Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:28, реферат
Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей. Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!
А костер все горит. Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос, её подхватил второй, третий. И вот уже поют все.
АГЕНСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
«СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
______________________________
Тема __Основы и организация
школьного туризма
Студента (ф.и.о.)______Карманова Софья Павловна____________________
Курс_III__Группа (шифр) __ОК-31__
Специальность (код, название) 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей________________________
Дисциплина ___Физкультура ______________________________
Выполнил_______________
Проверил________________
г. Соликамск 2012г.
Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей. Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!
А костер все горит. Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос, её подхватил второй, третий. И вот уже поют все.
Затих костер. Он тоже слушает песню”. Эти слова принадлежат поэту Роберту Рождественскому, показывают только кусочек туристских будней. Если же представить себе, насколько огромнее, богаче, насыщеннее и глубже картина туристской жизни, тогда никому не покажется странной та властность, с которой она притягивает к себе человека.
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Нами создано методическое пособие по организации детско-юношеского туризма в школе, которое адресовано тем, кто желает организовать туристско-краеведческую работу в школе.
Не секрет, что иногда педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей походы превращаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздражение и взаимное недовольство, приводят к ссорам. Детский и юношеский туризм оказывается в стороне от туристского движения, в нем мало используется накопленный взрослыми туристами опыт.
В методическом
пособии конкретно и доступной
форме изложен тот минимум знан
Методическое пособие написано с учетом массового самодеятельного туризма. Вместе с тем в пособии не прямого перенесения в детский туризм всего, что накоплено взрослыми. Все заимствования из практики взрослого туризма проверены нами в процессе преподавания основ туризма в школе.
В пособии излагаются элементарные основы тактики и техники разных видов туризма: пешего, водного, лыжного туризма; организации и подготовки спортивно-туристских походов; основы топографии и ориентирования на местности; основы физической подготовки и здоровье туриста, основы безопасности туристского похода. Рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута, приводится характеристика индивидуального и группового снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, подведению итогов похода.
Предлагаемая концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией похода.
1.1. Введение
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.
1.2. Форма, цели и задачи туризма в школе.
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
1.3. Спортивное содержание школьного туризма
Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные
задачи будут выполнены, если удастся
в течении всего срока
К спортивному содержанию похода относятся:
При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.
1.4. Педагогический потенциал туризма.
Педагогический
потенциал туризма весьма велик
коэффициент полезного
Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.
Эффективность туризма снижает и его, изменяя спортивность (марш-броски, сложные подъёмы и др.) и чрезмерная опека и комфортность.
Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода к друг другу.
Туризм создает
благоприятную среду для
1.5. Организация похода.
1. Комплектование группы
Комплектование группы связано с целями похода и может осуществляться двумя способами.
Первый способ – сначала намечают цель, а потом подбирают подходящих участников похода.
Второй способ – выявляют желающих, а потом намечают посильные им цели. Состав группы зависит от физической подготовленности, дальности и сложности похода, туристского опыта участников похода. Но в любом случае группа не должна превышать 15-20 человек.
Подбирая группу нужно поинтересоваться состоянием здоровья участников похода и учесть, что туризм благотворно влияет на некоторые заболевания, укрепляет и закаляет ослабленных ребят.
2. Организация похода
Организация похода начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает цель, маршрут и длительность похода, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.