Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:30, курсовая работа
Отсюда вытекает актуальность работы основной целью, которой является оценка туристических ресурсов Владимирской области.
С учетом этого в качестве основных задач исследования были определены следующие:
- на основании теоретических исследований литературы дать определение понятию туристические ресурсы
- проанализировать комплекс методик по выработке и оцениванию предложений по совершенствованию использования туристских
ресурсов.
- провести оценку туристических ресурсов Владимирской области.
2.2 Анализ туристских потоков Владимирской области
За период с 2003 г. по 2007 г. в 2 раза увеличился поток туристов, посетивших нашу область, при этом поток отечественных туристов вырос на 89%, что же касается потока иностранных туристов, то его прирост по данным Владимиргражданпроекта за данный период составил около 107% [10]. Данные результаты анализа свидетельствуют о значительном росте заинтересованности иностранных граждан Владимирским регионом в качестве российского сегмента туристского рынка.
Туризм приносит неоспоримые преимущества и выгоды туристским центрам и их населению: финансовые поступления в бюджеты местных и национальных органов власти, обеспечение занятости и доходов населения, стимулирование развития производства и местной инфраструктуры, сглаживание различий между индустриальными и аграрными регионами.
Таблица 2.8. Туристские потоки отечественных и иностранных туристов во Владимирской области
Категории туристов и экскурсантов |
2003 г. |
2004 г. |
2010 г. |
2006 г. |
2007 г. |
тыс. чел./% |
тыс. чел./% |
тыс. чел./% |
тыс. чел./% |
тыс. чел./% | |
I. Внутренний поток, в т.ч. |
92,9/82 |
132,9/80 |
160,2/80 |
174,6/80 |
186,8/80 |
- экскурсанты |
70,5/62 |
111,4/67 |
123,3/62 |
134,4/62 |
142,8/62 |
- туристы |
21,7/19 |
21,1/13 |
35,2/18 |
38,4/17 |
41,1/17 |
- путешествующие на теплоходах |
0,7/1 |
0,4/- |
1,7/1 |
1,8/1 |
1,9/1 |
П. Международный поток, в т.ч. |
20,3/18 |
32,5/20 |
38,8/20 |
42,3/20 |
45,3/20 |
- экскурсанты |
7,1/6 |
11,9/7 |
15,4/7 |
16,8/8 |
18,0/8 |
- туристы |
13,2/12 |
20,6/13 |
23,4/12 |
25,5/12 |
27,3/12 |
Итого: |
113,2/100 |
165,4/100 |
199,0/100 |
216,9*/100 |
232,1*/100 |
По уровню развития туристской инфраструктуры города Владимир и Суздаль уступают развитию таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, что нельзя сказать о значимости их историко-архитектурного наследия.
Анализируя материалы социологических исследований, проведённых среди иностранных туристов Владимиро-Суздальским музеем-заповедником в 2006 г., можно сделать вывод, что основной целью посещения Г. Владимира и г. Суздаля является знакомство с памятниками архитектуры, с историей, посещение музеев. Все опрошенные иностранные туристы без исключения признали, что получили очень сильные эмоциональные впечатления от театрализованных элементов, включённых в экскурсии, таких как концерты колокольных звонов, песнопения в Крестовой палате и др. Туристы прекрасно реагируют на эмоциональные русские костюмы сотрудников музея Деревянного зодчества [7].
Современный тип туриста - более информированный, независимый, раскрепощённый, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их изобилием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный - изменяет своё поведение соответственно и на туристском рынке.
Абсолютное большинство опрошенных отметили, что приехали к нам потому, что интересуются историей и архитектурой. Туристы из Германии, Испании, Франции и Италии выразили желание увеличить количество посещаемых музеев. Также надо отметить, что среди иностранных туристов, посетивших наш регион, информацией о современной жизни Владимирской области интересуются 40% немцев, 18% американцев, 10% французов и 2% голландцев. Совершенно отдельную группу представляют собой туристы, приезжающие из Тайваня и Японии. Японцам не хватает свободного времени, они выражают желание иметь больше времени для прогулок пешком и фотографирования. Что же касается гостей из Тайваня, то их прежде всего интересуют развлечения и покупка сувениров [6].
В данном случае для таких туристов, по мнению автора, процесс производства художественно-сувенирной продукции должен быть организован так, чтобы турист мог наблюдать процесс ручного изготовления сувениров, а также, при желании, купить сувенир, изготовленный на заказ.
