Основные функции участников системы сертификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

В связи с реформированием экономики России, проведением активной внешнеэкономической деятельности, выходом на международные рынки, в том числе и на рынке туристических услуг, остро встают вопросы осуществления подходов, как повышения экспортного потенциала туристского направления, так и ее конкурентно способности, что невозможно без обеспечения надлежащего качества туристических услуг. Достаточно остро вопрос качества услуг стоит и на внутреннем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………………3
1. Понятие сертификации. Общие сведения……………………………………..4
2. Виды сертификации……………………………………………………..…….6
3. Участники системы сертификации и их функции………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………..15
Список источников и литературы…

Работа содержит 1 файл

Основные функции участников системы сертификации.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение………………………………………………………..…………………………3

     1. Понятие сертификации. Общие сведения……………………………………..4

     2. Виды сертификации……………………………………………………..…….6

     3. Участники системы сертификации  и их функции………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………..15

Список  источников и литературы……………………………………………………16 
 

 

    Введение 

     В связи с реформированием экономики  России, проведением активной внешнеэкономической  деятельности, выходом на международные  рынки, в том числе и на рынке  туристических услуг, остро встают вопросы осуществления подходов, как повышения экспортного потенциала туристского направления, так и  ее конкурентно способности, что  невозможно без обеспечения надлежащего  качества туристических услуг. Достаточно остро вопрос качества услуг стоит  и на внутреннем рынке.

     Важным  инструментом обеспечения качества туристических услуг, услуг размещения и предприятий общественного  питания является их сертификация.

     Поэтому целью данной работы является изучение понятия сертификации, виды сертификации, а также участники системы  сертификации и их основные функции.

 

     

  1. Понятие сертификации. Общие сведения
 

           Сертификация – это процедура подтверждения третьей независимой стороной, т.е. организацией, не зависящей от заинтересованных сторон (изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей), соответствия должным образом идентифицированной продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация в переводе с латинского означает «сделано, верно».

     Цель  сертификации – защита потребителей от получения некачественной продукции или услуги.

     Объекты сертификации – продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

     Сертификация  является одним из видов деятельности по оценке соответствия.

     Оценка  соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых объекту.

     Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции (услуги), процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и пр., положениям стандартов или условиям договора.

     Цели подтверждения соответствия:

  • удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническими регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • содействие приобретателями в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международной торговли.

    При подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:

     1. Доступность информации о порядке  осуществления подтверждения соответствия  заинтересованным лицам;

     2. Установление в соответствующем  ТР перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам, определенным видам продукции;

     3. Ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

     4. Недопустимость принуждения к  осуществлению добровольного подтверждения  соответствия;

     5. Недопустимость подмены обязательного  подтверждения соответствия добровольной  сертификацией;

     6. Защита имущественных интересов  заявителей, соблюдение коммерческой  тайны в отношении сведений, полученных  при проведении подтверждения  соответствия;

     7. Недопустимость применения обязательного  подтверждения соответствия к  объектам, в отношении которых  не установлены требования ТР (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты);

     8. Презумпция (от лат. - предположение) соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип), он означает следующее: пока не доказано противное, изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существующим требованиям директивы ЕС. 
 
 
 
 
 

  1. Виды сертификации
 

     Сертификация  может быть обязательной и добровольной.

Обязательная  сертификация

       Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, от которых зависят здоровье и жизнь потребителя, а также безопасность его имущества и окружающей среды.

           Номенклатура продукции  и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, определяется Госстандартом  РФ в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и включает в себя более 100 групп продукции  и услуг. Например:

  • продукцию пищевой промышленности;
  • продукцию мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности;
  • медикаменты, продукцию медицинского назначения и медтехнику;
  • продукцию сельскохозяйственного производства, растениеводства и животноводства;
  • услуги общественного питания;
  • техническое обслуживание.

     При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые  установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при  обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении»  энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.

           При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

           Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Самая представительная и известная система – Система обязательной сертификации ГОСТ Р.

Добровольная  сертификация

     Проводится  по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

     Добровольная  сертификация проводится на условиях договора между заявителями и  органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

     Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться  в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность  их действия, при проверке телевизоров  некоторых зарубежных моделей –  наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают  на человека.

     На 1 января 2002 г. в России было зарегистрировано 133 системы добровольной сертификации.

       В условиях развития рыночной  экономики проведение добровольной  сертификации становится условием  преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

     Из 133 систем добровольной сертификации 62 относятся к продукции, 45 – к  услугам. 24 системы носят комплексный  характер, так как относятся: к  услугам и продукции; услугам  продукции и системам качества; системам качества и системам охраны окружающей среды. Две системы относятся  к сертификации персонала.

     Таким образом, в отличие от обязательной сертификации, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий  круг задач, в частности:

      1) подтверждение соответствия требованиям  стандартов, а также ряда показателей  качества, дополняющих безопасность;

      2) подтверждение подлинности продукции;

      3) проверка адекватности цены качеству  товара;

      4) подтверждение соответствия системы  качества организации требованиями  ИСО 9000;

      5) подтверждения соответствия системы  управления окружающей средой  требованиям ИСО 14000;

      6) подтверждение соответствия компетентности персонала, претендующего на работу в качестве эксперта, установленным требованиям;

      7) подтверждение соответствия процессов  жизненного цикла продукции (производство, ремонт, перевозки и пр.) установленным  требованиям.

     Добровольная  сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция  выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.  
 
 

3.Участники системы сертификации и их функции 

Участники обязательной сертификации

     Участниками этого вида сертификации являются заявители - изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительской власти по техническому регулированию.

     Основные  участники – заявители, органы по сертификации (далее – ОС) и испытательные  лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют  в процедуре сертификации каждого  конкретного объекта на всех этапах.

     Заявитель – предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение сертификации или аккредитации.

     Заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе – техническими регламентами);
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

Информация о работе Основные функции участников системы сертификации