Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:05, реферат
Основная цель данной работы - углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать основные подходы к существующим определениям понятия «экскурсия», раскрыть ее сущность, функции и признаки;
- детально рассмотреть технологию создания нового экскурсионного продукта, как основы всей экскурсионной деятельности;
Введение
Раздел 1. Организация экскурсионного обслуживания
1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания
1.2. Общие положення нормативно-правового регулирования
экскурсионной деятельности
1.3. Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов
Раздел 2. Экскурсия как специфический вид туристического
продукта и основа организации экскурсионного обслуживания
1.1. Структура и содержание экскурсии
1.2Технология создания экскурсионного продукта
1.3. Экскурсовод и его роль в экскурсии
Выводы
Список литературы
Согласно данному документу субъекты туристической деятельности, в том числе и те, которые занимаются предоставлением экскурсионных услуг, должны соблюдать ряд организационных требований. Одним из таких требований, являлось размещение на видном месте таких документов:
- копии лицензии органа лицензирования;
- копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;
- сведения о руководителе, его заместителе, главного бухгалтера, менеджеров;
- книга отзывов и предложений граждан;
- лицензионные условия;
- перечень номеров телефонов, факсов субъекта туристической деятельности.
Определялись также общие требования к служебному помещению; информационно-рекламной деятельности; к заключению договоров о предоставлении туристических услуг, в том числе и экскурсионных.
Лицензионные условия непосредственно определяют требования к осуществлению экскурсионной деятельности. Установлено, что экскурсионное обслуживание туристов должно включать организацию всех видов экскурсий, посещение музеев, выставок, объектов социального характера и других экскурсионных объектов, предусмотренных условиями экскурсии. Нормативно закрепляется, что экскурсионное обслуживание туристов должно осуществляться по программам, составленным субъектом туристической деятельности, который осуществляет обслуживание, согласно с приобретенным туром. Кроме указанных в программе экскурсионных мероприятий субъект туристической деятельности может организовывать по желанию туристов дополнительное экскурсионное обслуживание за отдельную плату.
Совершенствованию системы государственного регулирования в области туризма и экскурсионной деятельности способствовало принятие Верховной Радой Украины Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» 18 ноября 2003г. Согласно указанному закону, деятельность экскурсоводов и гидов-переводчиков не требует лицензирования. Они провозглашены физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности и обязаны иметь разрешение на проведение туристско-экскурсионного сопровождения. Однако, как отмечают специалисты, никто из «вольноотпущенных» не спешит пользоваться возможностью работать согласно требованиям законодательства, поскольку еще не выработан механизм контроля за выполнением «Положения о порядке выдачи разрешений на право осуществления туристического сопровождения специалистами туристского сопровождения» [2].
Сегодня
правовое регулирование экскурсионной
деятельности в Украине пока еще далеко
от совершенства. Закон Украины «Об экскурсионной
деятельности» находится в стадии разработки
и, осуществление экскурсионной деятельности
фактически регулируется общими нормативно-правовыми
документами по туризму.
1.3.
Обеспечение безопасности, прав и интересов
экскурсантов
Определяя безопасность в области туризма как «…совокупность факторов, которые характеризуют социальное, экономическое и другие состояния обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в области туризма…», статья 13 Закона Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О туризме» раскрывает меры, которые используются органами государственной власти и органами местного самоуправления в этом контексте. Экскурсанты непосредственно здесь упоминаются лишь один раз: …обеспечение туристам (экскурсантам) возможности беспрепятственно получать медицинскую, правовую и другие виды неотложной помощи [2].
Детализировано и конкретно требования относительно обеспечения безопасности туристов и экскурсантов определяет Межгосударственный стандарт ГОСТ 28681.3-95 «Требования относительно обеспечения безопасности туристов и экскурсантов» (Дополнение), который введен в действие как Государственный стандарт Украины [1].
Этим документом определены условия, при которых возникает риск для жизни и здоровья человека при осуществлении туристско-экскурсионного обслуживания, а также факторы риска. Они классифицируются как:
- травмоопасность;
- влияние окружающей среды;
- пожароопасность;
- биологическое влияние;
- опасность излучений;
- химические влияния;
- повышенная загазованность и запыленность;
- другие факторы;
- специфические факторы риска.
Кроме того, что стандарт дает трактовку сущности каждого фактора риска, данным докуме6нтом закрепляются способы снижения негативных действий и предупреждение неблагополучий, связанных с каждым из них, а также условия и методы осуществления контроля за выполнением правил безопасности.
Известно, что действенным инструментом обеспечения уверенности туристов и экскурсантов относительно защищенности их прав, интересов и, особенно безопасности является страхование. Современное нормативно-правовое поле как туристической, так и экскурсионной деятельности установлены статьей 16 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме». Требования относительно обязательного страхования туристов (медицинского и от несчастного случая), включают также: Закон Украины «О страховании» от 17 марта 1996г., Постановления Министров Украины «О положении об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» от 14 августа 1996г., «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Украины» от 28 января 1997г.; приказ Государственного комитета Украины по туризму «Положение о розысково-спасательной службе субъектов туристической деятельности, специализирующихся на организации туристских путешествий с использованием активных форм передвижения туристов» от 10 июля 1996г.
С целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической (и экскурсионной) деятельности обязаны:
- информировать туристов о возможной опасности во время путешествия, необходимость выполнения общеобязательных требований и предупредительных мер;
- создавать безопасные условия в местах предоставления туристических услуг, обеспечивать надлежащее оборудование маршрутов и трасс походов, прогулок, экскурсий;
- обеспечивать специальные требования во время оказания туристических услуг с повышенным риском;
- обеспечивать обучение туристов средствам профилактики и защиты от травм, предупреждения несчастных случаев и оказания первой необходимой помощи;
- обеспечивать оказание оперативной помощи лицам, пострадавшим во время путешествия.
Кроме этого, субъекты туристической деятельности должны предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о предоставляемой услуге, правах, обязанностях и правилах поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения причиненного ущерба, условиях отказа от услуги; предоставлять туристические и экскурсионные услуги в объемах и сроках,
Раздел 2. ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА
ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1.
Структура и содержание экскурсии
Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике [4].
Само слово экскурсия происходит от латинского «экскурсио» - поездка и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс +ия) [8].
Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками [7].
Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношению к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных. Однако, это не единственное определение понятия экскурсии и ее сущности.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы [12].
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них.
Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.
Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране [10].
Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.