Особенности организации молодежного туризма на КМВ. Проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, выявить особенности организации молодежного туризма в России и на КМВ.
В соответствии с целью курсовой работы определяем следующие задачи:
- выявить сущность и специфику молодежного туризма в России;
- определить проблемы и перспективы развития молодежного туризма на КМВ;
- рассмотреть федеральные программы развития молодежного туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- 4
ГЛАВА 1. Особенности молодежного туризма в России --------------------- 8
1.1. Молодежный туризм в России ---------------------------------------------------- 8
1.2. Федеральная программа развития молодежного туризма в России ------ 13
ГЛАВА 2. Молодежный туризм: проблемы и перспективы развития на
КМВ ---------------------------------------------------------------------------------------- 20
2.1. Развивающиеся виды туризма на КМВ ---------------------------------------- 20
2.2. Перспективы развития молодежного туризма на КМВ --------------------- 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ --------------------------- 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Более всего сегодня туризм развит в  системе образования, точнее в рамках туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Затухание активных форм туризма  в составе туристско-краеведческой  деятельности, организуемой в образовательных учреждениях, вызвано нахождением в пределах одной и той же направленности как активных, так и «пассивных» форм туризма Активные формы туризма характеризуются высокой степенью включенности детей в занятия туризмом и более разнообразными эффектами оздоровления и воспитания. Но они же являются сравнительно более сложными в организации, предъявляют повышенные требования  и к физическим и к психическим кондициям педагогов. Поэтому при отсутствии должного внимания со стороны учредителей образовательных учреждений из туристско-краеведческой деятельности в первую очередь «вымываются» ее более сложные формы, то есть активный туризм. В то же время в молодежном туризме, существующем сегодня практически «на общественных началах», то есть без государственной поддержки, популярностью пользуется именно активный туризм. Молодежные туристско-спортивные клубы существуют и пытаются развиваться, молодежных клубов любителей экскурсий и теоретического краеведения в нашей стране практически нет. Поэтому программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна быть в первую очередь программой развития более востребованных, но и более сложных форм туризма: активных форм, то есть туризма спортивного и самодеятельного.

     Самодеятельный  активный туризм, занятия которым включают в себя подготовку, совершение и подведение итогов самодеятельных путешествий, а также подготовку и участие в туристских соревнованиях, имеет следующие оздоровительно-образовательные эффекты:

  1. Оздоровление. Размер оздоровительного эффекта от занятий туризмом зависит от наличия следующих компонентов занятий: физической активности, позитивных эмоций, сбалансированного питания и чистого, богатого фитонцидами воздуха;
  2. Патриотизм.  Совершение путешествий по родной стране являются аутентичным способом воспитания патриотизма. Удачные путешествия, сопровождавшиеся взрывом позитивных, присоединяют районы, по которым путешествия совершались, к пространству, ассоциирующемуся у путешественников с понятием РОДИНА.  В аспекте патриотического воспитания особенное значение имеют так называемые дальние путешествия – путешествия, совершающиеся вдали от постоянного места жительства;
  3. Гражданственность. Участники самодеятельного путешествия в процессе его подготовки, проведения и подведения итогов вступают друг с другом в сложноорганизованные функционально-ролевые взаимоотношения, могущие называться общественными. Самодеятельность путешествия предполагает самоуправление туристских объединений. В такой ситуации любая походная группа может представляться ячейкой гражданского общества, туристский клуб - более крупной и более сложной ячейкой, занятия туризмом – школой гражданственности;
  4. Социальная адаптация. Развитие адаптивных способностей происходит у путешественников уже в процессе гражданского (межличностного) взаимодействия, но только им не ограничивается. Большую роль играет непривычность походного быта для жителей городов и крупных поселков. Им, адаптировавшимся в урбанизированном социуме, приходится переучиваться, адаптируясь к жизни в природной среде;
  5. Профессиональная ориентация. Все результаты занятий туризмом имеют большой утилитарный эффект и высокую конвертируемость. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений.

     Детско-юношеский  туризм существует в России более  века, за это образовательными учреждениями накоплен огромный педагогический опыт, актуальность которого сегодня не вызывает сомнений, а утрата которого нанесла бы заметный ущерб отечественной педагогике. Детско-юношеский и молодежный туризм пережил изменение общественного строя в России и способен к развитию. Единственное, что было утрачено во времена перестройки, это понимание важности самодеятельного туризма как средства развития и воспитания в структурах государственной власти. Это понимание необходимо вернуть.

     Структура самодеятельного спортивного туризма, достигшая своего расцвета в семидесятых  – восьмидесятых годах ХХ века, еще не разрушена полностью, но кроме отсутствия внимания государства ее развитию мешают межведомственные перегородки. Детско-юношеский и молодежный туризм развиваются сегодня на федеральном и местном уровне разными агентствами и разными комитетами. Вместе с тем общего в нем больше, чем отличного, и занимающиеся туризмом не должны иметь проблем с продолжением занятий после завершения обучения в школе. Вместе с тем нельзя забывать, что развивающий и воспитательный потенциал занятий туризмом полноценно реализуется именно в системе образования.

     На  сегодняшний день в массовых вариантах  в России существует детско-юношеский  туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами  или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма. 

1.2. Федеральная программа  развития молодежного туризма в России 

     Туризм  – это не только спорт, не только путешествие, не только отдых. Туризм –  это всё перечисленное и многое-многое другое. Сколько человек из нашего населения в 140 миллионов могут  назвать себя туристами? 6 млн. человек, выезжающих в отпуска на «турецкие берега», да порядка 300 тысяч путешествующих с рюкзаками по просторам нашего отечества.

     Данная  же программа предлагает превратить туризм в образ жизни, сделать  туризм модным, превратить его в  национальную отрасль. Туризм – как программа может стать по своей значимости в ряд таких национальных программ как «Образование» и «Здоровье».

     На  итоговом заседании Президиума Совета по реализации приоритетных национальный проектов за 2007 год Дмитрий Медведев отметил, что инвестиции в человеческий капитал оказались одними из самых эффективных за всю нашу историю. Они принесли отдачу не только внутри тех секторов, куда были направлены, но и отдачу для экономики, для развития общества в целом.

     Данная  же программа предлагает инвестировать средства не просто в человека, а в наше подрастающее поколение, в наше будущее, а значит - в будущее нашей страны.

     По  статистическим данным 60% молодежи не могут представить свой отдых  без алкоголя и наркотиков. Смогут ли данные средства «релаксации» воспитать гармонично развитую личность, достойного гражданина своей страны? Ответ очевиден. Туризм предлагает альтернативу искусственной реальности, заполняющей жизненный вакуум реками пива и клубами дыма. Альтернативу, позволяющую воспитать самостоятельного, умеющего принимать ответственные решения, целеустремлённого, здорового физически и морально юного патриота.

     Нельзя  узнать и полюбить свою страну через  сухие страницы учебников. Только лишь пропустив сквозь пальцы песок балтийских побережий, только лишь набрав пригоршни чистейшего снега кавказских гор, только лишь вдохнув пряный воздух Алтая, можно реально прикоснуться к своей Родине, осознать в какой богатой историей, событиями, людьми, стране ты живёшь.

     Сегодня в России выездной туризм превышает  въездной – деньги утекают за границу. Протекционная политика государства позволит изменить эту ситуацию. Целенаправленные инвестиции со стороны государства в туристическую инфраструктуру страны позволят увеличить приток иностранных путешественников, а значит увеличить доходные статьи бюджета страны; позволят укрепить положительный образ России в глазах мирового сообщества.

     Успех выполнения данной программы целиком  зависит от совместных усилий власти, бизнеса и семьи. Государство  должно сегодня вложить средства в собственный туризм, собственную молодёжь, в собственные территории. Иначе завтра это будут чужой туризм, чужая молодёжь, чужие территории.

     Сейчас  в стране практически отсутствует инфраструктура молодежного туризма. Нет туристских клубов, молодежных туристских комплексов и гостиниц. Отсутствует система льготного проезда на различных видах транспорта для путешественников. В стране с ее разнообразнейшими природными богатствами нет оборудованных маршрутов экологического, оздоровительного, спортивного туризма. Нет высококлассных специалистов для сферы активного туризма: гидов-проводников, инструкторов по различным видам туризма.

     Создание  инфраструктуры молодежного туризма  решает несколько актуальных задач:

     – укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

     - возможность путешествовать. Этому  будет способствовать сеть молодежных  турбаз, гостиниц, оборудованных туристских  маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

     - получать качественный, безопасный  отдых. Программа предусматривает  подготовку специалистов туристской  сферы деятельности;

     - повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий;

     - профессиональная ориентация. Все  результаты занятий туризмом  имеют большой утилитарный эффект  и высокую конвертируемость. Конкретные  навыки и умения ориентируют  туриста по спектру полевых  экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений;

     - получение специального образования  и работа в сфере туристского  бизнеса и на предприятиях, производящих  специальное снаряжение, оборудование, сувенирную продукцию.

     - развитие туризма как важной  отрасли экономики. Вложив средства  в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство  начнет получать от этого немалые  доходы, так как, почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству;

     - занятость населения – для  разветвленной системы турбизнеса  потребуется много новых рабочих мест;

     - повышение статуса страны на  международном уровне – высокопрофессиональная  постановка туристского дела в стране. Освоение новых для турбизнеса, но очень привлекательных районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить рейтинг России в мировом турбизнесе (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса);

     - оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни, значит, у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей;

     - поколение граждан - патриотов  России, которые знают и любят  свою страну – спокойную и  стабильную Россию.

     Программа предлагает проведение комплекса мероприятий  для развития молодежного туризма  в России:

     Разработка  маршрутов и организация походов и экскурсий для молодежи по России;

     - создание сети молодежных турклубов,  турбаз и гостиниц, спортивно-  туристских комплексов;

     - создание информационного центра  по туристской деятельности в  стране;

     - содействие созданию предприятий  по производству снаряжения и оборудования для жизни человека в природной среде;

     - проведение Всероссийских туристских  мероприятий (лагеря, соревнования, фестивали, форумы, выставки);

     - участие в международных молодежных  туристских проектах;

     - подготовка кадров для туристской отрасли.

     Условия успешной реализации программы 

     Проведение  масштабной рекламной кампании, направленной на популяризацию туризма;

     Сохранение, развитие и распространение уникального  национального опыта организации  туристско-краеведческой деятельности среди детей и молодежи;

     Создание  межведомственных комиссий для решения  вопросов, затрагивающих сферу различных  министерств и ведомств; 

     Создание  в стране системы льгот для  молодежи, занимающейся туризмом (транспорт, проживание в гостиницах, предоставление помещений  для работы туристских клубов).

     Стратегия 2009 год:

    1. Накопление банка информации,
    2. Создание экспериментальных моделей реально работающих туристских центров, опыт которых можно распространять по регионам страны.
    3. Условия для создания приоритетов для детского и молодежного туризма.
    4. Проведение пяти всероссийских туристских мероприятий и 10 региональных.
    5. Популяризация туризма в 7 регионах.

Информация о работе Особенности организации молодежного туризма на КМВ. Проблемы и перспективы