Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Оценить потенциал Логойского района для развития активных форм рекреационно-познавательного и спортивного туризма.
Задачи курсовой работы:
- определить на основе анализа литературных источников компоненты рекреационно-туристского и спортивно-туристского потенциала Логойского района;
- осуществить сравнительный анализ рекреационно-туристского потенциала туристических зон Логойского района
Введение…………………………………………………………………………4
Общая характеристика работы………………………………………….…...7
Глава 1 Компоненты рекреационно-туристского и спортивно-туристского потенциала Логойского района (анализ литературы)……………………………………………………………………..9
1.1 Компоненты природного ландшафта, способствующие развитию активных форм туризма на территории Логойского района………9
1.2 Компоненты культурного ландшафта, способствующие развитию познавательного туризма на территории Логойского района……………………………………………………………..…..13
Глава 2 Организация и методы исследования……………………………26
2.1 Организация исследований………………………………………….26
2.2 Методы исследований.………………………………………………27
2.2.1 Анализ литературных данных с целью сравнительной оценки туристского потенциала Логойского района (классический метод анализа).27
2.2.2 Балльная оценка эколого-туристского потенциала Логойского района (сравнительный, эмпирический анализ компонентов потенциала)……………………………………………………………………..28
2.2.3 Балльная оценка спортивно-туристского потенциала Логойского района (сравнительный, эмпирический анализ компонентов потенциала).40
Глава 3 Сравнительный анализ рекреационно-туристского потенциала Логойского района……………………………………………………………45
3.1 Сравнительный анализ компонентов природного ландшафта для развития активных форм рекреационного туризма Логойского района………………………………………………………………...45
3.2 Сравнительный анализ компонентов культурного ландшафта, средств и условий проведения рекреационных туров Логойского района…………………………………………………………………47
Глава 4 Сравнительный анализ спортивно-туристского потенциала Логойского района…………………………………………………………….50
4.1 Сравнительный анализ компонентов природного ландшафта и условий проведения туристских походов в Логойском районе…...50
4.2 Сравнительный анализ компонентов природного ландшафта, средств и условий проведения активного отдыха в Логойском районе………………………………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………………….60
Список использованных источников……………………………………...62
Еще одна
особенность понятия «
2.2.2 Балльная оценка эколого-туристского потенциала Логойского района (сравнительный, эмпирический анализ компонентов потенциала)
Прежде, чем дать балльную оценку эколого-туристского потенциала Логойского района следует указать, что вообще понимается в туристской деятельности под экологическим туризмом (экотуризмом). Множество «официальных» определений экотуризма, основаны на экономических аспектах и указывают особенности, отличающие экотуристскую деятельность, от других направлений туристской деятельности. Приведем, например, определение экотуризма представленное Всемирным Фондом дикой природы [цит. по 24]: «Экотуризм – это туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения». Профессионалы-экологи предпочитают пользоваться следующим определением: «экологический туризм - это разновидность природного туризма, основной целью которого является экологическое просвещение туристов при условии минимального воздействия на природные комплексы». [26]
Вместо «жесткого» единого определения, современное понятие экотуризма можно свести к набору обязательных принципов осуществления экотуристской деятельности, которые указаны, в частности А.В. Дроздовым. [5, 6]
Экологический туризм:
Об экологическом туризме в его действительном понимании следует говорить только тогда, когда при проведении мероприятия (экотура) соблюдаются все пять указанных принципов. При этом для оценки туристского потенциала особое внимание следует обратить на использование для проведения экологических туров сохранившихся, не разрушенных хозяйственной деятельностью человека, природных и культурных комплексов и на обязательность экологического просвещения туристов в рамках тура.
В мировой практике существуют две принципиальные модели развития экотуризма. Это так называемая «австралийская» модель, где путешествия совершаются в ненарушенную «дикую» природу и «западноевропейская» модель, где путешествия совершаются в пределах культурного, чаще сельского ландшафта (иные ландшафты просто отсутствуют или весьма ограничены).[5, 10] Для условий Беларуси больше подходит «австралийская» модель – путешествия в ненарушенную природу. Беларусь располагает достаточным природным потенциалом для развития рекреационно-познавательного туризма: имеет обширные, хорошо сохранившиеся природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир. Ландшафтно-экологическая оценка территории Беларуси, основанная на учете различных параметров структуры, устойчивости и функционирования природных комплексов, показала, что 43,3% природно-территориальных комплексов являются типичными, 32,8%-ценными и 20,9%-уникальными (более 50% природных комплексов пригодны для экотуристской деятельности).[24] При этом природа в Беларуси сохранилась в приближенном к первозданному, естественному состоянию на территориях с минимумом антропогенной нагрузки, прежде всего, там, где хозяйственная деятельность человека ограничена искусственно – на охраняемых природных территориях. Охраняемые природные территории (ОПТ) имеют различный охранный статус – государственные природные заповедники и заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы и пр.
Для оценки совокупности «природные и культурные ландшафты и их компоненты» необходимо выделить (составить список) тех конкретных компонентов географической среды района, которые, существенны для достижения цели рекреационно-познавательного (экологического) похода и которые следует оценить. Вначале оценке подвергаются природные ландшафты района похода. В литературе предлагается следующий фиксированный набор оцениваемых компонентов природных ландшафтов.
Природные ландшафты в целом.
Компоненты природных
рекреационного использования, в
том числе для пляжно-
1. Характерные для географической страны в целом растительные
сообщества.
Далее оценке подвергаются культурные ландшафты района похода; предлагается следующий фиксированный набор оцениваемых компонентов природных ландшафтов.[5, 11, 13]
Культурные ландшафты в целом.
Компоненты культурных ландшафтов.
экологических принципов природопользования (например, экотехнологичные хозяйства и предприятия, музеи и угодья аборигенных (традиционных) обществ, промыслов, ремесел).
При оценке группы компонентов потенциала
«средства и условия
хозяйственной деятельности.
После того, как список оцениваемых природных и культурных характеристик района путешествия составлен, оценку производят раздельно, по основным группам компонентов или слагаемых потенциала, подбирая для каждой группы различные способы и критерии.[5] Критерии оценки определяются масштабом, целью исследования и свойствами субъекта исследования; они весьма специфичны по отношению к каждому оцениваемому показателю, причем отдельные слагаемые потенциала приходится оценивать по множеству критериев. Например, для оценки пригодности для туризма и отдыха лесных массивов учитывают такие показатели как: количество ценных пород в составе древостоя, плотность подроста, наличие ягодников, насыщенность леса дорогами, бонитет леса (его продуктивность).[20] Для оценки привлекательности (аттрактивности) ландшафтов используют такие критерии, как: естественность (малое количество антропогенных элементов), видовая многоплановость (панорамность), пространственное (пейзажное) разнообразие территории, цветовая гамма и пр. [8, 9, 11, 17, 20 и др.]
Информация о работе Оценка рекреационно-спортивного туристского потенциала Логойской туристской зоны