсий для различных  групп……………..7

   2.1.Экскурсии для сельского населения………………………………….10

   2.2. Экскурсии для приезжих (в гостиницы, мотели)……………………10

   2.3. Экскурсии для отдыхающих в  санатории……………………………10

   2.4. Экскурсии для молодёжи……………………………………………...11

   2.5.Экскурсии для детей……………………………………………………11

   2.6.Пешеходные экскурсии…………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………13

Список  литературы……………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это  слово проникло в XIXв. и первоначально  означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее  произошло видоизменение этого  слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия).

 Классификация  представляет собой распределение  предметов, явлений, понятий по  классам, отделам, разрядам в  зависимости от их общих признаков.

 Вопрос  о классификации экскурсий всегда  находился в центре внимания  экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов.  Первые попытки решения этой  проблемы относятся к концу  20-х годов. Ученый-экскурсионист  В.А. Герд говорил о своем  варианте классификаций форм  экскурсий на группы и подгруппы  и выделение тех основных черт, которые определяют характер  ведения экскурсий, т.е. помогают  руководителю ориентироваться во  всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно-неясные  экскурсии. 

Особенности восприятия экскурсионного материала  каждой из указанных групп требуют  внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику  их проведения, а также в их продолжительность.

Целью моей курсовой работы было изучить  методы и особенности ведения  экскурсий для разных групп экскурсантов.

Для достижения поставленной цели я изучила классификацию  экскурсий в целом,методы ведения  экскурсий и особенности ведения  экскурсий для разных групп туристов. 
 
 
 
 

1.Классификация  экскурсионных групп

В настоящее  время экскурсионные работники  имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов. Рассмотрим каждую из них.

Первый  вид классификации. Её сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых данным экскурсионным учреждением, делятся на определенные группы не по профессиональному признаку, образованию или возрасту, а в зависимости от отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой экскурсии, как форму отдыха. Этот вид классификации охватывает три основные вида экскурсантов.

Первая. В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, искусстве, архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники экскурсий. В эту группу входят люди самые различные по уровню дохода, образованию, возрасту. Но все они сходны в одном, в своем желании получать здания и их привлекают любые темы экскурсии.

Вторая  категория. Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, как тип «уточните мою точку зрения». Таких экскурсантов в отличие от первой группы интересуют не экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения экскурсионной тематики.

Третья  категория. К ней относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать. Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами показа, становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии.

Второй  вид классификации. Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам.

Первый  признак - разделения экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по методике изложения материала, по содержанию.

Второй  признак - род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу классификации экскурсий ведет к созданию отдельных групп для людей разных профессий, рабочих, учителей и врачей, среднего класса, чиновников, и др. Для проведения экскурсий для подобных групп учитываются профессиональные интересы каждой из групп.

Классификации по этому признаку оказывают существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии  для различных групп вносятся определенные изменения. Изменяется так  же методика их проведения, если данная тема раскрывается раздельно для  групп взрослых и детей.

Классификация этого вида требует серьезной  специализации экскурсоводов.

Третий  вид классификации. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их образовательной подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию экскурсии, служит основной для изложения материалов различной степени сложности.

Главное отличие экскурсий для различных  аудиторий такой классификации  экскурсантов - это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. Примером может служить проведение экскурсий на одну и ту же архитектурную  тему для различных групп. Здесь  можно выделить восемь групп, отличающихся уровнем подготовки: школьники 5-6 классов, старшеклассники, рабочие, студенты гуманитарного  вуза, инженеры, педагоги, студенты архитектурного вуза, архитекторы. Для всех групп  проводится одна тема - «Архитектура нашего города». Хотя в этом случае рассказ  на экскурсии идет об объектов показа одних и тех же для каждой из групп, экскурсия должна проводиться  по-другому. По мере возрастания знаний у аудитории возрастает сложность  самой экскурсии, иным становится показ  экскурсионных объектов - памятников истории и культуры, иначе анализируются  отдельные детали, углубляется излагаемый материал.