Организация такого комплекса практически полностью зависит от наличия опытных кадров. Следовательно, нужно привлечь мастеров-умельцев, а также мастеров и художников, имеющих специальное образование и проживающих в данном регионе. Обучение кадров народными умельцами в случае признания их мастерства предусматривается в Центре подготовки и переподготовки кадров. Необходимым условием эффективного функционирования Центра подготовки и переподготовки кадров является налаживание прямых связей на договорной основе с Суздальским Художественно-реставрационным училищем с целью использования его методической и учебной базы и преподавательского состава, а также привлечения в дальнейшем его выпускников в качестве специалистов как для работы в творческих коллективах на предприятиях художественной промышленности и промыслов, так и в авторском уникальном или малосерийном художественно-сувенирном производстве.
С целью рекламы и создания туристского имиджа таких исторических городов, как Владимир, Суздаль, Муром, Гороховец, Александров, Гусь-Хрустальный, необходима широкая популяризация памятников истории и искусства Владимиро-Суздальской земли [15].
Для реализации рекламной кампании необходимо реализовать пошив текстильных изделий: сумок, рюкзаков, вымпелов, головных уборов, полотенец и салфеток, маек, футболок и другой одежды с рекламной аббревиатурой, - а также организовать производство сувенирной посуды и выпуск рекламно-информационной литературы по туризму: разнообразных календарей, плакатов, буклетов, открыток и конвертов с изображением исторических памятников и живописных мест Владимирской области.
Вышеуказанные мероприятия создадут благоприятный туристский имидж городов Владимирского региона, что в свою очередь существенно повлияет на увеличение отечественных и иностранных туристских потоков во Владимирскую область.
Экскурсионным обслуживанием во Владимирской области в основном занимается Владимиро-Суздальский музей-заповедник, при этом к нему обращаются как туристские организации, формирующие туристский продукт, так и конечные потребители, т.е. непосредственно сами туристы. Владимиро-Суздальский музей-заповедник включает в себя музеи, картинные галереи, выставочные залы и т.п. г. Владимира, а также Суздальского и Гусь-Хрустального районов (табл. 2.9). В Александровском районе экскурсионным обслуживанием туристов занимается музей-заповедник «Александровская слобода» (федерального подчинения), в других районах Владимирской области - сотрудники историко-художественных, историко-архитектурных, мемориальных и краеведческих музеев муниципального подчинения [15].
Таблица 2.9. Посещаемость экскурсантами городов Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Наименования показателей |
Годы |
Владимир |
Суздаль |
Гусь-Хрустальный |
Итого |
Количество групп |
2007 |
5 174 |
2 467 |
634 |
8 275 |
2003 |
4 147 |
2 539 |
417 |
7 103 | |
2004 |
3 992 |
2 350 |
426 |
6 768 | |
2010 |
4 923 |
ЗОН |
394 |
8 328 | |
2006 |
4 972 |
3 821 |
328 |
9 121 | |
Всего человек |
2007 |
223 183 |
186 185 |
23 502 |
432 870 |
2003 |
237 680 |
178 011 |
18 482 |
434 173 | |
2004 |
213 039 |
202 950 |
17 492 |
433 481 | |
2010 |
217 108 |
232 811 |
24 325 |
474 244 | |
2006 |
229 058 |
278 414 |
18 173 |
525 645 | |
В том числе одиночные |
2007 |
93 477 |
128 223 |
8 298 |
229 998 |
2003 |
102 777 |
120 691 |
8 805 |
232 273 | |
2004 |
105 238 |
155 026 |
7 152 |
267 416 | |
2010 |
104 223 |
158 456 |
14 934 |
277 613 | |
2006 |
115 935 |
188 264 |
10351 |
314 550 | |
Иностранных групп |
2007 |
1207 |
541 |
47 |
1795 |
2003 |
935 |
474 |
42 |
1451 | |
2004 |
928 |
342 |
21 |
1291 | |
2010 |
744 |
1074 |
33 |
1851 | |
2006 |
1 138 |
1 090 |
10 |
2 238 | |
Количество иностранных туристов |
2007 |
18 046 |
7 639 |
354 |
26 039 |
2003 |
12 729 |
6 492 |
328 |
19 549 | |
2004 |
12 957 |
4 658 |
201 |
17 816 | |
2010 |
13 379 |
15 519 |
426 |
29 324 | |
2006 |
15 138 |
15 504 |
162 |
30 804 |
География иностранных туристских потоков Владимирской области представляет собой следующую картину: Франция, Германия, Италия, США, Испания, Япония, Тайвань, Голландия. По сравнению с предыдущим периодом 70-80-х годов «география» иностранных туристских потоков претерпела существенные изменения: во-первых, вообще прекратился поток туристов из так называемого бывшего «социалистического лагеря»; во-вторых, появились туристы, ранее практически никогда не приезжавшие во Владимирскую область, например, Тайвань. Значительно увеличился поток иностранных туристов из Испании и Италии, что заставило Владимиро-Суздальский музей-заповедник подготовить квалифицированных экскурсоводов со знанием соответствующих языков [16].
