Оценка туристических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Отсюда вытекает актуальность работы основной целью, которой является оценка туристических ресурсов Владимирской области.
С учетом этого в качестве основных задач исследования были определены следующие:
- на основании теоретических исследований литературы дать определение понятию туристические ресурсы
- проанализировать комплекс методик по выработке и оцениванию предложений по совершенствованию использования туристских
ресурсов.
- провести оценку туристических ресурсов Владимирской области.

Работа содержит 1 файл

Оценка туристических ресурсов Владимирской области.rtf

— 851.37 Кб (Скачать)

Кадастр туристских ресурсов - это систематизированный свод сведений, составленный периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом.

Кадастр туристских ресурсов - обобщенная (экономическая или экологическая) потребительская (стоимостная или балансная) оценка турресурсов. Кадастр должен содержать детальный учет и классификацию ресурсов, оценку экономической эффективности их освоения, анализ их использования и перспективы, необходимые мероприятия по их охране.

Рекреационные ресурсы могут быть характеризированы:

численной оценкой их привлекательности,

временем осмотра (воздействия),

площадью,

качеством,

условиями освоения и эксплуатации,

количеством рекреантов в единицу времени, которые могут пользоваться ресурсам без его истощения

Кадастр станет надежным инструментом создания туристско-рекреационной индустрии только в случае:

единой методики его разработки,

постоянного его ведения, то есть внесение в него добавлений и уточнений.

Хотя сбор сведений имеющихся в регионе туристско-рекреационных ресурсах сам по себе достаточно сложен - так создание «Реестра турресурсов Владимирской области» потребовал почти 1,5 годичной работы. Основной сложностью является оценка ресурсов, так как единой методики оценки не существует, а объективность оценки требует учета многих факторов.

Процедуру оценки разделить на следующие этапы:

выделение объекта оценки,

выделение субъекта с позиции которой оценка ведется,

определение критериев оценки,

разработка параметров оценочных шкал градации

В качестве примера оценочной шкалы можно привести пятиступенчатую оценочную шкалу предпосылок для рекреации, каждая ступень которой отражает интенсивность взаимодействия свойств объекта с состоянием субъекта [4]:

наиболее благоприятное

благоприятное

умеренно благоприятное

малоблагоприятное

неблагоприятное

Методики оценки природных ресурсов достаточно разработаны в

рекреационной географии и включают 3 основных типа оценки:

медико-биологический,

психолого-эстетический,

технологический.

Медико-биологическая оценка отражает влияние природных факторов на организм человека. Разработанные методики позволяют оценить комплекс климатических факторов с точки зрения из влияния на состояние организма человека, что позволяет производить географическое районирование по степени благоприятности климатических условий для целей туризма.

Психолого-эстетическая оценка определяет эмоциональное воздействие природного ландшафта на человека. Многообразие учитываемых факторов и субъективность критериев оценки делает методику психолого-эстетической оценки очень сложной.

Среди критериев психолого-эстетической оценки можно назвать разработку методов экзотичности и уникальности. Экзотичность определяется как контрастность места отдыха постоянному месту жительства, а уникальность как встречаемость или неповторимость объектов и явлений.

Туристские ресурсы определяют облик туристского бизнеса. Поэтому при их анализе и для составления кадастра туристских ресурсов необходимо оценивать следующие свойства:

Аттрактивность (привлекательность),

Климатические условия,

Доступность,

Степень изученности,

Экскурсионная значимость,

Пейзажные и видеоэкологические характеристики,

Социально-демографические характеристики, потенциальные запасы,

Способы и технологии использования и др.

При оценивании инфраструктуры и индустрии областного туризма необходимо выделить:

в инфраструктуре туризма - прежде всего, систему коммуникаций (дорожно-транспортную сеть, состояние водного и воздушного транспорта, связь),

в индустрии туризма:

транспортное обслуживание (по рейтингу популярности, степени развития транспортной системы, видам путешествий, протяженности маршрутов, благосостоянию населения и т.д.),

средства размещения,

предприятия общественного питания,

система научного обслуживания туризма,

организации по подготовке и повышению квалификации кадров туризма.

Оценивание всех этих характеристик позволит сформировать кадастр туристских ресурсов Владимирской области.

 

 

 

2. Оценка туристических ресурсов Владимирской области

 

2.1 Структура туристических ресурсов Владимирской области

 

Владимирский регион уникален многообразием природных ландшафтов, самобытными народными традициями, фольклором, редкими по красоте и величию архитектурными ансамблями с фресковым письмом и орнаментальной фигурной резьбой, неповторимостью древних церквей, соборов, монастырей X-XIX вв., городами-музеями, музеями деревянного зодчества, народных промыслов, лаковой миниатюры, вышивки, стекла и хрусталя, редкой книги и др.

Владимирская область является одной из наиболее богатых по количеству и многообразию сохранившихся памятников национальной архитектуры. На территории Владимирской области расположены 3439 памятников истории и культуры, среди которых 381 памятник федерального значения, а 10 памятников занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (табл. 2.1, приложение) [18].

Владимирская область входит в состав пяти областей «Золотого кольца России» - одного из наиболее популярных туристских маршрутов в Российской Федерации.

Создание в России, включая Владимирскую область, современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивает, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счёт увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в Федеральный бюджет, приток иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия [18].