Экскурсоводы  должны учитывать, что школьник будет  чувствовать себя неуютно на той  же экскурсии, если она проводится для  педагогов, равно как врач или  нефтяник на экскурсии для практикующих архитекторов.

Несколько вариантов экскурсий может быть создано в зависимости от уровня подготовленности аудитории для  историко-революционных, военно-исторических, природоведческих и других тем. По-разному, например, будет раскрываться тема литературной экскурсии «Лермонтов на Кавказе» для школьников и преподавателей литературы. Также будут иметь  свои особенности тексты и методические разработки экскурсии на автомобильный  завод для обычной группы и  для специализированной группы рабочих-машиностроителей. 
 
 
 
 

2.Особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех  участников экскурсий можно подразделить на:

участвующих в обычных экскурсиях, которые  помогают им расширить кругозор. Среди  этой части экскурсантов, составляющих в настоящее время большинство  обслуживаемых экскурсионными учреждениями и музеями, создаются раздельные группы из молодежи, детей, городских  и сельских жителей, отдыхающих в  здравницах, на туристических базах, в кемпингах, гостиницах, путешествующих по туристическим маршрутам. Комплектование таких групп производится с учетом желания самих участников, носит  добровольный характер;

участвующих в учебных экскурсиях, являющихся неотъемлемой частью учебно-воспитательного  процесса. Эти экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным  планом. Учебные экскурсии проводятся для слушателей экономических и  других семинаров, участников народного  творчества, самодеятельности, школ, вузов.

По составу  участников:

-Индивидуальные

-Групповые

-Местное население

-Приезжие туристы

-Школьники

 -Взрослые

-Городские жители

-Сельские жители

По данному  основанию возможно построение и  иных классификаций. Например, различают  экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики. Различают  также экскурсии для однородных групп (обычно их называют заказными) и  для групп из одиночек. Под однородной группой понимается группа туристов, состоящая из людей одной профессии, или работающих на одном предприятии (учащихся одного заведения) или знакомых друг с другом (отдыхающие одного пансионата, турбазы, санатория), или живущих в одном микрорайоне и т.д. С другой стороны им противопоставлены экскурсии для так называемых одиночек - точнее для групп, сформированных из незнакомой друг другу разнородной публики.

Данного рода классификации несут в себе глубокий практический смысл, поскольку  требуют различного в методическом отношении подхода. Проблема неоднородности туристов и выделения особо детерминированного контингента непосредственно связана  с отраслью экскурсоведения, занимающейся психологией общения и работы с группой. В качестве особого  контингента, требующего некоторых  специальных приемов и методов  работы (в т.ч. и в организационно-техническом  отношении) можно указать группы религиозных паломников; детей младшего возраста; инвалидов; престарелых (экскурсии  в системе социального обеспечения  и объединений ветеранов); «трудных»  подростков и т.д. Хотя даже в пределах одного устойчивого типа в практике экскурсовода редко бывают, условно  говоря, одинаковые группы (это возможно, если только он регулярно работает с одним и тем же устойчивым коллективом), поэтому даже опытному экскурсоводу всякий раз приходится «вживаться» в новую группу и  учитывать ее конкретные особенности. Одна и та же тема может даже звучать  при этом по-разному. Здесь также  проявляется творческий потенциал  экскурсовода и любовь к своему делу. В связи с этим можно привести в пример случай из давней практики Московского городского бюро экскурсий, когда городские экскурсоводы, водившие обширную тематику по Москве и другим городам, спросили человека, работавшего  исключительно на обзорной экскурсии  по московскому Кремлю, не надоедает  ли ему такое однообразие. Тот  ответил: «Нисколько - тема-то одна, а  люди всякий раз новые». Действительно, в пределах одной и той же категории  т.н. школьных экскурсий совершенно по-разному должна звучать тема для  учащихся начального, основного и  старшего звена; для участников выпускного вечера или для изучающих связанную  с экскурсией тему по истории, географии, литературе… Совершенно разными глазами смотрят на столицу впервые приехавшие из провинции ребятишки и столичные краеведы-кружковцы, подчас знающие о Москве уже больше собственных родителей.

Информация о работе Особенности проаедения экскурсий для различных категорий экскурсантов