Вызывает интерес тот факт, что 7% французов, 12% немцев и 11% итальянцев приехали во Владимирскую область вторично, есть один и совершенно уникальный случай - начиная с 1956 года, один голландский турист посетил Россию 50 раз [6].
Большой интерес представляет вопрос, предложенный иностранным туристам в ходе опроса об источниках информации о Г. Владимире и г. Суздале: 10% американцев, 15% французов, 23% немцев и 50% голландцев узнали о Владимире и Суздале от своих друзей и родственников и приехали по их рекомендации; 8% французов и 1,3% немцев приняли решение приехать во Владимирскую область после посещения выставок, организованных Владимиро-Суздальским музеем-заповедником в Монт ля Жоли, Ла Вале и Сенте - во Франции и Эрлангене - в Германии; 24% французов и 20% итальянцев узнали о Владимире и Суздале из книг; один турист из Испании почерпнул информацию по системе Internet. 100% опрошенных иностранных туристов обращались за дополнительной информацией об организации туристских поездок в туристские агентства [7].
Одним из важнейших инструментов привлечения туристских потоков во Владимирскую область является реклама. Поэтому, на взгляд автора, необходимо организовать широкую рекламную кампанию с учётом принятия следующих мероприятий: производство продукции с рекламной аббревиатурой, открытие в сети Internet познавательной рекламной страницы о туристских центрах Владимирской области, освещение и реклама основных туров и маршрутов по Владимирскому краю в столичных и местных средствах массовой информации, что обеспечит пропорциональное развитие туристского производства во Владимирском регионе.
Для привлечения отечественных и иностранных туристских потоков во Владимирскую область следует:
удерживать цены на современном уровне, предоставляя разнообразные льготы и скидки;
усилить рекламу туристских фирм Владимирской области;
реконструировать гостиницы, доводя их уровень до среднеевропейского с разной степенью комфортности;
разнообразить программу туров, включая театрализованные представления из быта, традиций русского народа;
повышать качество обслуживания;
повысить безопасность поездок, например, путём создания туристской полиции;
значительно повысить качество обслуживания за счет строительства или реконструкции малых гостиниц (на группу);
разнообразить сценарии поездок, повысить качество кухни;
подготовить квалифицированные кадры, особенно среднего и низшего звеньев.
Реализация указанных мер позволяет, на взгляд автора, повысить привлекательность Владимирской области как для россиян, так и для иностранных путешественников, а следовательно увеличить туристские потоки во Владимирскую область, тем самым создать в этом регионе современный, высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс как источник валютных поступлений, как средство обеспечения занятости населения и возможности расширения международных контактов.
3. Предложения по повышению эффективности использования туристических ресурсов Владимирской области
3.1 Основные направления распространения туристских услуг как конечного результата реализации туристических ресурсов области
Развитие туристических ресурсов Владимирской области может, по-видимому, считаться одним из индикаторов уровня благосостояния и развития экономики и потенциала данного региона России.
Учитывая актуальные задачи переходного периода развития российской экономики в целом и туристических ресурсов в частности, большую пользу должна принести двусторонняя связь: поддержание паритетных отношений между государственными органами управления, общественными организациями и отраслевыми объединениями производителей, частью которых являются предприятия туристской индустрии. Предприятия (дополнительной и приграничной туристской индустрии) всегда интегрированы в общую систему туристской индустрии. Составными частями такой системы и исполнителями тех или иных функций управления являются государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные) туристские организации и, наконец, непосредственно предприятия.
Многосложная структура субъектов хозяйствования в регионе образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на их основные связи и процессы. Это достигается управленческой деятельностью, которая представляет собой сочетание функций или видов деятельности, каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными предприятиями, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий.