Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 02:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы. В настоящее время туризм, является одной из ведущих отраслей мировой экономики (по своей значимости он уступает только нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению). На долю туризма приходится 10% ВВП планеты, 30% мировой торговли услугами, около 7% капиталовложений.
Введение …………………………………………………………........... 3
1. Тенденции развития российского туристского рынка ……………. 4
1.1. Развитие туристской деятельности ………………………………. 4
1.2. Международный туризм и основные тенденции его развития …. 9
1.3. Изменения в туристской деятельности ………………………....... 18
2. Турагентская деятельность ……………………………………………21
2.1. Понятие турагентской деятельности ……………………………….21
2.2. Перспективы турагентской деятельности ………………………… 25
Заключение ………………………………………………………………. 27
Список литературы ……………………………………………………… 28
Растущую конкуренцию крупным туроператорам составляют и небольшие туристические агентства, предлагающие узкоспециализированные или тематические поездки, а также экологически чистые туры и аутентичный культурный опыт. По некоторым прогнозам, в течение следующих 10–20 лет они могут занять до 5% мирового туристического рынка.
Еще 50 лет назад на отдых за границей решались лишь 20 миллионов человек. В 2007 году, по подсчетам Всемирной туристской организации (ВТО), армия пилигримов в мире достигла почти 900 миллионов. До миллиарда не позволили дотянуться удорожание топлива и экономические проблемы в США. Но путешествующие россияне помогут достичь этот рубеж.
Только за последние два года путешественников в мире стало на 100 млн. больше, сообщает ВТО в докладе «Барометр мирового туризма». В 2007 году самой желанной для туристов была Европа, куда съездило более половины всех отдыхающих – 480 млн. человек (на 19 млн. больше, чем в предыдущем году). Основной приток иностранных гостей обеспечили Турция, Греция, Португалия, Италия и Швейцария.
Рис. 2.1 – Динамика развития международного туризма в мире
1.3. Изменения в туристической деятельности.
В 2007 и 2009 годах в сфере правового регулирования туристической деятельности произошли кардинальные изменения. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» лицензирование туристской деятельности, существовавшее в период с 1993 по 2006 гг., было заменено таким способом государственного регулирования туристской деятельности как единый федеральный реестр туроператоров; основным документом, необходимым туроператорам для внесения сведений о них в указанный реестр, стал договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение).
Известные события, произошедшие на туристском рынке летом 2008 г. и связанные с исчезновением руководства туристической компании «Детур», сигнализировали о необходимости существенного увеличения минимального размера финансового обеспечения для компаний, занимающихся международным туризмом. Указанная компания не выполнила своих обязательств перед туристами на общую сумму 30 млн. руб, из них страховщик компенсировал лишь 10 млн. руб., так как гражданская ответственность туроператора была застрахована на установленную законом минимальную сумму. Правоприменительная практика, а также сложившаяся ситуация на российском туристическом рынке в 2008 году показали, что возникла социальная и экономическая потребность в совершенствовании уровня финансового обеспечения деятельности туроператоров и усилении защиты интересов потребителей туристических услуг (туристов).
В связи с этим (исходя из того, что размер финансового обеспечения туроператора должен быть адекватным объему предлагаемых на рынке туристических услуг, обеспечивать финансовую защиту прав и законных интересов потребителей туристических услуг в полном объеме) по прошествии чуть более двух лет с момента принятия Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ был принят Федеральный закон от 28 июня 2009 г. № 123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – «Закон №123-ФЗ»), в соответствии с которым изменен размер финансового обеспечения в сторону увеличения. Кроме того, размер финансового обеспечения для каждого конкретного туроператора теперь находится в зависимости от применяемой системы налогообложения и от величины суммы денежных средств, полученных туроператором от реализации туристского продукта по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ. При этом туроператоры, в отношении которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют копию указанной отчетности в Федеральное агентство по туризму, в установленном им порядке. Порядок предоставления отчетности регламентирован Приказом Ростуризма от 04.08.2009г. № 175 «Об утверждении Порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в Приказ Ростуризма от 10 мая 2007 года № 28».
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, такие туроператоры представляют в Федеральное агентство по туризму подписанные руководителем и бухгалтером и заверенные печатью туроператора копии следующих документов: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) отчет об изменениях капитала; г) отчет о движении денежных средств; д) приложения к бухгалтерскому балансу; е) отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений); ж) пояснительную записку, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта; з) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Туроператоры, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанную руководителем и бухгалтером и заверенную печатью туроператора копию поданного в налоговый орган заявления о переходе на УСН.
После вступления в силу Закона №123-ФЗ, увеличившего размер финансового обеспечения туроператоров в 3-10 раз, возникли угрозы банкротства страховых компаний, которые обязаны выплачивать компенсации туристам при наступлении страховых случаев. В новый вариант Единого федерального реестра туроператоров вошло 4248 турфирм (по данным Федерального агентства по туризму, на начало 2009 года в реестре числилось 5138 туристических компаний, то есть, список уменьшился на 890 компаний).
