Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа
Поэтому задача формирования системы управления состоит в том, чтобы создать такую управленческую модель, которая лучше всего отвечала бы целям организации. Оптимальная система управления позволяет наиболее результативно воздействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять ресурсы предприятия и направлять усилия работников таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и достичь целей организации с наивысшей эффективностью.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как получение нового знания (или, возможно, систематизация уже имеющегося) в области управления организацией необходима любому специалисту, желающему достойно работать в своей сфере и продвигаться вверх по служебной лестнице.
Введение
1. Организация управления на предприятии
2. Функции управления в туризме
2.1 Функция планирования
2.2 Организационная функция
2.3 Мотивация
2.4 Функция координации
2.5 Функция контроля
3. Роль коммуникаций в системе управления
4. Управление процессами труда и проектирование организационных структур
5. Управление человеческими ресурсами
6. Управленческие решения
7. Инновационный менеджмент
Заключение
Список литературы
Управление в туризме может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
2) управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
3) конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Рассмотрим подробнее общие функции планирования.
2.1 Функция планирования
Планирование туризма базируется на стратегическом видении будущего. Функция планирования включает два самостоятельных процесса: прогнозирование и планирование. В работе менеджера они тесно взаимосвязаны.
Прогнозирование – достаточно сложный процесс, поскольку подготовка прогноза связана с неопределенностью. Среди часто встречающихся видов неопределенностей в туризме рассмотрим некоторые из них:
· неопределенности, связанные с недостаточными знаниями о предмете и объекте исследования;
· неопределенности природных явлений, таких как погода, влияющая в том числе и на туризм, на загрузку транспортных средств и др.;
· неопределенности, связанные с осуществлением действующих и проектируемых технологических процессов.
Возможны неопределенности,
связанные с ближайшим
· неопределенности, связанные с деятельностью участников экономической жизни (прежде всего партнеров и конкурентов), в частности, с их деловой активностью, финансовым положением, соблюдением обязательств;
· неопределенности, связанные
с социальными и
Большое значение имеют и неопределенности на уровне страны, в частности:
· неопределенность будущей рыночной ситуации в стране, в том числе отсутствие достоверной информации о будущих действиях поставщиков в связи с меняющимися предпочтениям потребителей;
· неопределенности, связанные с колебаниями цен (динамикой инфляции), нормы процента, валютных курсов и других макроэкономических показателей;
· неопределенности, порожденные
нестабильностью
Часто приходится учитывать
и внешнеэкономические
Планирование согласно
концепции немецкого профессора
Д. Хана – это ориентированный
в будущее систематический
Под планированием деятельности
в туризме мы понимаем систематический,
информационно обрабатываемый процесс
качественного, количественного и
временного определения будущих
целей, средств и методов
Этапы планирования в основном универсальны.
Этап 1. Целеполагание (формулирование целей). Чего именно вы или ваша фирма хотите достичь? Это самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие способы достижения целей можно сразу отбросить как нецелесообразные?
Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?
Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы.
Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим немного позже.
Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование, развитие, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха, тактическое планирование и оперативное планирование – формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими следующими принципами руководствуются при составлении планов:
· полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
· точность планирования – при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов;
· ясность планирования
– цель и способы планирования
должны иметь простые и легкие
при воспроизводстве
· непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;
· экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выигрышем, получаемым от него.
Существуют и другие принципы планирования, однако следует иметь в виду, что все они имеют одну общую цель – помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают различные планы, в которых определяются элементы решения альтернатив.
2.2 Организационная функция
Организовать – значит создать структуру управления туристическим предприятием и обеспечить его необходимыми ресурсами для нормальной работы (финансы, персонал, материалы и проч.), что дает людям возможность эффективно работать вместе для достижения целей организации. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:
· определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
· определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
· поручение различных задач индивидуумам (разделение и специализация труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
· координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;
· единство цели – каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;
· размах контроля, или размах менеджмента – каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.
Реализацию этих принципов осуществляют через три основных организационных процесса:
· департаментализацию – деление организаций на подразделения соответственно целям и стратегиям;
· делегирование полномочий;
· разработку концепции культуры организации (корпоративная культура).
Департаментализация –
это процесс распределения
Делегирование полномочий как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо учитывать связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Полномочия представляют
собой ограниченное право использовать
ресурсы организации и
Важно иметь в виду, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может «размывать» ответственность, передавая ее подчиненному.
Формирование организационной (корпоративной) культуры внутри организации является не менее важной функцией организации и характеризуется созданием единого подхода к ценностям и целям организации, высокой чувствительностью к изменениям рынка и требованиям потребителей, внедрению достижений научно-технического прогресса.
Организационная культура представляет совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений работников, систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всеми добровольно или в процессе воспитания персонала.
Организационная культура
объединяет ценности и нормы, свойственные
для организации стиль и процед
2.3 Мотивация
Мотивация как функция
менеджмента связана с
· влияния на мотивационное состояние индивидуума;
· воздействия на чувство его собственного достоинства (уважения как личности, его значении для организации, ожиданиях результатов от его деятельности);
· приведения мотивов в действии (обсуждаются личные интересы и возможности индивидуума);
· усиления мотивов;
· оценки работы и аттестации (пересмотр заработной платы, рост, дополнительные выгоды);
· удовлетворения потребностей;
· обеспечения процесса мотивации.
Предпосылки успешной активной работы по исполнению управленческого решения заключаются в возможностях исполнителей:
· знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);
· уметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
· мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);
· хотеть (они должны быть мотивированы).
В этом смысле мотивация рассматривается нами как совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности, т.е. после проведения организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее. Это свидетельствует о том, что поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может и уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения человека.
Во всех существующих
системах мотивации персонала должно
быть установлено правильное соотношение
между вознаграждением и
Применение теории мотивации на производстве позволяет лучше управлять персоналом всех категорий, обеспечить более рациональное использование всех экономических ресурсов на каждом предприятии.*
В отечественной экономической науке и хозяйственной практике широко известны рекомендации А.К. Гастева о мотивации персонала, основой которых являются рациональная организация и стимулирование труда всех категорий работников. Важнейшими признаками рационально организованной и хорошо мотивированной работы можно считать соблюдение следующих правил «как надо работать»: