Особенности организации молодежного туризма на КМВ. Проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, выявить особенности организации молодежного туризма в России и на КМВ.
В соответствии с целью курсовой работы определяем следующие задачи:
- выявить сущность и специфику молодежного туризма в России;
- определить проблемы и перспективы развития молодежного туризма на КМВ;
- рассмотреть федеральные программы развития молодежного туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- 4
ГЛАВА 1. Особенности молодежного туризма в России --------------------- 8
1.1. Молодежный туризм в России ---------------------------------------------------- 8
1.2. Федеральная программа развития молодежного туризма в России ------ 13
ГЛАВА 2. Молодежный туризм: проблемы и перспективы развития на
КМВ ---------------------------------------------------------------------------------------- 20
2.1. Развивающиеся виды туризма на КМВ ---------------------------------------- 20
2.2. Перспективы развития молодежного туризма на КМВ --------------------- 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ --------------------------- 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     2. Занятость населения. Для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест.

     3. Повышение статуса страны на международном уровне. Высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса районов привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить мировой туристический рейтинг России (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса).

     4.Оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни. Значит, у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей.

     5. Поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.

     Детско-юношеский  и молодежный туризм в КМВ существует сегодня в формах, предполагающих активное движение по маршруту (спортивный и экспедиционный туризм) и в формах экскурсионных поездок, организуемых с целью осмотра природных или культурных достопримечательностей каких либо районов страны. В свою очередь спортивный туризм может быть самодеятельным (разработка маршрута, подготовка снаряжения и продуктов питания осуществляется сообща всеми участниками путешествия) и плановым (так в советское время назывался оздоровительный активный туризм, занимаясь которым туристы не принимали участия ни в подготовительных, ни в отчетных мероприятиях, а просто покупали путевку, приезжали на базу, получали продукты и снаряжение и двигались по маршруту в сопровождении инструктора группы, выполняющего также обязанности гида-проводника). Очевидно, что целям оздоровления детей и молодежи, воспитания в них социально востребованных качеств, навыков и умений более всего отвечает самодеятельный спортивный или экспедиционный туризм, как увлечение и одновременно способ получения образования, требующие регулярных занятий, уводящие детей и молодежь «с улицы», всесторонне их развивающие.

     Более всего сегодня туризм развит в  системе образования, точнее в рамках туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Затухание активных форм туризма  в составе туристско-краеведческой  деятельности, организуемой в образовательных учреждениях, вызвано нахождением в пределах одной и той же направленности как активных, так и «пассивных» форм туризма Активные формы туризма характеризуются высокой степенью включенности детей в занятия туризмом и более разнообразными эффектами оздоровления и воспитания. Но они же являются сравнительно более сложными в организации, предъявляют повышенные требования  и к физическим и к психическим кондициям педагогов. Поэтому при отсутствии должного внимания со стороны учредителей образовательных учреждений из туристско-краеведческой деятельности в первую очередь «вымываются» ее более сложные формы, то есть активный туризм. В то же время в молодежном туризме, существующем сегодня практически «на общественных началах», то есть без государственной поддержки, популярностью пользуется именно активный туризм. Молодежные туристско-спортивные клубы существуют и пытаются развиваться, молодежных клубов любителей экскурсий и теоретического краеведения в нашей стране практически нет. Поэтому программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна быть в первую очередь программой развития более востребованных, но и более сложных форм туризма: активных форм, то есть туризма спортивного и самодеятельного. 

     На  сегодняшний день в массовых вариантах на КМВ существует детско-юношеский туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма. 
 

2.2. Перспективы развития  молодежного туризма  на КМВ 

     Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.

     Но проблема в том что, при организации молодежных туров не всегда уделяется должное внимание именно содержанию этих программ. Не проработаны соответствующие методики организации анимационных программ. Это делает туры менее привлекательными, либо побуждает молодежь самостоятельно организовывать свой досуг, не всегда с пользой.

     Путешествия для молодежи — это стиль жизни  развитого социального общества. Существует концепция, что молодые  люди на этапе своего жизненного пути до 25 лет, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие народы. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни, сформировать собственные жизненные принципы. Студентам дневных образовательных учреждений и не студенческой молодежи до 25 лет повсеместно предоставляются существенные льготы для совершения путешествий, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку практически всеми видами транспорта (но в туристском или экономическом классе), на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелях), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков. Более того, им дается особая скидка в цене, а иногда вовсе предоставляется возможность бесплатно позвонить родителям.

     Существует  концепция, что у молодежи более  свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия, они имеют продолжительные каникулы в зимнее и летнее время. Студенты путешествуют группами в сопровождении преподавателя или работника образовательного учреждения. Нередко студенты объединяются в небольшие группы 3—5 человек и самостоятельно совершают достаточно протяженные путешествия по стране и за рубежом. Примечательно, что сопровождающему лицу также предоставляются определенные скидки.

     Анализ  наиболее востребованных туров на рынке  молодежного туризма:

    1. Спортивные туры. Спрос среди молодежи на эти туры очень высок. В пределах Российской Федерации основной интерес путешественников, обратившихся в туристические фирмы Новосибирской области, вызывают следующие регионы: Республика Алтай - 79%, Алтайский край - 13,5%, Ставропольский край - 1,2 %, Новосибирская область - 1,7 %.
    2. Сегодня динамично развивается водный туризм - организация путешествий по рекам, озерам и водохранилищам. И не стоит забывать, что иностранные туристы едут на КМВ за отдыхом и любованием природой, а не европейским сервисом.
    3. Экскурсионные (познавательные) туры также пользуются высоким спросом. Можно отметить, что в Кисловодске в 1997 году была разработана специальная молодежно-туристическая программа. В целях данной программы было обозначено целенаправленное формирование интереса молодежи к истории, культуре, городов КМВ - здравницы России. Данная программа была направлена на развитие и поддержку образовательного, познавательного туризма для детей и подростков. Целью программы являлось создание оптимальных условий для широкого круга московских школьников, студентов, учащейся молодежи при выборе целевых поездок, стимулирующих молодежь путешествовать, расширять свой кругозор, получать образование в лучших мировых центрах образования, расширять контакты со сверстниками. Формирование интереса к изучению истории собственного края у школьников и студентов также является популярным направлением туризма в настоящее время.

     На  КМВ молодежный туризм начал развиваться относительно недавно, и число молодых путешественников, как и число предложений именно для них от мировой практики пока далеки.

            Ниша молодежного туризма сегодня  очень интересна для российских  туроператоров в первую очередь,  благодаря огромному желанию  путешествовать у молодых и  их растущим финансовым возможностям. Тем не менее, именно студенческим туризмом на КМВ занимаются единицы, а в основном турфирмы предлагают специальные молодежные туры. Причиной этому служит то, что создать туристский продукт для молодых очень и очень нелегко. Организуя отдых для молодых людей, надо в первую очередь исходить из того, что студенты не готовы платить много. Правда, хотя они и готовы экономить на всем, начиная с проживания и кончая питанием и дорогой, но на развлечения денег не жалеют.

            В наше время, молодежь всё большее внимание уделяет образовательным турам. Россия сейчас занимает 9 место в мировом рейтинге образовательного туризма, хотя в 2004 году у нее было лишь 15-е место. "Полезный отдых" в России выбирают до 70 % школьников и их родителей, 25% студентов и только 5% соотечественников в возрасте старше 25 лет. Самый востребованным иностранным языком, который едут изучать российские граждане остается английский, его стремятся выучить до 80 % молодых туристов. При этом 40% предпочитает изучать его в Великобритании, 20% - на Мальте, и 10% - в США. Нередко учебу совмещают с занятиями серфингом и дайвингом на Гавайях в школе Global Village или кулинарными и дизайнерскими курсами и в итальянской школе Linguaviva. Этот список дополняют гольф, теннис, глубоководная рыбалка, танцы на любой вкус (танго в Аргентине, хулу на Гавайях), рисование, литература или гончарное дело.

     Догнать европейцев с их возможностями и  интересом к путешествиям российским подросткам очень сложно. И главное препятствие на этом пути - дороговизна предложений, которая очень настораживает российскую молодежь. Молодых интересуют самые низкие цены, гостиницы 2-3*, или, еще лучше, размещение в апартаментах и пансионатах. А тратить свое время и силы на поиск всего самого доступного многие менеджеры не хотят, к тому же комиссия, на которую "живут" турагентства, с таких туров очень невелика, а значит, и стимула большого у менеджеров нет.

            Определяющий фактор молодежного  туризма - деньги. В зависимости  от того, сколько молодой человек  готов потратить на отдых, такое направление он и выбирает.

     С учетом всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. 

     Во-первых, насущной необходимостью является переосмысление роли и значения молодежи в условиях постоянного возрастания объемов мировых туристских потоков, исходя из целей и задач развития общества.

     Во-вторых, потребностью России в формировании новых теоретико - методологических основ управления развитием туризма.

     В-третьих, отсутствием методологической базы и недостаточностью методических разработок проблемы, комплексного развития системы молодежного туризма, его стимулирования и продвижения в целом.

       В четвертых, необходимостью нивелирования различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

     В-пятых, исключительной остротой проблемы организации рационального использования туристских ресурсов КМВ, максимально полно учитывая принципы теории устойчивого развития (причем как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях).

            Удовлетворение этих потребностей в условиях осуществления социального контроля должно стать приоритетным со стороны государства и доступным для молодежи.

     Выступая  на заседании Госсовета 01 августа 2010 года Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев отметил, что туризм –  действенное средство сохранения историко-культурного и природного наследия, а, следовательно, развития патриотизма и ответственности молодого поколения за историю и культуру своей страны.

     Опыт  различных стран показывает, что  успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристского потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристских центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

     Таким образом, в России остается ещё очень много проблем развития молодежного туризма, и самая главная из них как сделать молодежный туризм доступным.

Информация о работе Особенности организации молодежного туризма на КМВ. Проблемы и перспективы