В соответствии с действующей редакцией Закона №132-ФЗ, туроператор самостоятельно выбирает лимит размера финансового обеспечения в пределах от 30 до 100 миллионов рублей в зависимости от годового оборота туроператора от 100 миллионов рублей и выше. На сегодняшний день в списке туроператоров с лимитами ответственности 100 млн. руб. значится 38 компаний, в списке туроператоров с лимитами 60 млн. руб. – 44 юридических лица. С учетом опубликованных рейтингов туроператоров с оценкой их оборотов (денежных средств, полученные от реализации туристского продукта), можно с большой долей уверенности предположить, что данная информация далеко не в полной мере соответствует действительности.
Неизбежно возникает вопрос о финансовой устойчивости не только туроператоров, но и страховых компаний. Осложняет ситуацию то, что в соответствии с действующим законодательством проверить достоверность сведений, предоставляемых туроператорами, в отношении которых законодательством не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, Федеральное агентство по туризму фактически сможет не раньше апреля 2010 года.
Еще одна проблема в сфере правового регулирования взаимоотношений между страховыми компаниями и туроператорами заключается в отсутствии законодательного запрета на смену статуса компаний, осуществляющих реализацию туристского продукта конечным потребителям (туристам). Это означает, что компания, реализующая турпродукт, может «перейти» из статуса туроператора в статус турагентства, то есть вместо туроператорской деятельности (по формированию, продвижению и реализации туристского продукта) начать осуществлять турагентскую деятельность (по продвижению и реализации туристского продукта). В силу действующего законодательства, турагент не несет ответственности по страховым полисам, проданным туроператором. Это означает, что на практике не исключена ситуация, когда потребитель (турист) приобретший турпродукт у подобного турагента («бывшего туроператора»), при наступлении страхового случая столкнется с трудностями при получении страхового возмещения.
В целом же следует приветствовать новеллы в сфере увеличения размеров финансового обеспечения туроператоров, введенные Федеральным законом от 28 июня 2009 г. № 123-ФЗ, поскольку основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма.
2. Турагентская деятельность.
2.1. Понятия турагентской деятельности.
Турагентство – достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристические фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентсва, работая с клиентами напрямую.
Турагент - организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке.
Турагент получает за свою деятельность ко миссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
Основные задачи турагентсва:
-полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.
-продвижение этой информации с помощью рекламы;
-организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.
Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:
Туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;
Транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов.
С точки зрения специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.
Под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации турпродукта, разработанного туроператором, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом), как правило, на основании лицензии. В практике туристской деятельности различаются туроператоры и турагенты, работающие на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут осуществляться по отношению, как к внутренним, так и к международным туристам. При проведении путешествий и экскурсий возникает потребность в услугах руководителя группы (турменеджера), экскурсовода или гида-переводчика. Под их услугами понимается деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов в ходе проведения путешествия, поездки, экскурсии с туристскими ресурсами в месте пребывания. К туристским ресурсам относятся природные, исторические, социально-культурные объекты (природные парки, заповедники, архитектурные сооружения и ансамбли, памятники истории и культуры, театры, музеи, спортивные сооружения и др.), способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и укреплению их физических сил. Таким образом, в разработке, предоставлении и потреблении туристских услуг участвуют следующие субъекты:
Турист;
Розничный продавец - турагент;
Оптовый продавец и изготовитель (организатор) тура - туроператор,
Контрагенты туроператора - предприятия и компании, предоставляющие и исполняющие отдельные услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные, страховые, услуги, связанные с оформлением заграничных паспортов и виз, бронированием и покупкой билетов, и другие, входящие в состав тура.
Допускается совмещение одним субъектом, осуществляющим разработку, исполнение и предоставление туристских услуг, нескольких из перечисленных выше функций. Продавцы и контрагенты несут перед туристом ответственность за качество и безопасность предоставляемых ими туристских услуг.
В международной практике известны и находят широкое применение ряд соглашений и контрактов, регулирующих взаимоотношения контрагентов с турагентами и туроператорами.
Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение. Под покупательским (туристским) спросом понимается по¬требность в путешествии (желание и необходимость), обеспечен¬ная деньгами и представленная на рынке. Различаются следующие виды спроса: потенциальный, формирующийся, сложившийся, се¬зонный. В своем большинстве туристский спрос носит сезонный характер, который преодолевается специальными маркетинговы¬ми мерами. Потребительский спрос зависит от многих факторов. К их числу могут быть отнесены:
• демографические численность и возраст населения, поло¬возрастная структура, размер и состав семьи, урбанизация, куль¬турный уровень покупателя,
• социально-экономические—
• географические и климатические особенности страны;
• национальный состав покупателей;
• политическая и экономическая стабильность государства;
• безопасность пребывания;
• прочие случайные воздействия (погода, конфликты и др.).
К предложениям на туристском рынке относятся направления (регионы пребывания) и объем туров (услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям в течение какого-либо периода по определенной цене.
Между предложением и спросом наблюдается определенная связь. Иногда спрос не только порождает предложение, но и предложение некоторым образом влияет на спрос.
Продавец и покупатель являются рыночными партнерами с разными целями. У продавца цель - продать тур по более дорогой цене и получить прибыль, а у покупателя - купить тур по более низкой цене и удовлетворить соответствующую потребность в путешествии. Стремление продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя заплатить за покупку минимальную (в условиях немонопольного рынка) цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения. Наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов порождает конкуренцию.