Одним из основных факторов экономической эффективности туристических ресурсов является степень хозяйственного освоения конкретного региона и состояние туристской инфраструктуры.

Структура туристского комплекса Владимирской области на современном этапе представлена предприятиями следующих направлений:

туристские фирмы (бюро, агентства);

средства размещения;

общественное питание;

транспортное обеспечение;

экскурсионное обслуживание;

народные промыслы и художественная промышленность.

На территории Владимирской области действуют 46 туристских фирм, среди которых 16 находятся в Г. Владимире [12].

Из числа вышеуказанных фирм по результатам опроса потребителей автором в составе научного коллектива кафедры «Экономики и управления предприятиями» Владимирского государственного университета в 2006 году было выявлено, что наиболее известными являются: «Золотое кольцо плюс», «Интурист», «Владимирское бюро путешествий и экскурсий», «Владимиртурсервис», «Вояж-К», «Владинвесттур», «Спутник».

Туристские фирмы «Интурист», «Владимирское бюро путешествий и экскурсий» и «Спутник» относятся к фирмам с устоявшимся имиджем, т. к. существуют на внутреннем рынке ещё с «советских» времён. Что же касается остальных фирм, то они только формируют облик своего имиджа, т. к. появились относительно недавно на рынке туристских услуг.

Туристские фирмы Владимирской области занимаются следующими видами деятельности:

приём российских туристов;

приём иностранных туристов;

отправка российских туристов по нашей стране и за рубеж;

транспортные услуги;

оформление въездных и выездных документов;

продажа, бронирование авиа- и ж/д билетов;

страхование туризма.

Однако существуют туристские фирмы, которые занимаются не всеми вышеперечисленными видами деятельности, а лишь некоторыми из них. Например, туристское агентство ИЧП «Квадра» в Г. Владимире занимается только отправкой индивидуалов за рубеж, а «Центр туристско-краеведческой работы и экскурсий» в г. Суздале - только приёмом российских и иностранных граждан.

Привлекательность Владимирской области по оценкам зарубежных и отечественных специалистов заключается прежде всего в богатстве исторического и культурного наследия этого края. Это подтверждают и данные, полученные автором при анкетировании как менеджеров, директоров, главных специалистов туристских фирм, так и потребителей Владимирской области. По въездному и внутреннему туризму основными видами по целям являются познавательный, спортивный и учебный туризм. Что же касается внешнего сектора туризма, то здесь приоритеты потребителей меняются и основными видами туризма по целям поездки становятся познавательный, экологический и деловой туризм (рис. 2.1, приложение).

Развитию сферы туризма и гостиничного бизнеса современная экономика отводит одно из первых мест, т. к. вложенные средства быстро окупаются и становятся высокоэффективным источником дохода.

Гостиничный фонд Владимирской области на 1.01.98 насчитывает 30 гостиниц, из которых 15 (50%) находятся в Г. Владимире и г. Суздале [12].

Во Владимирской области в настоящее время средства размещения различных типов могут одновременно принимать и обслуживать около 7 тыс. чел. в летний пиковый период, что составляет 0,5% от вместимости всей базы страны и 11,9% от вместимости стационарной базы размещения туристов на территории «Золотого кольца России» (табл. 2.2) [12].

 

Таблица 2.2. Вместимость базы размещения туристов

Регион

Всего

В том числе

   

основная база

дополнительная база

 

мест

%

мест

%

мест

%

Владимирская область

7 080

П, 9

3 000

24,4

4 080

8,6

Итого по областям «Золотого кольца России»

59 780

100

12 280

100

47 500

100


 

Структура базы размещения по рассматриваемому региону характеризуется следующими видами средств размещения: гостиницы - 36,5%; мотели - 1,9%; туристские базы, молодёжные лагеря и центры - 14,1%; санатории - 17,2%; дома отдыха и пансионаты - 21,1%; базы отдыха - 9,2% [12].

По уровню комфорта вся база на территории Владимирской области может быть отнесена по международной классификации к уровню одна-три звезды [12].

В 2007 г. в России было разработано «Положение о критериях классификации гостиниц», в соответствии с которым рекомендовано внедрить французскую систему классификации - по звёздам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырёх для мотелей). Каждой категории (звезде *) должен соответствовать определённый набор требований к зданиям, сооружениям, номерам гостиниц, инфраструктуре, системе жизнеобеспечения, уровню комфорта, квалификации персонала, а также основным дополнительным и сопутствующим услугам [5].

Существующая база туризма Владимирской области не отвечает спросу и изменившимся в последние годы потребностям клиентуры, не соответствует международным требованиям, характеризуется низкой комфортностью (65-70%), технической и технологической отсталостью, низким уровнем дизайна, значительным моральным и физическим износом и примерно на 87% нуждается в реконструкции, модернизации и функциональной перестройке (табл. 2.3) [12].

 

Таблица 2.3. Реконструкция средств размещения

Регион

Вместимость всего мест

не требуют реконструкции

В том числе

требуют

частичной

реконструкции

требуют

существенной модернизации

Требуют сноса и замены

Владимирская область

7 080

900

2 720

1 840

1620

Итого по областям

100%

12,7%

38,4%

26%

22,9%

«Золотого кольца России»

59 780

10 440

23 480

18 300

7 560

 

100%

17,5%

39,3%

30,6%

12,6%

Информация о работе Оценка туристических ресурсов